В статье автор раскрывает особенности обучения иностранному языку, говоря о необходимости создания погружения в языковую среду. А также, раскрывает особенности младшего школьного возраста и обучения в этот период.
Ключевые слова: языковая среда, иностранный язык, процесс обучения, знание, младший школьник, младший школьный возраст, речевая стихия, метод погружения
Наиболее важную роль при изучении любого иностранного языка играет то, в какой среде его изучают. Для лучшего усвоения новых языковых знаний большинство педагогов используют так называемый метод полного погружения в языковую среду. Языковой средой является окружение людей, общество в аспекте его влияния на усвоение иноязычными индивидами неродного языка (учащимися или иммигрантами), находящимися в стране соответствующего этноса [1]. Языковая среда способствует овладению вторым языком. В это понятие включаются не только люди, с которыми иноязычное лицо вынуждено общаться, но и речь, передаваемая по телевидению, газеты, письменные вывески, объявления и другое.
Языковая среда, может быть, нескольких видов:
— Искусственная — создается с помощью различных средств обучения в условиях ее отсутствия с целью воссоздания языковой среды.
— Естественная — обучение организуется в условиях иноязычной языковой среды.
И исходя из доступного вида языковой среды, можно говорить о факторах воздействия иноязычной среды на личность. К ним можно отнести следующее:
— Видеоряд (включает явления окружающего мира в виде зрительных образов);
— аудиоряд;
— ситуативный ряд (речевые ситуации, стереотипы социального общения и межкультурного языкового контакта);
— национально маркированные фоновые знания;
— обучающая стихия языка.
Раскрывая понятие фоновые знания можно говорить о том, что к данному виду относят знания, характерные для говорящих на данном языке, обеспечивающие речевое общение, в процессе которого эти знания проявляются в виде смысловых ассоциаций, соблюдения норм речевого поведения носителей языка. Фоновые знания можно разделить на знания о предметах и явлениях национальной культуры (реалии) и на знания об общепринятых в стране изучаемого языка нормах поведения (этикет).
Речевой стихией считают атмосферу, социальную среду, в которой происходит формирование аспектов вербального взаимодействия людей определенного культурного уровня. Стихия речи формируется из совокупности средств языка [2].
Вернемся к необходимости погружения в языковую среду в процессе изучения иностранного языка, данный способ обучения подразумевает постоянный контакт с «живым» иностранным языком и выполнение повседневных занятий на изучаемом языке. Это важный фактор успешного овладения иностранным языком, формирования коммуникативной компетенции и языковой социализации, которая включает в себя:
— усвоение элементов и структуры языка;
— освоение речевых норм;
— присвоение стереотипов речевого поведения.
Погружение — это система обучения, которая создает у учащегося внутреннее ощущение свободы, раскрывая потенциальные возможности человека.
Метод погружения опирается на три принципа:
— удовольствие и релаксацию на занятиях,
— единство сознательного и подсознательного,
— двустороннюю связь в процессе обучения.
Преподаватель организует своевременное получение информации об усвоении учащимися материала и учитывает возможности каждого. Прилагаются специальные усилия для создания и использования авторитета преподавателя с целью поддержания у учащихся уверенности в успехе и радостной атмосферы в процессе обучения. Метод погружения преодолевает (обходит) традиционно упроченную установку на обучение как на тяжкий труд, порождающую падение самооценки и инициативы, и как следствие, — продуктивности обучения.
Но перейдем к понятию учебная деятельность. В педагогическом терминологическом словаре можно увидеть следующее определение: учебная деятельность — один из основных видов деятельности человека, направленный на усвоение теоретических знаний и способов деятельности в процессе решения учебных задач. Систематическое осуществление учебной деятельности. способствует интенсивному развитию у её субъектов теоретического сознания и мышления [3].
В данный вид деятельности могут быть включены такие компоненты, как:
— Мотивация — определяет, стимулирует, побуждает к совершению действий.
— Цели УД — приобретение знаний, умений и навыков/.
— Учебная задача — система заданий, выполняемых для достижения учебных целей.
— Учебные действия — действия, с помощью которых учащиеся решают учебные задачи: постановка проблемы, общие или конкретные способы разрешения проблемы, контроль, оценка, коррекция [3].
— Контроль — проверка правильности и полноты выполнения учебных действий, освоил ли обучающийся заданный способ действий.
— Рефлексия — может существовать на всех этапах учебной деятельности, мыслительный процесс, направленный на анализ, понимание, осознание себя [3].
Для младшего школьного возраста характерно, что ведущей деятельностью формируется и становится деятельность учебная. В ходе этого процесса возникают два основных психологических новообразования этого возраста — возможность произвольной регуляции процессов психических и построение внутреннего плана действий [4].
Данный возраст является периодом интенсивного развития и качественного преобразования познавательных процессов: они начинают приобретать опосредствованный характер и становятся осознанными и произвольными. Ребенок постепенно овладевает своими психическими процессами, учится управлять восприятием, вниманием, памятью.
В период обучения в младшем школьном звене, учебная деятельность становится ведущей. Память развивается в двух направлениях — произвольности и осмысленности. Дети непроизвольно запоминают учебный материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т. д. Но, в отличие от дошкольников, они способны целенаправленно, произвольно запоминать материал, им не слишком интересный.
В начальных классах запоминание носит механический характер, который основан на многократном повторении и силе впечатления акта восприятия. У данного типа школьников преобладает наглядно-образный тип мышления, поэтому они обращают внимание на все яркое. Для более продуктивного обучения надо учитывать специфику памяти детей. Младшие школьники легко и прочно запоминают небольшой по объему языковой материал и хорошо его воспроизводят.
Именно в этом возрасте развивается внимание. Без сформированности этой психической функции процесс обучения невозможен. На уроке учитель привлекает внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Младший школьник может сосредоточено заниматься одним делом 10–20 минут.
Большие возможности предоставляет младший школьный возраст для воспитания коллективистских отношений. За несколько лет младший школьник накапливает при правильном воспитании важный для своего дальнейшего развития опыт коллективной деятельности — деятельности в коллективе и для коллектива. Воспитанию коллективизма помогает участие детей в общественных, коллективных делах. Именно здесь ребёнок приобретает основной опыт коллективной общественной деятельности.
В ходе работы с учениками с 1 по 4 класс на уроках японского языка, как курса внеурочной деятельности, было установлено, что для учеников младшего школьного возраста необходимо подбирать задания и материал таким образом, чтобы максимально привлечь внимание детей и удержать его в ходе всего урока. Среди технологий, используемых на уроках японского языка в начальной школе, хотелось бы выделить следующие:
— Технологии объяснительно-иллюстративного обучения: использование карточек, таблиц, картинок, плакатов и учебных пособий;
— Игровая технология: ролевые игры, развивающие, групповые и парные;
— Цифровые технологии (видео, презентация, мультфильмы, образовательные платформы);
— Здоровье сберегающие технологии (смена деятельности во время урока: чтение, письмо, ответы на вопросы, просмотр видео материалов/презентаций);
— Личностно-ориентированные технологии (разноуровневые задания, рефлексия по итогам учебной деятельности, дидактический материал).
Литература:
- Панькин, В. М. Языковые контакты: краткий словарь. / В. М. Панькин. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pankin-v-m-filippov-a-v-yazykovye-kontakty-kratkiy-slovar-m-flinta-nauka-2011–160-s (дата обращения: 04.10.2021).
- Руденко, Т. Из чего складывается речевая стихия / Т. Руденко. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://fb-ru.turbopages.org/fb.ru/s/article/344539/iz-chego-skladyivaetsya-rechevaya-stihiya (дата обращения: 04.10.2021).
- Педагогический терминологический словарь. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://pedagogical_dictionary.academic.ru/ (дата обращения: 04.10.2021).
- Головин, С. Ю. Словарь практического психолога. 1998 / С. Ю. Головин. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://libking.ru/books/ref-/ref-ref/360768–190-s-golovin-slovar-prakticheskogo-psihologa.html (дата обращения: 04.10.2021).