В статье анализируется сложившаяся в законодательстве практика регистрации в электронном виде сделок с недвижимостью, дано определение, отмечены плюсы государственной регистрации права на недвижимое имущество в электронном виде.
Ключевые слова: государственная регистрация, Росреестр, электронный вид.
Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости. [1]
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — это юридический акт подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав). [1]
Внесением в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество оформляется государственная регистрация прав.
Единственным доказательством существования зарегистрированного права является государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости, и такое право может быть оспорено только в судебном порядке.
Право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним подлежат государственной регистрации. Также государственной регистрации подлежат сервитут, ипотека, аренда и др.
Государственная регистрация прав осуществляется на основании заявления, форма и требования к заполнению которого, а также документов, представляемых с заявлением в электронной форме утверждены приказом Министерства экономического развития России от 08.12.2015 № 920 [1].
Заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы, представляются в орган регистрации прав, в том числе в форме электронных документов и (или) электронных образов документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг, или официального сайта, а также с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, или других информационных технологий.
К заявлению о государственной регистрации прав прилагаются документы, подтверждающий полномочия представителя заявителя, документы, являющиеся основанием для осуществления государственной регистрации прав и иные документы, предусмотренные законодательством.
За государственную регистрацию прав взимается государственная пошлина.
По собственной инициативе заявитель вправе представить документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за осуществление государственной регистрации прав, вместе с заявлением о государственной регистрации прав.
Документы, представляемые в форме электронных документов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных на то лиц, сторон договора или должностных лиц, и соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
Документы, представляемые в форме электронных образов, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе. [1]
Скомплектованный комплект документов, представляемых в форме электронных образов документов, электронных документов, должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя [1].
Расширение и совершенствование электронных услуг, рост числа электронных сервисов является одним из ключевых направлений развития Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (далее — Росреестр).
Так, Росреестром и Федеральной кадастровой палатой разрабатываются сервисы, которые будут синхронизированы с Единым государственным реестром недвижимости, что позволит не допустить размещения объявлений от мошенников. [5]
В 2019 году модернизировался процесс перевода государственной регистрации сделок в электронный вид.
Первый шаг для перехода к совершенствованию сделок в электронном виде — это разработка единого формата электронных документов.
Готовящийся программный продукт обеспечит автоматизацию процессов подачи на электронную регистрацию необходимого пакета документов.
С 01 января 2020 года вступили в силу важные изменения в законодательстве, с целью защиты граждан от мошеннических действий с недвижимостью с использованием электронной подписи.
Изменения направлены на предотвращение случаев, незаконного использования мошенниками электронных подписей собственников недвижимого имущества, для дальнейшей подачи документов на государственную регистрацию прав.
В настоящее время совершать сделки с недвижимостью в электронном виде возможно только в случае, если собственник заранее уведомил об этом Росреестр в бумажной форме. При отсутствии такого заявления осуществить государственную регистрацию перехода прав на основании электронной подписи невозможно.
В случае если для проведения сделок с недвижимостью в электронном виде электронная подпись выдана Федеральной кадастровой палатой, при проведении сделок с участием нотариусов и органов власти, которые взаимодействуют с Росреестром, в электронном виде не будет требоваться специальная отметка в Едином государственном реестре недвижимости, сделанная на основании заявления собственника недвижимости. Действие закона также не распространяется на популярные цифровые проекты, такие как электронная ипотека [6].
Уменьшение бумажного оборота компаний, работающих в сфере недвижимости, экономия времени и административных ресурсов являются преимуществами электронной регистрации сделок.
Регистрация в электронном виде не предполагает личного присутствия заявителей, ожидание в очереди в многофункциональных центрах — это одни из ключевых причин удобства регистрация сделок в электронном виде как для профессиональных участников рынка недвижимости (девелоперов, риелторов, застройщиков, а также крупных арендодателей торговых и офисных площадей), поскольку они сталкиваются с необходимостью регистрации большого количества сделок, так и для обычных граждан [4].
Одним из ключевых плюсов государственной регистрации сделок в электронной форме являются сокращенные сроки регистрации. Так, государственная регистрация прав в электронной форме оформляется в течение 7 рабочих дней, а та же процедура при личном обращении в многофункциональных центрах составляет 9 рабочих дней с момента подачи документов. При государственной регистрации, осуществляемой на основании нотариально удостоверенной сделки и если заявление о регистрации прав направлено в электронной форме, срок регистрации составит всего 1 рабочий день.
С каждым годом электронная государственная регистрация становится все более востребованной и актуальной, усиление данного направления важный шаг при переходе к электронному документообороту в области сделок с недвижимостью.
Литература:
- Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». (ред. от 02.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2020).
- Электронная регистрация. — Текст: электронный // росреестр: [сайт]. — URL: https://rosreestr.ru/site/press/news/sdelki-s-nedvizhimostyu-v-elektronnom-vide-poluchili-dopolnitelnuyu-zashchitu (дата обращения: 03.10.2021). /
- Обеспечение сделок. — Текст: электронный // cyberleninka: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-sdelok-s-nedvizhimostyu-1 (дата обращения: 03.10.2021)..
- Левицкая, Е. А. Отнесения объектов к недвижимому имуществу / Е. А. Левицкая. — Текст: электронный // elibrary: [сайт]. — URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29431882 (дата обращения: 03.10.2021).