Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 07.10.2021

Статья просмотрена: 263 раза

Библиографическое описание:

Гончарова, Л. И. Использование квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников дошкольного образовательного учреждения / Л. И. Гончарова, С. Ф. Скирдина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 70-72. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84441/ (дата обращения: 16.11.2024).



Жизнь есть дар, великий дар и тот, кто ее не ценит, этого дара не заслуживает.

Леонардо да Винчи

Одним из приоритетных направлений муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад комбинированного вида № 8 г. Шебекино Белгородской области», в котором мы работаем, является обучение дошкольников правилам дорожной безопасности во всех возрастных группах ДОО.

Вопрос безопасности дорожного движения является одним из самых важных и актуальных в настоящее время. Увеличивается число транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах, множится количество дорожно-транспортных происшествий, связанных с гибелью людей, в том числе детей. Дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственное, часто ставят их перед реальными опасностями в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому необходимо с самого раннего возраста учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения в целом.

Новой, динамично развивающейся инновационной технологией, используемой в образовании, является квест-технология, эффективностью которой является ряд её особенностей:

– образовательная задача осуществляется через игровую деятельность и носит поисковый характер;

– самовыражению ребёнка способствует внедрение новых технических средств обучения;

– целенаправленно мотивируется эмоциональная и интеллектуальная активность ребёнка.

Образовательный процесс может быть организован в форме обучающей игры, творческой, познавательной или поисковой деятельности детей, может быть как индивидуальным, так и коллективным.

По мнению многих педагогов-практиков квест-технология способствует не только получению детьми дошкольного возраста знаний о правилах дорожного движения, но и отработке навыков применения их на практике.

Однако при использовании квест-технологии в дошкольном образовательном процессе педагогу необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста, определение чётких правил квест-игры, реализация которых позволит повысить у детей уровень знаний, умений и навыков по правилам дорожного движения.

Таким образом, предпосылкой возникновения данного опыта явилось противоречие между необходимостью повышения уровня знаний по правилам дорожного движения и отсутствие опыта по использованию квест-технологии как средства повышения знаний по безопасности дорожного движения у воспитанников.

Ведущая педагогическая идея опытазаключается в определении путей использования квест-технологии для повышения уровня знаний у воспитанников по безопасности дорожного движения.

Квест — это форма взаимодействия педагога и детей, которая способствует формированию умений решать определенные задачи на основе компетентного выбора альтернативных вариантов через реализацию определенного сюжета

Образовательный квест-педагогическая технология, включающая в себя набор проблемных заданий с элементами ролевой игры, для выполнения которых требуются какие-либо ресурсы.

Цель педагогического опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня знаний дошкольниками по безопасности дорожного движения на основе использования квест-технологии во всех видах детской деятельности.

Для достижения вышеизложенной цели были поставлены следующие задачи:

– развивать у детей способность к предвидению возможной опасности в конкретно меняющейся ситуации на дорогах города и построению адекватного безопасного поведения, самостоятельно принимать нужные решения;

– сформировать навыки образного мышления, внимания, воображения, развития памяти;

– воспитывать личность, способную принимать правильные решения в дорожных ситуациях, анализировать и отвечать за свои поступки, быть осторожными и осмотрительными, таким образом, сохраняя свою жизнь и здоровье.

При подготовке квест-игры для дошкольников опирались на три основных условия:

  1. Игры должны быть безопасными.
  2. Вопросы и задания должны соответствовать возрасту.
  3. Споры и конфликты надо решать только мирным путём.

На первом этапе работы нами были изучены современные учебно-методические пособия по использованию квест-технологии в образовательном процессе, программа по правилам безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города.

На основе наблюдений и бесед нами был изучен уровень знаний детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах города, который определил, что они владеют некоторым объёмом теоретических знаний, но испытывают затруднения в применении их на практике. Квест-технология, с её почти безграничными возможностями помогла разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, весёлым, игровым.

Работа с детьми по использованию элементов квест-технологии началась со второй младшей группы, и вводились постепенно. На этом этапе работы при проведении организованной образовательной деятельности с малышами использовался игровой квест «Светофор без цветов», в котором дети активно помогали главному герою найти (с помощью указателей, хорошо знакомых малышам) все три цвета для Светофора. Найдя все элементы, малыши в правильном порядке прикрепили их к нему.

В каждом квесте для детей обязательно совмещались элементы обучения и отдыха. Обучение происходило незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового, квест-игра расширялась за счет выполнения добавочных заданий.

При проведении организованной образовательной деятельности с детьми средней группы использовали элементы квест-игр (игра, состоящая из одного или двух заданий). По сюжету это были линейные квесты, элементы, которых использовали еженедельно. Вначале организованной образовательной деятельности необходимо было выполнить задание и получить часть карты. Для этого использовались такие задания:

1) Среди знаков «Осторожно, дети», «Подача звукового сигнала запрещена», «Пешеходный переход», «Движение прямо» — необходимо найти знак «Осторожно, дети», объяснив его значение.

2) Следующее задание «Найти в группе грузовую машину такого цвета, как сигнал светофора, который говорит о том, что «Внимание, надо приготовиться!». Дети в обсуждении вспоминали, какие сигналы у светофора, какой сигнал за что отвечает, и все вместе находили жёлтую грузовую машину, вспоминали классификацию транспорта.

3) Получив карту, дети отрабатывали умение ориентироваться на листе бумаги, находить точку отсчёта, и ориентируясь на местности, находили волшебный сундучок.

Такие задания способствовали закреплению знаний детей о правилах дорожного движенияисистематически использовались на практике, вырабатывая тем самым у дошкольников определенные навыки.

На прогулке в средней группе в квест-игре использовали от 3 до 5 заданий, таких как, ориентировка в пространстве, ориентировка на проезжей части: дорога, тротуар, пешеходный переход; на закрепление сигналов светофора и дорожных знаков; а также разбирались иллюстративные ситуации, где нарушителями правил дорожного движения являлись дети.

Со временем эти элементы квест-игр стали занимать мало времени и уже в старшей группе добавляли этапы и усложняли задания. Таким образом, получалась полноценная квест-игра, в которую дети могли играть не только во время организованной образовательной деятельности, но и на прогулке. На данном этапе работы к линейным квестам добавляла штурмовые и кольцевые.

Квест-игры по изучению правил дорожного движения в старшей и подготовительной группе позволили решить следующие задачи:

– — закрепить знания у детей о дорожных знаках (предупреждающие, разрешающие, запрещающие) предназначенные для водителей и пешеходов; — закрепить представления детей о светофоре и его сигналах;

– — развивать мышление, память, воображение.

Во время проведения квест-игр воспитатель находился рядом с детьми и отмечала, кому из детей необходима индивидуальная работа, кто в чем-то затрудняется, а для кого задания необходимо усложнять. Это помогло нам перейти к следующему этапу работы — деление группы на команды во время квест-игры.

В старшей и подготовительной группе в усложненные задания добавляла макеты и разметку на территории детского сада. Например, дети должны были самостоятельно расставить дорожные знаки, или продумать безопасный путь движения от одного пункта к другому. То есть дошкольники могли уже полученные знания применить на практике, отрабатывая навыки безопасного поведения на дорогах.

На заключительном этапе работы над опытом в рамках Недели безопасности в МАДОУ, провели со старшими дошкольниками развлечение «Квест для Незнайки», целью которого было: закрепление знаний о правилах дорожного движения и пропаганда основ безопасного поведения на проезжей части. Дети успешно показали свои умения при работе с квест-технологией, умению работать в команде. Они легко ориентировались по карте-схеме, находили конверты с заданиями. Работая в командах, соревновались между собой в быстроте реакции и в правильности ответов.

Для педагогов ДОО провели мастер класс «Квест-технология при обучении детей правилам дорожного движения», цель которого — передать опыт работы по применению квест-технологии при обучении детей правилам дорожного движения.

В ходе мастер-класса решались следующие задачи:

  1. Познакомить участников мастер-класса с использованием квест- технологии при обучении детей ПДД;
  2. Привлечь педагогов к совместной деятельности;
  3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Одним из определяющих условий успешного обучения детей правилам безопасного поведения на дорогах является создание развивающей предметно-пространственной среды в группе , что позволяет стимулировать познавательную активность детей в игровой деятельности. Для осуществления работы по данному направлению в группе созданы необходимые условия, имеется уголок безопасности, где помимо традиционных плакатов, настольных игр, дорожных знаков, сюжетных картинок, игрушечного транспорта различного функционального назначения, строительного материала и атрибутов для сюжетно-ролевых игр по ПДД, созданы разнообразные макеты. На них можно изучать свой микрорайон составлять его план-схему; детский сад, ближайшие улицы и дороги (их названия), жилые дома и общественные здания.

В результате проделанной работы по применению квест-технологии у детей повысились знания по правилам дорожного движения: дошкольники знают основные правила дорожного движения, умеют ориентироваться в дорожных ситуациях, знают и называют основные дорожные знаки, осознанно относятся к правилам и нормам поведения на дороге. Дети бережно относятся к собственной безопасности и умеют анализировать опасные ситуации на дорогах.

Применение данного опыта возможно педагогами, организующими работу по использованию квест-технологии для повышения уровня знаний по безопасности дорожного движения у детей дошкольного возраста. Данная технология может охватывать всех участников образовательных отношений и может распространяться на все формы взаимодействия с дошкольниками, социальными институтами по обучению их правилам дорожного движения.

Педагог ценен тем, что постоянно работает не только с детьми, но и над собой, над повышением своего профессионального уровня. Осуществляя работу по ознакомлению детей с правилами дорожного движения, воспитатели уверены, что знания и навыки, полученные в ДОО служат фундаментом для подготовки ребенка к обучению в школе, обеспечивают самостоятельность и культуру поведения на улице.

Основные термины (генерируются автоматически): дорожное движение, ребенок, правило, безопасное поведение, задание, использование квест-технологии, организованная образовательная деятельность, этап работы, детский сад, дорога города.


Похожие статьи

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников

Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста

Создание воспитательного Web-квеста как средства повышения нравственных качеств младших школьников

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Похожие статьи

Применение квест-технологий как средства формирования представлений о правилах дорожного движения у дошкольников

Создание интерактивных игр в ДОУ для формирования у дошкольников познавательного интереса к изучению основ безопасного поведения

Формирование представлений по пожарной безопасности у детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательной деятельности квест-игр

Эффективность использования игровых обучающих ситуаций при формировании основ безопасного поведения на дороге у старших дошкольников

Формирование знаний о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста через работу с семьями воспитанников

Создание дорожных аудиосказок как средство вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста

Создание воспитательного Web-квеста как средства повышения нравственных качеств младших школьников

Информационное пространство ДОУ как способ формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

Задать вопрос