Целью исследования выступает анализ основных экономических и социально-политических проблем при реализации внутренней политики в современной России. Автором проанализированы ключевые направления во внутренней политике России: демографическая, государственно — политическая, экономическая. Все перечисленные проблемы тесно связаны с экономикой, в целом, или же влияют на темпы экономического роста и политическую стабильность. При исследовании данных проблем были использованы данные различных СМИ: газет, информационных ресурсов и электронных архивов, а также статические данные, полученные официальными государственными социологическими центрами: Росстат, ТАСС и другими службами.
Ключевые слова: демографическая проблема, ТАСС, Росстат, политическая стабильность, экономический рост, государственно-политические проблемы, экономическая проблема.
В статье будут рассмотрены основные проблемы развития российской экономики, аспекты, касающиеся российского бизнеса, а также будут предложены возможные пути решения вышеперечисленных проблем. У России, несмотря на некоторые успехи в области внутренней политики, все еще остаются серьезные нерешенные экономические проблемы: экономическая стагнация, плохо развитое производство в малых городах, техническое отставание от передовых стран Запада, высокий уровень коррупции, а также демографический кризис. Актуальность данной темы исследования достаточно высока, ведь все вышеуказанные проблемы касаются российского государства, а также имеют место быть здесь и сейчас.
Демографические проблемы в современной России
Российская территория составляет 17 125 191 км2, а китайская — 9 598 962 км2. Однако территория Китая лучше освоена, чем территория России. К сожалению, из-за относительно небольшой численности населения мы не можем полностью охватить настолько огромную территорию. К тому же села, деревни и малые города имеют большие проблемы с трудоустройством населения. Многие ранее функционирующие предприятия и заводы не работают, отмечается технологическая отсталость предприятий. Итогом является высокий уровень безработицы, низкий уровень жизни местного населения, большой отток молодых кадров в большие и более жизнеспособные города. А ведь эти села и деревни могли бы выступить в качестве промышленных пунктов, где можно было бы производить сельскохозяйственную продукцию. Тогда как малые города — развивать малый и средний бизнес, обеспечивая горожан хоть какой-то работой. Не было бы массового оттока молодежи, каждый бы развивал собственный регион, тем самым поднимая темпы промышленного роста в государстве.
Товарно-экономическая проблема
Для характеристики данной проблемы рассмотрим сферы российского автопрома, бытовой техники, информационных и компьютерных технологий. В настоящее время в нашей стране практически отсутствует гражданская промышленность, которая могла бы составить конкуренцию западным партнерам. Некоторые отечественные товары (например, продукция текстильного производства) незначительно дешевле, чем западные аналоги, однако серьезно уступают им по качеству. Если автопром у нас развивается быстрыми темпами, отрасли высоких технологий в гражданском секторе экономики развиваются слабо [1, с. 105]. Основные государственные средства тратятся на оборонную и военную промышленность. На основании данных, опубликованных в Газете RU: «В 2021 году расходы на ВПК будут увеличены примерно на 5,14 млрд. рублей, в 2022 году — примерно на 8,59 млрд. рублей, а в 2023 году — примерно на 35,73 млрд. рублей» [8]. В России один из самых мощных ВПК в мире, отечественные военные технологии и военная техника закупаются множеством стран и считаются одними из самых передовых в мире. Это безусловно необходимо для обеспечения безопасности и защиты национальных интересов, однако, гражданский сектор экономики не должен финансироваться по остаточному принципу.
Попытаться с нуля начать развивать компьютерные технологии в России весьма рискованно, именно поэтому правительство не желает идти на слишком большие риски в данной сфере. Из-за засилия западных технологических брендов, имеющих репутацию и огромную прибыль, мы боимся провалиться и не окупить вложенных денег в развитие высоких технологий и компьютерной промышленности [4, с. 92]. Вспомним компании С. Джобса и Б. Гейтса, которые начинали свой бизнес практически с нуля с малым штатом сотрудников в несколько человек. Это был малый бизнес, который с годами приобрёл репутацию и влияние на международном рынке, а самое главное высокую прибыль. Именно за счёт таких мастодонтов, как Apple и Microsoft, США стала одной из самых быстрорастущих экономических держав мира. Данный опыт стоит реципировать нашей стране, создавая гибкую систему налогообложения и преференций для малого и среднего бизнеса.
Проблема коррупции и противоправных махинаций в государственных структурах
Третья проблема в российской государственной и экономической системе — коррупция. Официальный сайт канала РБК даёт следующую оценку российской коррупции: «Международное антикоррупционное движение Transparency International опубликовало Индекс восприятия коррупции (CPI) за 2019 год. Уже четвертый год Россия остается в нижней трети индекса (в 2019 г. — 137-е место из 180), и исправить это можно, в том числе выполняя рекомендации по противодействию коррупции Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), образованной Советом Европы в 1999 году». В 2021 г. России удалось подняться на 129 место, улучшив показатели по сравнению с 2019 г., однако, наша страна по-прежнему соседствует с такими странами, как Малави, Габон, Мали и Азербайджан. Коррупция тормозит прогресс. Чиновники и губернаторы, которые берут взятки и преследуют при принятии решений лишь корыстные интересы ради собственной выгоды, тормозят развитие страны. Во многих отдаленных от федерального центра городах людям подолгу задерживают или не выплачивают зарплату, перестают работать фабрики и заводы. Растет бедность среди населения малых городов. Число бедных в России составляет 13,5 % по данным Росстата, а это почти 20 миллионов человек.
«Численность населения РФ с доходами ниже прожиточного минимума в III квартале 2020 года увеличилась на 1,2 млн. человек по сравнению c III кварталом 2019 года» — пишет INTERFAX.ru [3]. Частично в этом виноват и высокий уровень коррупции. Но самые коррумпированные города далеко не Москва и Санкт-Петербург, а как раз областные и малые города, в которых коррупция находится на одном из самых высоких уровней по всей России. Приведём пример одного из самых громких уголовных дел последнего десятилетия. В 2015 году губернатору Сахалина Александру Хорошавину дали 13 лет лишения свободы, его обвинили в получении взяток в особо крупном размере, а именно около 522 млн. рублей [2, с. 49]. В его квартире нашли 1 млрд. рублей наличными, а также 800 ювелирных украшений и прочих драгоценностей. Столь огромные средства можно было вложить в укрепление производства и обеспечения людей хоть какой-нибудь работой. Возобновить работу фабрик и заводов, а также закупить качественное оборудование для создания безопасных и удобных условий труда. Или же восстановить уже разрушенные промышленные пункты для налаживания экономического благосостояния того или иного региона.
По статистическим данным за 2020 г. — в Брянской области численность безработных за второй квартал составила 24,4 тысячи человек при населении свыше 402 тысяч человек. По данным Брянскстата промышленных организаций на 2020 год было ликвидировано намного больше, чем создано. За прошлый год было закрыто 2072 предприятий. А именно активно закрывались промышленные организации в Стародубе, Жуковском районе, Новозыбковом городском округе, Карачевском районе. На 1 января 2021 года учтено в Брянске по данным Брянскстата 16603 юридических лица [5].
Решение проблем: разработка предложений выхода из демографического кризиса
Перейдем к рекомендациям по решению вышеуказанных проблем, тормозящих развитие нашей страны. Нами ранее указывалось, что одной из ключевых проблем выступает демографическая ситуация в стране. Численность постоянного населения России на 1 января 2021 146,24 млн. человек, что на 510 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2020 года (146,75 млн человек) — сообщается на официальном сайте канала РБК. Многие ученые предлагают следующие меры по повышению рождаемости, а следовательно, и по приросту населения: списывать часть с ипотечного кредита каждой семье при рождении второго ребенка, а также полностью при рождении третьего ребенка, независимо от уровня благосостояния семьи. Платить увеличенное материнское пособие, хотя бы в период, когда ребенок находится в возрасте от 1,5 до 3-х лет. Также нами предлагается перевод студентов с платной формы обучения на бюджетную при рождении у них детей, чтобы денежные средства молодой семьи в основном расходовались на обеспечение всем необходимым ребенка. Таким образом рождение детей будет выгодно населению, а тем более государству. Увеличится количество рабочей силы, налогоплательщиков и перспективной молодежи.
Борьба с коррупцией
Предлагаемый первый метод противодействия коррупции. Механизм под «колпаком» — это значит, что лицо вступающие на пост руководителя или на какую-нибудь политическую должность будет частично подвержен контролю, как в отношении личной жизни, так и публичной деятельности. Лицо, занимающее тот или иной пост в аппарате государства, должно дать свое добровольное согласие на этот контроль.
Достоинство этого метода заключается в том, что чиновник осознает всю серьезность своего положения. Человек находится под пристальным контролем. Если государственный служащий нарушит закон, то независимая экспертиза тут же обнаружит данное нарушение, а виновник, следовательно, понесет наказание по всей строгости «буквы закона». Моральное давление и хорошо организованный контроль благотворно действует на «нечистых на руку» политических или же государственных деятелей. Органы публичной власти, находясь «под колпаком», в теории могут повысить эффективность своей работы. Как отмечалось ранее, фактор психологического давления ограничивает в правах и тем самым связывает руки потенциальным государственным служащим, преследующим свои личные корыстные цели и интересы [7, с. 82].
Таким образом коррупционеры не смогут осуществлять различного рода махинации, иметь огромные счета за рубежом, а самое главное не впутывать своих родственников в коррупционные махинации, так как частная жизнь и публичная деятельность государственного служащего частично контролируется государством и специальными органами, осуществляющими надзор и антикоррупционные проверки.
Внедрение высоких технологий в России
Ситуация в России с высокими технологиями (ПК, ПО и т. д.) довольно сложная, т. к. наша страна отстаёт от западных партнеров, но ситуация не безнадежная — это самое главное в нынешнем положении. На данный момент у России из-за санкций появились некоторые ограничения, связанные с IT — продуктами. Как пишет официальный сайт РБК: «В ответ на глобальный вызов государство ужесточает регуляторные правила: в декабре 2020 года, например, установлена минимальная доля закупаемых госкомпаниями российских ПК, включая ноутбуки и планшеты, — уже в следующем году она должна составить 50 %, а к 2023 году вырасти до 70 %. Устройства хранения данных отечественного производства должны закупаться в 2021 году в объеме минимум 30 %, а в 2023-м — не менее 50 %. Российское происхождение товара подтверждается его включением в том числе в Единый реестр российской радиоэлектронной продукции. Он появился на сайте Минпромторга в начале лета 2020 года».
Если обязать госзаказчиков закупать отечественную технику, вроде персональных компьютеров или программного обеспечения для тех же самых ПК, то это позволит нам поэтапно внедрять российские высокие технологии на внутренний рынок страны — это первый этап решения наших проблем. Конечно, мы вряд ли быстро догоним западных коллег по производству смартфонов, планшетов или даже ноутбуков. Это отрасль на Западе развивается и с каждым годом эволюционирует уже более двадцати лет. Но у нас есть возможность использовать свои шансы в более простом сегменте, среди которого занимает место отечественное программное обеспечение. Что объясняется санкционными ограничениями в применении западного ПО для нужд основных потребителей — предприятий ОПК, поэтому нам необходимо отечественное ПО для удовлетворения всех нужд наших организаций, фирм и компаний.
Не нужно вкладывать деньги в покупку лицензий западных программ, а надо вкладывать средства на разработку российских программ и поэтапно внедрять их в правительственные и государственные российские организации, и компании. Также на подобную тему писал официальный сайт канала РБК trends.rbc.ru: «В декабре прошлого года на базе объединения разработчиков создали комитет по экспорту, напоминает Литошенко из First Line Software. Цель комитета — помочь в развитии бизнеса на иностранных рынках» [6]. У России большие планы на производство софта. Если эту отрасль не свернут, а будут активно развивать, мы не будем тратиться на покупку лицензий зарубежного ПО. А следовательно, с развитием своего собственного IT-сегмента в экономике мы сможем хоть в чём-то занять конкурирующую позицию на внутреннем рынке, а потом медленно внедрять свою IT- продукцию и за рубежом.
Выводы
Россия страна возможностей, но у нее все ещё остается много слабых мест и нерешённых проблем. В связи с высоким уровнем коррупции наше государство становится еще более уязвимым. Молодежь, имеющая амбиции, все еще активно ищет профессиональной самореализации и покорения карьерных высот за рубежом. Это недопустимо, так как молодые кадры — это новое поколение, необходимое нашей стране для решения многих политических, социальных и экономических проблем. Именно молодое поколение осваивает новые технологии и методы, которыми раньше никто не пользовался. Демографическая реформа повысит рождаемость, что увеличит количество молодых кадров и потенциальных ученых, политиков, юристов, журналистов, экономистов, физиков, конструкторов, архитекторов, способных педагогов и талантливых предпринимателей. Иными словами, мы обладаем огромными возможностями, дать качественное образование следующим поколениям, которые уже спустя несколько десятков лет поведут нашу страну вперёд в плане научно-технического прогресса и смелых политических шагов для развития России в будущем.
Антикоррупционная реформа позволит снизить уровень коррупции до минимального размера. Деньги не будут идти на обогащение нечистых на руку госслужащих, а пойдут на финансирование необходимых государственных проектов, которые обеспечат экономический рост и совершенствование государственно — политической системы.
Вкладывание средств на развитие информационно — технологической отрасли поможет постепенно начать конкурировать и бороться за внутренний рынок с помощью отечественных товаров. Но если мы «встанем на ноги» и почувствуем твердую почву, то сможем составить конкуренцию на внешнем (мировом) рынке. Можно привести пример, на тех же софтах, которые будут внедрять в крупные российские компании для проверки эффективности тех или иных программ и их пригодности для применения. Чем выше уровень качества работы нашего ПО, тем больше увеличится продажа наших софтов на международном рынке.
Литература:
- Алексеев Р. А., Дюдюн Т. Ю. Государственная поддержка малого и среднего бизнеса в период пандемии COVID 19 (на примере Московской области) // Журнал политических исследований. 2021. Т. 5. № 1. С. 104–116.
- Алексеев Р. А. Противодействие коррупции, как один из ключевых векторов государственной политики: мировой и российский опыт // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 1. С. 38–53.
- Интерфакс: новости. URL: https://interfax-ru.turbopages.org/turbo/interfax.ru/s/business/748347 (дата обращения: 17.09.2021).
- Клепиков С. К. К вопросу о сущности и путях совершенствования государственного финансово-бюджетного контроля в России // Пробелы в российском законодательстве. 2016. № 6. С. 89–97.
- Промышленное производство: Брянскстат. URL: http://bryansk.old.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bryansk/ru/statistics/enterprises/production/ (дата обращения: 21.09.2021).
- РБК Тренды — Кто и как меняет глобальную экономику. URL: https://trends-rbc ru.turbopages.org/turbo/trends.rbc.ru/s/trends/industry/cmrm/603e321c9a794751e1c187a3 (дата обращения: 20.09.2021).
- Федорченко С. Н. Коррупция и политические проблемы её профилактики // Вопросы политологии. 2015. № 1. С. 78–88.
- Цена обороны: что говорится в проекте бюджета на 2021–2023 годы. Россия в 2021–2023 годах потратит на оборону более 9,5 трлн рублей // Газета RU. URL: https://m.gazeta.ru/army/2020/09/18/13255489.shtml (дата обращения: 27.09.2021).