В статье рассматриваются вопросы перехода с планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта на систему планового диагностирования в частях и подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации.
Ключевые слова : диагностирование, автомобильная техника, техническое обслуживание и ремонт.
Сегодня автомобильная техника (далее АТ) является важнейшим средством, влияющим на боевую готовность сил и средств воинского подразделения. Она обеспечивает более 80 % всех перевозок.
Поддержание АТ в технически исправном состояние в значительной степени зависит от уровня и условий развития, функционирования производственно-технической базы подразделений технического обеспечения воинских подразделений, представляющей собой совокупность зданий для технического обслуживания (ТО), текущего ремонта (ТР) и хранения подвижного состава.
Однако, затраты материальных средств на ТО и ТР в подразделениях технического обеспечения еще достаточно высоки. Зачастую многие автомобили используются с незначительными неисправностями и отклонениями в регулировочных параметрах, что влияет на повышенный расход запасных частей и техническое состояние автомобиля в целом. Также достаточно высок процент дорожно-транспортных происшествий связанный с неисправностями и отказами автомобилей [1, с. 18].
Снижению отрицательных факторов, влияющих на качество ТО и ремонта автомобилей, способствует внедрение современных методов и средств технического диагностирования (СТД). Практика показывает, что на автотранспортных предприятиях, где используется техническое диагностирование, выше коэффициенты готовности автомобилей, меньше аварийных ремонтов, выше техническая дисциплина ТО и ремонта и соответственно существенно ниже стоимость, и трудоёмкость их проведения, расход топлива и запасных частей [3, с. 34].
Практически весь объем ТО воздействия определяется качеством контрольно-диагностических работ. Поэтому развитие всей системы технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей направленно на совершенствование методов и технических средств контрольно-диагностических работ.
Важнейшим направлением развития технических средств контрольно-диагностических работ является повышение достоверности и точности постановки диагноза о техническом состоянии автомобилей без его разборки. Каждая разборка системы или сложного агрегата автомобиля вызывает не только дополнительные затраты, но и приводит к снижению их ресурсов.
В работе предлагается изменения планово-предупредительной системы на систему планового диагностирования в частях и подразделениях войск национальной гвардии Российской Федерации.
Для поддержания автомобилей в исправном состоянии большое значение имеет внедрение диагностирования. Эффективность его будет тем выше, чем лучше будет контролепригодность автомобилей.
Диагностика предназначена для контроля механизмов, обеспечивающих безопасность движения автомобиля, для определения его технического состояния без разборки с целью выявления неисправностей, причин их возникновения и установления безотказного срока службы.
На различных предприятиях, которые используют диагностические работы, во многом удается продлевать сроки службы многих узлов и механизмов деталей автомобиля до их ремонта, при этом, не снижая эксплуатационные характеристики. Агрегаты, которые были предназначены для отправки в ремонт, после проведенного диагностирования и проведения регулировочных работ, еще долгое время продолжают надежно работать, тем самым обеспечивая высокую экономическую эффективность.
По имеющимся данным, внедрение диагностирования позволило снизить расход топлива примерно на 4–8 %, уменьшить на 5–6 % трудоёмкость текущего ремонта, увеличился ресурс износа шин [10]. С помощью диагностирования освоена автоматизированная система управления службы технического обслуживания и ремонта автомобилей.
Для определения роли и места диагностирования вооружения, военной и специальной техники, как совокупности технологических операций в системе технического обслуживания и текущего ремонта автомобилей, необходимо его классифицировать по организационным признакам.
Такими признаками являются:
— расположение комплексов;
— форма обслуживания;
— сочетание с ТО и ТР;
— периодичность проведения диагностических воздействий;
— тип основных средств диагностирования.
Классификация видов диагностирования представлена на рис. 1.
В соответствии с данной классификацией по расположению диагностических комплексов подразделяются на:
— центральное, при котором работы одно или нескольких видов централизованы в масштабе региона, автотранспортного объединения, комбината или выполняются базой централизованного технического обслуживания (БЦТО);
— децентрализованное, при котором все работы производятся на предприятиях базирования автомобилей;
— распределённое (промежуточные варианты), при котором одна часть работ централизована, а другая выполняется децентрализованным методом.
Рис. 1. Классификация видов диагностирования по организационным признакам
В частях оперативного назначения на практике диагностические работы проводятся в специально выделенное время, часто не совпадающее с графиком ТОиР. Это обусловлено интенсивностью боевой службы по охране общественного порядка и боевой подготовки. Поэтому для поддержания высокой боевой готовности технически большое значение имеет надёжность, основным показателем является наработка на отказ.
Основой для разделения всех узлов машины на группы в целях формирования рациональной системы технического обслуживания и ремонта автомобильной техники и экономики средств и ресурсов в процессе технического обслуживания и ремонта в зависимости от их технического состояния и прогнозируемой наработки на отказ является система технического диагностирования АТ.
Литература:
- Якубовский Ю. В.: «Автомобильный транспорт и охрана окружающей среды» - М.: Транспорт, 1979. — 198 с.
- «Руководство по диагностике технического состояния подвижного состава автомобильного транспорта: РД-200-РСФСР-15–0150–81» - М.: ЦБНТИ Минавтотранса, 1982.
- «Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве» - М.: ГОСНИТИ, 1985- 144 с.