Статья посвящена рассмотрению особенностей специальных принципов управления в сфере культуры, используемых в нашей стране на современном этапе. Особое внимание в ней уделено анализу понятий «принцип», «принципы государственного управления», а также «принципы государственного управления в области культуры», применяемых в научном сообществе.
Ключевые слова: принципы, специальные принципы государственного управления, государственное управление, культура.
Тщательное исследование специальных принципов государственного управления в области культуры становится сейчас особенно актуальным, так как на данных принципах строится вся государственная политика в рассматриваемой области. При этом понятие «принципы государственного управления» трактуется в ученом сообществе неоднозначно. Обусловлено это достаточной сложностью и многозначностью самого термина «принцип», являющегося в данном словосочетании базовым.
Существительное «принцип» (от лат. «principium» — начало, первопричина чего-либо) употреблялось еще в древней Греции. В дальнейшем оно стало более многозначным. В частности, Т. Ф. Ефремова трактует данное понятие как «основное, исходное положение какой-либо науки, теории», «внутреннее убеждение, точка зрения на что-либо», а также «особенность устройства, действия того или иного механизма» [4, с. 119].
В словаре Ожегова принцип трактуется как «основная особенность в устройстве чего-либо» [5, с. 104], в словаре Даля — как «научное или нравственное начало, основанье, правило, основа, от которой не отступают» [6, с. 129], а согласно словарю Брокгауза и Ефрона, принцип представляет собой «то, чем объединяется в мысли и в действительности, известную совокупность фактов» [7, с. 78].
Следовательно, в науке имеется трактовок понятия «принцип», однако в одном ученые единодушны — это нечто основополагающее, базовое, то, на чем строится все остальное. Исходя из этого, можно утверждать, что принципы государственного управления в любой отрасли представляют собой систему взаимосвязанных установок и руководящих постулатов, на основе которых строится данный процесс. Более предметно данное понятие трактуется в учебной литературе как « основополагающие идеи, руководящие начала, лежащие в основе управленческой деятельности и раскрывающие ее сущность» [3, с. 74].
При этом принципы могут быть как общими (то есть социально-правовыми, присущими любой области государственного и муниципального управления), так и специальными, которые применяются в той или иной сфере и отражают ее особенности.
В частности, по мнению И. В. Кирисовой, специальные принципы государственного управления в области культуры представляют собой отдельный вид принципов, « в соответствии с которыми строится управление каждой отдельной группой правоотношений сферы культуры, выделенной на основе общности предмета регулирования и стоящих задач, закрепленных в определенных нормативно-правовых актах» [2, с. 148].
Как уже было упомянуто, специальные принципы государственного управления в области культуры, учитывая все особенности данной отрасли, основываются на общих положениях, согласно которым выполняется государственное управление в любой отрасли. Данные принципы включают в себя несколько основных постулатов.
Это «единство органов исполнительной власти; федерализм; законность; демократия; обеспечение гарантий свободы любых видов творчества; защита интеллектуальной собственности; возможность для каждого участвовать в культурной жизни, иметь доступ к культурным ценностям, а также свободно пользоваться учреждениями культуры; охрана культурного наследия, памятников истории и культуры; стратегическое планирование государственного управления в данной сфере» [1, с. 72].
Как можно заметить, даже общие принципы государственного управления в данном случае несут в себе отпечаток сферы культуры, который значительно усиливается в специальных принципах. Они включают в себя:
— «принцип специальных форм государственной защиты сферы культуры;
— принцип сочетания государственной, муниципальной и иных форм собственности в сфере культуры, установление особенностей владения, пользования и распоряжения культурными ценностями;
— дифференциация государственного управления в зависимости от объекта и уровня;
— учет особенностей региона, в котором осуществляется государственное управление в области культуры)» [3, с. 79].
Следовательно, данные принципы с одной стороны определены необходимостью соблюдения базовых прав и свобод человека и спецификой функционирования исполнительной власти, а с другой — определяют и упорядочивают всю систему государственного и муниципального управления в сфере культуры, формируя основную цель и задачи.
Рассмотрим каждый из вышеупомянутых специальных принципов более подробно. В частности, использование особых форм государственной защиты в сфере культуры обусловлен самой природой данной области. Ведь многие объекты защиты и охраны имеют нематериальный, невещественный характер, однако чрезвычайно ценны и невосполнимы.
Кроме того, сфера культуры во многом имеет некоммерческую направленность (а значит, ей необходима финансовая поддержка), так как она связана с вдохновением и творчеством, что предполагает известную степень свободы творца, поэтому государство гарантирует невмешательство в творческий процесс. Следовательно, применение особых форм государственной защиты в сфере культуры вполне оправданно.
Принцип сочетания государственной, муниципальной и иных форм собственности в сфере культуры, установление особенностей владения, пользования и распоряжения культурными ценностями неразрывно связан с принципом специальных форм государственной защиты и также обусловлен спецификой сферы культуры. В настоящее время большинство учреждений, относящихся к данной области, находятся в государственной собственности, некоторая часть — в муниципальной и только малое их количество находятся в частных руках. Обусловлено это тем, что каждый гражданин РФ вправе иметь свободный доступ к объектам исторического и культурного наследия, что невозможно обеспечить, если они будут в частных руках.
Дифференциация государственного управления в зависимости от объекта и уровня обусловлена, опять-таки, особенностями сферы культуры, а также недопустимостью вмешательства в творческий процесс. Поэтому в данном случае государственные и муниципальные организации отвечают только за финансовую и организационную составляющую данного процесса.
Наконец, учет особенностей региона, в котором осуществляется государственное управление в области культуры обусловлен, с одной стороны, значительной географической протяженностью нашей страны, в которой живут представители самых разных культур, а с другой — разным уровнем развития регионов нашей страны.
Таким образом, система специальных принципов государственного управления в области культуры во многом определяет его цели и задачи. При этом каждый принцип, входящий в данную систему, взаимосвязан с прочими.
Литература:
- Берлизов, М. П. Государственное регулирование в области культуры в Российской Федерации (административно-правовой аспект). диссертация канд. юрид. наук / М. П. Берлизов. — Воронеж, 2012. — 248 с.
- Кирисова, И. В. Специальные принципы государственного управления в области культуры / И. В. Кирисова // Вестник МФЮА. — № 3. — 2013. — С. 146–162.
- Система государственного и муниципального управления: учебник/ М. С. Байнова, Н. В. Медведева, Ю. С. Рязанцева. — Москва; Берлин: Директ-. Медиа, 2020. — 229 с.
- Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка / Т. Ф. Ефремова. — 2-е изд., испр. — М.: Астрель: АСТ, 2005. — 636 с.
- Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, под общ. ред. Л. И. Скворцова. — 28-е изд., перераб. — Москва: Мир и Образование: ОНИКС, 2012. — 1375 с.
- Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / В. Даль. — М.: Цитадель, 1998. -2030 с.
- Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона: современная версия: [в 16 томах]. — Москва: Эксмо, 2007. — 255 с.