Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает.
Леонардо да Винчи
Одним из приоритетных направлений муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8 г. Шебекино Белгородской области», в котором мы работаем, является обучение дошкольников правилам дорожной безопасности во всех возрастных группах ДОО.
Вопрос безопасности дорожного движения является одним из самых важных и актуальных в настоящее время. Увеличивается число транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей, в том числе детей. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственное, часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому необходимо с самого раннего возраста учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения в целом.
Новой, динамично развивающейся инновационной технологией, используемой в образовании, является квест-технология, эффективностью которой является ряд её особенностей:
– образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;
– самовыражению ребёнка способствует внедрение новых технических средств обучения;
– целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребёнка.
Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой, познавательной или поисковой деятельности детей, может быть как индивидуальным, так и коллективным.
По мнению многих педагогов-практиков квест-технология способствует не только получению детьми дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения, но и отработке навыков применения их на практике.
Однако при использовании квест-технологии в дошкольном образовательном процессе педагогу необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, определение чётких правил квест-игры, реализация которых позволит повысить у детей уровень знаний, умений и навыков по правилам дорожного движения.
Таким образом, предпосылкой возникновения данного опыта явилось противоречие между необходимостью повышения уровня знаний по правилам дорожного движения и отсутствие опыта по использованию квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников.
Ведущая педагогическая идея опытазаключается в определении путей использования квест-технологии для повышения уровня знаний у воспитанников по безопасности дорожного движения.
Квест — это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета
Образовательный квест-педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы.
Цель педагогического опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня знаний дошкольниками по безопасности дорожного движения на основе использования квест-технологии во всех видах детской деятельности.
Для достижения вышеизложенной цели были поставлены следующие задачи:
– развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации на дорогах города и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения;
– сформировать навыки образного мышления, внимания, воображения, развития памяти;
– воспитывать личность, способную принимать правильные решения в дорожных ситуациях, анализировать и отвечать за свои поступки, быть осторожными и осмотрительными, таким образом, сохраняя свою жизнь и здоровье.
При подготовке квест-игры для дошкольников опирались на три основных условия:
- Игры должны быть безопасными.
- Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
- Споры и конфликты надо решать только мирным путём.
На первом этапе работы нами были изучены современные учебно-методические пособия по использованию квест-технологии в образовательном процессе, программа по правилам безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города.
На основе наблюдений и бесед нами был изучен уровень знаний детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, который определил, что они владеют некоторым объёмом теоретических знаний, но испытывают затруднения в применении их на практике. Квест-технология, с её почти безграничными возможностями помогла разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым.
Работа с детьми по использованию элементов квест-технологии началась со второй младшей группы, и вводились постепенно. На этом этапе работы при проведении организованной образовательной деятельности с малышами использовался игровой квест «Светофор без цветов», в котором дети активно помогали главному герою найти (с помощью указателей, хорошо знакомых малышам) все три цвета для Светофора. Найдя все элементы, малыши в правильном порядке прикрепили их к нему.
В каждом квесте для детей обязательно совмещались элементы обучения и отдыха. Обучение происходило незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового, квест-игра расширялась за счет выполнения добавочных заданий.
При проведении организованной образовательной деятельности с детьми средней группы использовали элементы квест-игр (игра, состоящая из одного или двух заданий). По сюжету это были линейные квесты, элементы, которых использовали еженедельно. Вначале организованной образовательной деятельности необходимо было выполнить задание и получить часть карты. Для этого использовались такие задания:
1) Среди знаков «Осторожно, дети», «Подача звукового сигнала запрещена», «Пешеходный переход», «Движение прямо» — необходимо найти знак «Осторожно, дети», объяснив его значение.
2) Следующее задание «Найти в группе грузовую машину такого цвета, как сигнал светофора, который говорит о том, что «Внимание, надо приготовиться!». Дети в обсуждении вспоминали, какие сигналы у светофора, какой сигнал за что отвечает, и все вместе находили жёлтую грузовую машину, вспоминали классификацию транспорта.
3) Получив карту, дети отрабатывали умение ориентироваться на листе бумаги, находить точку отсчёта, и ориентируясь на местности, находили волшебный сундучок.
Такие задания способствовали закреплению знаний детей о правилах дорожного движенияисистематически использовались на практике, вырабатывая тем самым у дошкольников определенные навыки.
На прогулке в средней группе в квест-игре использовали от 3 до 5 заданий, таких как, ориентировка в пространстве, ориентировка на проезжей части: дорога, тротуар, пешеходный переход; на закрепление сигналов светофора и дорожных знаков; а также разбирались иллюстративные ситуации, где нарушителями правил дорожного движения являлись дети.
Со временем эти элементы квест-игр стали занимать мало времени и уже в старшей группе добавляли этапы и усложняли задания. Таким образом, получалась полноценная квест-игра, в которую дети могли играть не только во время организованной образовательной деятельности, но и на прогулке. На данном этапе работы к линейным квестам добавляла штурмовые и кольцевые.
Квест-игры по изучению правил дорожного движения в старшей и подготовительной группе позволили решить следующие задачи:
– — закрепить знания у детей о дорожных знаках (предупреждающие, разрешающие, запрещающие) предназначенные для водителей и пешеходов; — закрепить представления детей о светофоре и его сигналах;
– — развивать мышление, память, воображение.
Во время проведения квест-игр воспитатель находился рядом с детьми и отмечала, кому из детей необходима индивидуальная работа, кто в чем-то затрудняется, а для кого задания необходимо усложнять. Это помогло нам перейти к следующему этапу работы — деление группы на команды во время квест-игры.
В старшей и подготовительной группе в усложненные задания добавляла макеты и разметку на территории детского сада. Например, дети должны были самостоятельно расставить дорожные знаки, или продумать безопасный путь движения от одного пункта к другому. То есть дошкольники могли уже полученные знания применить на практике, отрабатывая навыки безопасного поведения на дорогах.
На заключительном этапе работы над опытом в рамках Недели безопасности в МАДОУ, провели со старшими дошкольниками развлечение «Квест для Незнайки», целью которого было: закрепление знаний о правилах дорожного движения и пропаганда основ безопасного поведения на проезжей части. Дети успешно показали свои умения при работе с квест-технологией, умению работать в команде. Они легко ориентировались по карте-схеме, находили конверты с заданиями. Работая в командах, соревновались между собой в быстроте реакции и в правильности ответов.
Для педагогов ДОО провели мастер класс «Квест-технология при обучении детей правилам дорожного движения», цель которого — передать опыт работы по применению квест-технологии при обучении детей правилам дорожного движения.
В ходе мастер-класса решались следующие задачи:
- Познакомить участников мастер-класса с использованием квест- технологии при обучении детей ПДД;
- Привлечь педагогов к совместной деятельности;
- Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.
Одним из определяющих условий успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание развивающей предметно-пространственной среды в группе , что позволяет стимулировать познавательную активность детей в игровой деятельности. Для осуществления работы по данному направлению в группе созданы необходимые условия, имеется уголок безопасности, где помимо традиционных плакатов, настольных игр, дорожных знаков, сюжетных картинок, игрушечного транспорта различного функционального назначения, строительного материала и атрибутов для сюжетно-ролевых игр по ПДД, созданы разнообразные макеты. На них можно изучать свой микрорайон составлять его план-схему; детский сад, ближайшие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания.
В результате проделанной работы по применению квест-технологии у детей повысились знания по правилам дорожного движения: дошкольники знают основные правила дорожного движения, умеют ориентироваться в дорожных ситуациях, знают и называют основные дорожные знаки, осознанно относятся к правилам и нормам поведения на дороге. Дети бережно относятся к собственной безопасности и умеют анализировать опасные ситуации на дорогах.
Применение данного опыта возможно педагогами, организующими работу по использованию квест-технологии для повышения уровня знаний по безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста. Данная технология может охватывать всех участников образовательных отношений и может распространяться на все формы взаимодействия с дошкольниками, социальными институтами по обучению их правилам дорожного движения.
Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня. Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, воспитатели уверены, что знания и навыки, полученные в ДОО служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице.