Ключевые слова: пальчиковые игры, дошкольный возраст, когнитивное развитие, умственное развитие, мелкая моторика, речевое развитие.
В последние годы складывается отрицательная тенденция по рождаемости здорового ребенка. Дети имеют различные перинатальные поражения, травмы, возникшие в процессе родовой деятельности и другие нарушения обширной этиологии. Эти и другие факторы закладывают особенности в физиологической природе ребенка и развитии всех познавательных процессов: мелкой моторики, речи, внимания и памяти. Не каждый родитель способен увидеть сложность ситуации в развитии своего ребенка. Как правило, эти отклонения начинают наблюдаться уже педагогами и поднимается вопрос о коррекции.
Перед воспитателями встает проблема выбора метода, который позволит в короткие сроки достичь положительной динамики в развитии познавательных функций и сенсорного интеллекта с участием зрительных, слуховых, тактильных, двигательных ощущений. Работа над данной задачей может быть простроена через кончики пальцев ребенка, так как именно в этой зоне сосредоточены внимание, память, речь. Используя раздельные и синхронные движения пальцев рук, используя воздействие на кончики пальцев воспитанников, педагог не только развивает все познавательные процессы, но и способствует восстановлению когнитивного развития ребенка.
Развитие пальцевой моторики влияет на становлении речи, которая в будущем будет иметь ключевое значение в формировании письменной речи, рисовании, игровой деятельности и социализации в целом. Работа пальцев через определенные зоны в коре головного мозга развивает подвижность артикуляции, что делает речь ребенка четкой и правильной. Мощный толчок к познавательной и творческой активности дают именно систематические занятия, которые повышают работоспособность головного мозга.
Целью занятий по развитию ловкости и точности пальцев рук является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. Систематическое повторение двигательных упражнений, требующие тонких движений пальцев — выполняемая задача не для каждого малыша. В этой ситуации для педагога является основной целью привлечь внимание воспитанников к выполнению таких действий.
Если за основу брать слова В. А. Сухомлинского: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития… Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Одна из главных целей игры является развитие определенных способностей ребенка, его личностных качеств, психических процессов. То, следует сделать вывод, что хорошим средством для развития мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые представляют собой тексты упражнений — рифмованные подсказки к заданным движениям.
Пальчиковые игры для развития речи — это простое и доступное средство развития вербального интеллекта.
Они легко ложатся на слух ребенка, и настраивают на игру. С помощью стихотворного ритма совершенствуется произношение, происходит постановка правильного дыхания, отрабатывается определённый темп речи, развивается речевой слух.
Все упражнения, используемые в пальчиковой гимнастике, можно разделить на несколько групп.
Упражнения для кистей рук развивают подражательную способность; учат переключаться с одного движения на другое; учат напрягать и расслаблять мышцы и развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время.
Упражнения для пальцев условно статические совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и требуют более точных движений.
Динамические упражнения для пальцев развивают точную координацию движений; учат противопоставлять большой палец остальным и учат сгибать и разгибать пальцы рук
Пальчиковые игры — отличный инструмент для того, чтобы подготовить руку малыша к письму, развить координацию. А для того, чтобы параллельно развивалась и речь, можно использовать для таких игр небольшие стишки, считалки, песенки. Использовать можно любые стихотворные произведения такого рода, педагоги и родители могут сами придумать сопровождающие речь движения для пальчиков — сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять.
Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком, находят отклик у них в гладах, заинтересованность.
Именно для того чтобы содержание игры стало для ребят наиболее интересным и понятным, в своей работе используем стихотворные рифмы, отражающие лексические темы и литературные произведения (персонажи, события). Но не к каждой тематике можно найти нужные строки. В связи с этим хотелось представить разработанные нами несколько пальчиковых игр.
Пальчиковая игра в жанре «Докучная сказка»
Ехал Прошка по дорожке (имитация руля)
На тележке без колес (поочередно прикладываем пальчики каждой руки к большому пальцу, образуя круг)
Закусали его мошки (имитация пощипывания)
Убежал он, бросил воз ( имитация бега пальчиками по кисти другой руки)
А в тележке пять овец (показать рожки и на пальцах число 5)
Вот и сказочке конец (замок)
*имитационные движения можно усложнить или упростить в зависимости от возрастной аудитории.
Пальчиковая «Прогулка впятером»
Наш Егорка ехал с горки (соединяем мизинцы, образуя букву «л»)
А Емеля на качели (дополняем также безымянные пальчики, машем кистью)
На пеньке сидит Степан
И играет в барабан (два кулачка рядом и имитация ударов в барабан)
Вот Алёшка без каприз
Он на турнике повис (руки с кулачками вытянуть вверх)
Вика с куколкой
Люли-люлечку качает (имитация)
Смех кругом, шум кругом
Погуляли впятером!
(хлопки в ладоши)
*имитационные движения можно усложнить или упростить в зависимости от возрастной аудитории, при повторении игры загибаем пальчики, считаем до пяти
Пальчиковая игра «Мама»
Мама дочку по головке
Гладит и ласкает
Розовые щёчки
Водичкой умывает.
Варит сладенькую кашу
Гладит в детский сад рубашку!
В тёплую кровать кладёт,
Колыбельную поёт!
Баю бай не моргай (Имитация движений)
При использовании в работе пальчиковых игр вырабатывается умелость рук, их сила, кистевые и пальцевые движения становятся согласованными и дифференцируемыми.
Основная цель пальчиковых игр — переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие.
Игры с пальцами рук имеют большое разнообразие в источниках в разных вариантах. Систематическое, разнообразное использование пальчиковых игр — одно из основных средств в развитии мелкой моторики дошкольного возраста. Доступность и простота техники использования этих упражнений при регулярном использовании обеспечивают хорошую тренировку пальцев. Главным элементом остается педагогу или родителю подобрать наиболее подходящий и заинтересовавший вид упражнений ребенка.
Литература:
- Калинина Т. В..Пальчиковые игры и упражнения для детей 2–7 лет /– Изд. 2-е. — Волгоград: Учитель, 2013.
- Светлова И Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. — Эксмо, 2005.
- Ткаченко, Т. А. Весёлые пальчики. Развиваем мелкую моторику. — М.: Эксмо, 2012.