В статье рассматриваются основные проблемы современных подростков. Представлены результаты эмпирического исследования по проблеме изучения особенностей жизнестойкости младших и старших подростков, с их личностными особенностями: разным темпераментом, уровнем самооценки и притязаний, преобладающими стратегиями совладания с трудностями. Делается вывод, что существуют личностные ресурсы, позволяющие справляться с напряженной психологической ситуацией, например, такое личностное качество, как жизнестойкость.
Ключевые слова : жизнестойкость, вовлечённость, контроль, принятие риска, личностные особенности.
The article deals with the main problems of modern teenagers. The article presents the results of an empirical study on the problem of studying the characteristics of the resilience of younger and older adolescents, with their personal characteristics: different temperament, level of self-esteem and claims, prevailing strategies for coping with difficulties. It is concluded that there are personal resources that allow you to cope with a stressful psychological situation, for example, such a personal quality as resilience.
Keywords: resilience, engagement, control, risk-taking, personal characteristics.
Условия, в которых протекает жизнедеятельность современного ребенка, часто по праву называют экстремальными и стимулирующими развитие стресса. В этих сложных условиях актуализируются проблемы, связанные с решением возникающих перед ними трудных жизненных ситуаций, создавшаяся социальная обстановка требует от детей максимальной адаптации. В связи с этим формирование жизнестойкости современной молодежи приобретает особую актуальность.
Цель данного исследования заключалась в изучении особенностей жизнестойкости и ее взаимосвязи с личностными особенностями у подростков.
Объект исследования: процесс жизнестойкости у подростков.
Предмет исследования:взаимосвязь жизнестойкости с личностными особенностями подростков.
Гипотеза исследования. У старших подростков более высокий показатель жизнестойкости, более высокая самооценка, у них ниже уровень нейротизма, применяются более эффективные стратегии совладания с трудностями, чем у младших подростков.
Проанализировав различные теоретические источники по проблеме изучения жизнестойкости личности, мы определили, что жизнестойкость включает в себя три достаточно автономных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Вовлеченность — убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает огромный шанс найти что, то стоящее и интересное для человека. Контроль — понятие, представляющее собой убежденность в том, что упорство и борьба позволяют повлиять на конечный результат происходящего, даже если это влияние не абсолютно и успех не гарантирован. Принятие риска — представляет собой убежденность человека в том, что все то, что с ним происходит, помогает ему развиваться за счет знаний, которые извлекаются из опыта, — не важно, позитивное оно или негативное [5, c 13].
Общие качества жизнестойких подростков: высокая адаптивность; уверенность в себе; независимость; стремление к достижениям; ограниченность контактов. В подростковом возрасте на первый план в развитии жизнестойкого поведения выходят навыки саморегуляции, которые постепенно начинают управляться смыслами, самоконтролем [3, c 104].
Личностный компонент, представлен «высоким уровнем самооценки» и «самоуважения» личности. Когнитивный компонент отражает силу убежденности человека в собственной эффективности. Эмоциональный компонент характеризует «смелость» человека в социальных контактах. Поведенческий компонент, интегрируя вышеперечисленные составляющие, обеспечивает внешнюю реализацию поведенческого репертуара уверенности в себе.
Уверенность в подростковом возрасте проявляется: в адекватной самооценки и самоуверенности; осознание своих сильных и слабых сторон характера, достоинств и недостатков; убежденность и уверенность своих действий; способность верить в себя, в свои силы и возможность достичь поставленных перед собой целей; умение преодолеть свой страх и негативные эмоциональные состояния; наличие репертуара уверенного поведения и развитее эффективных коммуникаций [1, 2, 4].
В эмпирическом исследовании использовались: «Тест жизнестойкости» С. Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Д. А. Леонтьев); морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова, Л. В. Л.В. Карпушина; методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); личностный опросник Г. Айзенка (EPI).
Эмпирическое исследование было организовано и проведено в МОУ «Гимназии N1» г. Железногорска Курской области. В исследовании приняли участие 60 учащихся 6–7 класса — мы объединили их в группу младшие подростки и 60 учащихся 10–11 класса, которых объединили в группу старшие подростки.
На констатирующем этапе исследования (в сентябре-октябре 2020 года) мы провели диагностику для определения уровня жизнестойкости у подростков с разными личностными особенностями.
Исследование уровня жизнестойкости по методике С. Мадди позволило выделить 3 группы испытуемых: с низким уровнем жизнестойкости (50 % младших подростков и 10 % старших подростков); со средним уровнем жизнестойкости (40 % младших подростков и 60 % старших подростков); с высоким уровнем жизнестойкости (10 % младших подростков и 30 % старших подростков).
Вовлеченность у подростков определяется как убеждённость в том, что происходящее даёт максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное, получение удовольствия от собственной деятельности, убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован, преобладает ощущение, самостоятельного выбора собственной деятельности, своего пути, убеждённость в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счёт знаний, извлекаемых из опыта, — неважно, позитивного или негативного.
У большинства респондентов в обеих группах наблюдается средние показатели (более 50 %). Респонденты со средними показателями ощущают свою значимость в совместной деятельности, получают удовольствие от собственной деятельности. С высокими показателями 26,7 % в обеих группах подростков. Подростки, рассматривают жизнь как способ приобретения опыта, готовность действовать в отсутствие надёжных гарантий успеха, на свой страх и риск, считая стремление к простому комфорту и безопасности.
Согласно результатам по методике Д. А. Леонтьева СЖО:
— высокий уровень осмысленности целей был выявлен у 35 % младших и 40 % старших подростков,
— удовлетворенными своей жизнью считают себя 37 % респондентов младшего и 30 % старшего школьного возраста,
— результативной свою жизнь считает 28 % младших подростков и 30 % старшеклассников.
У младших подростков преобладает низкий уровень (40 %) развития целей в жизни, что свидетельствует о том, что у подростков еще пока не сформированы цели в жизни; у старших подростков преобладает высокий уровень (40 %) развития целей, что говорит о том, что старшеклассники данной группы представляют себя как сильные личности, способные выстраивать свою жизнь в соответствии с поставленными целями и представлениями о её смысле.
Выявлено, что и младшим и старшим подросткам присуще проявление конформной установки по отношению к группе, поиск сильного лидера, полизависимость, гиперответственность.
Для младших подростков характерны неуверенность в выборе деятельности, отсутствие чувства собственной предназначенности, у них доминирует механизм отрицания. Им свойственно испытывать отчужденность. Стремление к самораскрытию и самовыражение имеет низкие значения. Стратегия самоподавления проявляется в неумении сразу ответить на необоснованно предъявляемую просьбу или требование, в актуализации страхов, связанных с необходимостью спросить или попросить, с фрустрированностью потребностей и «зажатостью», а также с неуверенностью за правильность мыслей и действий, вследствие чего они соответственно не высказываются и не производятся.
Старшим подросткам присуще конструктивное самоутверждение, умение решать проблемы, склонность к обоснованному риску, в спонтанном проявлении своих способностей, творчестве. Им свойственно использовать разные механизмы психологической защиты, но чаще всего прибегают к зрелым способам защиты, например, идентификации.
Результаты изучения самооценки по Дембо — Рубинштейн выявили, что для большей части младших подростков характерен средний, оптимальный для развития личности уровень самооценки (63,3 % учащихся). Такие подростки реально соотносят собственные возможности и способности, при этом достаточно критически относятся к себе, ставят перед собой реальные цели, способны прогнозировать адекватное отношение окружающих к результатам своей деятельности, стремятся к самосовершенствованию и саморазвитию.
Для старших подростков характерен высокий уровень самооценки 56,7 %, что говорит о внутреннем ощущении собственной силы, права, правоты и возможностей, вера в себя, отсутствие сомнений и страха, уверенности в поведении и решительность, смелость, отсутствие боязни в принятии и осуществлении своих решений, высокая оценка своих качеств, возможностей и достоинств, уверенность, что неудачи скорее случайны и связаны с неблагоприятным стечением конкретных обстоятельств, только здесь и сегодня, а успех закономерен и определяется собственными качествами, его способностью самостоятельно решать трудные задачи. Такие ребята, как правило, оценивают себя по достоинству, относятся к себе уважительно, считают, что достигли своеобразного предела развития.
С низким уровнем развития самооценки среди обследованных было выявлено одинаковое количество подростков в обеих группах респондентов (6,7 %). Им присуще низкая внутренняя оценка своих качеств, возможностей и достоинств, чрезмерная самокритика и неудовлетворение; сверхчувствительность к критике, сопровождаемая возмущением и обидой на критику и чувством, что на него нападают; хроническая нерешительность и чрезмерная боязнь допустить ошибку на виду у людей, особенно если среди них есть его друзья — он будет бояться их потерять.
Результаты исследования по методике Морфологический тест жизненных ценностей В. Ф. Сопова, Л. В. Л.В. Карпушина показали, что значимыми ценностями жизненной сферы у младших подростков оказались следующие ценности: «Активные социальные контакты», «Достижение» и «Материальное благосостояние», для старших подростков «Духовное удовлетворение», «Сфера образования», «Сфера семейной жизни» и «Сфера профессиональной жизни».
По методике «Личностный опросник» Г. Айзенка выявлено, что среди старших подростков больше респондентов с низким уровнем экстраверсии и нейротизма, чем среди младших подростков.
Основываясь на результатах констатирующего этапа, мы пришли к выводу, что психолого-педагогические технологии развития жизнестойкости у подростков смогут повысить уровень их стрессоустойчивости и, как следствие, сыграют положительную роль в профилактике поведения несовершеннолетних.
Таким образом, проведенный психолого-педагогический анализ понятия «жизнестойкость» показал, что данный феномен может рассматриваться как интегральное психологическое свойство личности, и является необходимой личностной характеристикой современных подростков.
Литература:
- Калашникова М. Б., Никитина Е. В. Жизнестойкость как необходимая личностная характеристика современных подростков // Вестник НовГУ, 2017. URL: https://cyberleninka.ru/ article/ n/zhiznestoykost-kak-neobhodimaya-lichnostnaya-harakteristika-sovremennyh-podrostkov
- Одинцова М. А. Психология жизнестойкости. М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. 201 с.
- Рассказова Е. И. Жизнестойкость как фактор совладания со стрессом в контексте психического здоровья //Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. — 2014. — № 1. — 104 с.
- Сорокоумова Е. А. Исследование жизнестойкости как свойства личности современных подростков //Электронный научный журнал. № 3 (12) 2018
- Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. Монография. — М.: МПГУ, 2012. — 152с