Огромное значение, которое имеет суд для современного общества и государства, трудно переоценить, оно очень велико. На него возлагаются основные задачи для общества: защита прав человека и разбор спорных ситуаций, как между сторонами в гражданском споре, так и в наказании виновных в уголовном процессе. Суд играет важную роль и в построении гражданского общества, а рост его авторитета определяется постоянным ежегодным увеличением количества обращений граждан в судебные инстанции. Таким образом, проблема коррупции в суде становится особо актуальной в последнее время. Многие авторы сходятся во мнении, что именно коррупция в институтах судебной власти подрывает авторитет суда.
Нельзя не согласиться с тем, что коррупция в судебной власти — явление нередкое, распространенное во многих странах и в конечном итоге при ненадлежащем контроле «убивающее» авторитет суда, порождающее рост безнаказанности. Наличие коррупции в судебной системе, пусть даже это будет единичным случаем или же системным явлением, является весьма тревожным фактором, поскольку непосредственно подрывает верховенство права и способность судебной системы обеспечивать защиту прав и законных интересов человека.
Наибольшему влиянию коррупции подвержены как правило, районные суды, поскольку именно в них рассматривается огромное количество административных, уголовных и гражданских дел в год. Так, в Челябинске за 2019 год было рассмотрено 13070 уголовных дел с вынесением приговора, 53809 гражданских и административных дел. Проявления коррупции в районном суде, как основном звене системы судов общей юрисдикции, стирают базовые принципы осуществления правосудия, значительно снижают авторитет судебной власти, что лишний раз подчеркивает необходимость предотвращения подобных проявлений [2].
Законодательство Российской Федерации в решении вопроса предупреждения коррупционных нарушений пошло по верному, на наш взгляд, пути реализации модели ведомственного правового регулирования противодействия коррупции и урегулирования конфликта интересов, закрепив содержание понятий «коррупция» и «конфликт интересов» в нескольких специализированных законах.
Легальное определение «коррупции» и «конфликта интересов» закреплены в ФЗ № 273-ФЗ, а если говорить о судебной системе РФ, то указанные понятия сформулированы в ст. 3 Закона РФ «О статусе судей в РФ».
Однако в определениях имеются особые правовые критерии, и методика выявления и оценки этих составляющих будут отличаться в силу различного содержания, причин возникновения и формы выражения. Для устранения подобной ошибки и предотвращения непонимания правоприменителя следует закрепить в законодательстве правовые критерии конфликта интересов, на основании которых будет требоваться определение методики их выявления и оценки, разработать методические рекомендации для выявления личной заинтересованности и аффилированности судей и кандидатов на должность судей.
Общие этические положения, относящиеся к статусу судьи, закреплены в Кодексе судейской этики, который был утвержден в 2012 г. VIII Всероссийским съездом судей. КСЭ определяет принципы профессиональной деятельности и внеслужебной деятельности, обязательные для всех судей. Основы надлежащего отправления правосудия включают принципы независимости, объективности и беспристрастности, равенства, компетентности и добросовестности.
Что касается внесудебной деятельности судей, то в кодексе предусмотрена обязанность избегать любой деятельности, которая могла бы умалить авторитет судебной власти и вызвать сомнения в ее беспристрастности и независимости. Существует ряд ограничений для судей, связанных с осуществлением юридической практики, участием в политической и предпринимательской деятельности. Судья может заниматься различными видами внесудебной деятельности, включая научную, образовательную, творческую, общественную, благотворительную и иные виды деятельности, а также участвовать в различных публичных мероприятиях, но в том случае, если это не противоречит законодательству о статусе судей в Российской Федерации [1, c. 93].
Законодатель предусмотрел целую систему мер, гарантирующих ограждение судьи от незаконного воздействия при осуществлении им правосудия. Однако эти меры являются достаточными лишь в том случае, если речь идет о конкретных ситуациях, которые предусмотрел законодатель. Внеслужебные отношения судьи не могут быть полностью поставлены под контроль государства. Судья является частью общества. Общественные отношения, которые возникают между ним и другими членами общества, могут оказать на судью определенное воздействие, в том числе создать условия для возникновения конфликта интересов. Сложность заключается в том, что таких ситуаций может не быть при назначении кандидата на должность судьи. Они могут возникнуть по истечении определенного времени, в процессе расширения судьей не только своих деловых, но и личных связей [3. c. 54].
В 2016 г. IX Всероссийский съезд судей принял решение исключить из КСЭ три положения, связанные с беспристрастностью судей. Данные положения требовали от судей:
1) избегать ситуаций, когда близкие родственники заинтересованы в разбирательстве;
2) воздерживаться от действий, которые могут привести к конфликту интересов;
3) избегать ситуаций, когда личные отношения со сторонами разбирательства могут вызвать подозрения или создать впечатление отсутствия беспристрастности.
Но несмотря на исключение данных положений судьи не рассматривают дела, связанные с участием в них родственников, пусть даже не близких.
Судебным департаментом Челябинской области были разработаны памятки об основных ограничениях, запретах и обязанностях, установленных в отношении федеральных государственных гражданских служащих Управления Судебного департамента в Челябинской области. в данной памятке указаны ограничения, запреты и обязанности, установленные в отношении федеральных государственных гражданских служащих Управления Судебного департамента в Челябинской области.
Согласно данной памятке Федеральный государственный гражданский служащий, замещающий должность, предусмотренную соответствующим перечнем должностей, обязан ежегодно представлять в установленном порядке сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Сведения представляются в отдел организации контроля и противодействия коррупции Управления Судебного департамента в Челябинской области (далее — Управления) сведения о доходах по форме, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. В судах общей юрисдикции сведения о доходах предоставляются помощниками судей, начальниками отделов обеспечения судопроизводства по гражданским, уголовным и административным делам.
Помимо этого, в памятках указано, что необходимо делать гражданскому служащему в случае возникновения конфликта интересов, склонения его к получению взятки. Гражданский служащий представляет в письменной форме уведомление начальнику Управления Судебного департамента в Челябинской области о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
Подарки, полученные работником аппарата суда в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются федеральной собственностью и передаются работником аппарата суда по акту в суд, за исключением случаев, установленных законодательством [4].
4 сентября 2020 года состоялось заседание Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, Челябинского областного суда, Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда, Арбитражного суда Челябинской области, районных (городских) судов Челябинской области, Магнитогорского гарнизонного военного суда, Челябинского гарнизонного военного суда, Управления Судебного департамента в Челябинской области и урегулированию конфликта интересов. По итогам заседания Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных гражданских служащих было принято решение о признании причиной непредставления федеральными государственными гражданскими служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей не уважительной. Комиссия рекомендует федеральным государственным гражданским служащим принять меры по представлению указанных сведений.
Таким образом, в качестве вывода следует привести ряд мероприятий, которые помогут в совершенствовании методик предупреждения коррупции в районных судах. Конечно, работники суда и судьи подают сведения о доходах, о наличии социальных сетей, но иногда этого недостаточно. Считаю необходимым проводить мониторинг печатных и электронных средств массовой информации с целью выявления публикаций о проявлениях коррупции в районном суде, осуществлять проверки опубликованных сведений и принимать соответствующие меры реагирования, так как граждане зачастую высказывают свое «негативное» отношение в СМИ и социальных сетях. Также необходимо поддерживать в актуальном состоянии подраздел официального сайта суда, посвященного противодействию коррупции, в соответствие с требованиями нормативных правовых актов.
Кроме того, следует обращать внимание на так называемые «скандальные дела», связанные с привлечением депутатов, публичных личностей, иных лиц, наделенных властными полномочиями, брать их под контроль, во избежание возникновения коррупционных нарушений как со стороны этих лиц, так и со стороны судьи.
Литература:
- Гущина, Н. А. Независимость судей как важнейшая гарантия усиления судебной власти /Н. А. Гущина // Современное право. — 2015. — № 4. — С. 91–95. — Текст: непосредственный.
- Итоги работы судов общей юрисдикции Челябинской области в 2019 году, пресс-служба Челябинского областного суда. URL: http://oblsud.chel.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=107 (дата обращения: 01.06.2021 г.).
- Куликов, А. В. Особенности порядка наделения федеральных судей полномочиями и прекращения их полномочий / А. В. Куликов // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2019. — № 3. — С. 54–59. — Текст: непосредственный.
- Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48601/ (дата обращения: 01.06.2021 г.)