Анализ методов продвижения российских инвестиционных продуктов для физических лиц | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 07.10.2021

Статья просмотрена: 155 раз

Библиографическое описание:

Шохина, С. В. Анализ методов продвижения российских инвестиционных продуктов для физических лиц / С. В. Шохина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 200-203. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84444/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье кратко охарактеризованы участники российского рынка частных инвестиций. Выделены особенности рынка, в соответствии с которыми определены методы продвижения инвестиционных продуктов для физических лиц. Выявлено, что предпочтительными являются: наращение активности в популярных социальных сетях, разработка мобильных приложений и запуск собственных электронных ресурсов с обучающим контентом.

Ключевые слова: частные инвестиции, брокерская деятельность, онлайн-брокеры, инвестиционные продукты, продвижение инвестиционных продуктов, маркетинг инвестиций.

Введение

Пандемия COVID-19 повлияла на самые разные отрасли российской экономики, включая им инвестиционную. Потеряв привычные объёмы заработков на постоянных местах работы, физические лица стали активно искать способы получения дополнительного дохода. Одним из таких способов стало частное инвестирование в маржинальные биржевые активы — ценные бумаги, драгоценные металлы и пр. По данным «БКС Экспресс», в 2020 г. на рынок частных инвестиций в России вышло 4,7 млн. человек — больше, чем за все годы существования Мосбиржи вместе взятые [1].

Подобный запрос аудитории активизировал конкуренцию в среде онлайн-брокеров, ключевой задачей которых стало привлечение как можно большего количества клиентов, нуждающихся в современных гибких инструментах для купли-продажи биржевых активов и аналитики актуального состояния рынка.

В исследовательских работах, посвящённых данной теме, можно проследить, что активность инвесторов — физических лиц повлияла и на само целеполагание сервисов управления частными инвестициями. Если в 2010 г. В. Г. Сеничев отмечал, что: «Актуальной проблемой… является повышение доверия частных лиц к коллективным инвестициям и фондовому рынку» [2, с. 309], то в 2020 г. проблемы доверия к рынку уже не было и ключевой задачей стало правильное позиционирование брокерских сервисов для повышения их привлекательности, на что указывал Д. Попов: «Сейчас первая задача компании, которая продаёт доступ к инвестициям — создать честный прозрачный продукт» [3].

Необходимость привлечения клиентов поставила перед инвестиционными сервисами задачу формирования пула методов продвижения брокерских услуг. Анализ этих методов, используемых в российской отрасли частных инвестиций, является актуальной исследовательской проблемой, требующей осмысления.

Участники российского рынка частных инвестиций

Начать анализ методов продвижения стоит с краткой характеристики самого рынка инвестиционных продуктов для физических лиц. По данным ФИНАМ, за минувший год рынок существенно вырос и составил 9, 9 млн. человек по итогам 2020 г., рост количества инвесторов в 2,3 раза по отношению к предыдущему периоду [4].

При этом нельзя сказать, что количество брокеров растёт с сопоставимой скоростью. Естественным ограничителем для появления большого количества компаний, предоставляющих брокерские услуги инвесторам — физическим лицам является нормативно-правовое регулирование, требующее лицензирования участников рынка (ст. 39 Федерального закона 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг») [5]. Это ограничение, с одной стороны, обезопасило инвесторов от мошеннических действий недобросовестных компаний, с другой — существенно сузило разнообразие брокеров, превратив рынок в фактическую олигополию. Так, по состоянию на конец июня 2021 г. Мосбиржа представила перечень из 25 ведущих операторов, обслуживающих 15,3 млн. клиентов (и физических, и юридических лиц) [6]. Однако на практике 94,9 % клиентов обслуживается всего семью участниками рынка (таблица 1).

Таблица 1

Крупнейшие операторы инвестиционный деятельности России, июнь 2021 г. [6]

Позиция в списке

Наименование компании

Число клиентов, чел.

Доля аудитории, %

1

АО «Тинькофф Банк»

5843583

38,14

2

Сбербанк

4918995

32,11

3

ВТБ

1508899

9,85

4

АО «АЛЬФА-БАНК»

898778

5,87

5

ФГ БКС

715784

4,67

6

Группа Банка «ФК Открытие»

355599

2,32

7

ФИНАМ

295041

1,93

В целом предложение на рынке частных инвестиций на практике ограничено несколькими квалифицированными участниками с негибкой тарифной сеткой. Стоит также указать, что нормативно-правовые требования предъявляются не только к организациям, предлагающим брокерские услуги, но и к самим частным инвесторам. Так, Федеральным законом № 306-ФЗ установлено две категории инвесторов [7]:

1) неквалифицированные (частные лица без специальных знаний о торговле на фондовом рынке с доступом к наименее рискованным активам);

2) квалифицированные (частные лица с активами не мнее 6 млн. руб., опытом работы на фондовом рынке не мнее 2 лет, совершающие не менее 1 сделки в месяц и имеющие высшее экономическое образование или один из квалификационных аттестатов фондового рынка по любому направлению).

Количество физических лиц со статусом квалифицированного инвестора на российском фондовом рынке очень мало. По состоянию на конец 2020 г. их число примерно равнялось 152,7 тыс. чел. (1 % от общего количества частных инвесторов) [8].

Таким образом, российский рынок частных инвестиций характеризуется, во-первых, сравнительно небольшим количеством участников-брокеров, во-вторых, подавляющим большинством неквалифицированных инвесторов, пользующихся их брокерскими услугами. Подобное соотношение требует использования особого набора методов продвижения инвестиционных продуктов.

Методы продвижения инвестиционных продуктов для физических лиц

Поскольку потребительская часть рынка частных инвестиций сформирована в основном аудиторией, имеющей минимальное представление о торговле на фондовом рынке, инвестиционные сервисы при разработке маркетинговых стратегий и методов продвижения зачастую используют приёмы, характерные для товарных и диджитал-рынков, ориентированных на привлечение внимания широкого круга потребителей, в частности:

1) активность в популярных социальных сетях;

2) разработка мобильных приложений, сочетающих функции торговли активами и аналитики;

3) запуск собственных электронных ресурсов с обучающим контентом.

Присутствие и активность крупнейших брокеров в социальных сетях обусловлены не только их желанием привлечь новых клиентов, но вывести инвестиционную деятельность из числа активностей с высоким порогом вхождения, сделав её более понятной широкому кругу потенциальных участников. Оценивая качество работы отдельных компаний в медиапространстве, Е. А. Коржова отмечает: «Финансовой организации завоевать доверие потребителя в условиях сильной конкуренции достаточно сложно» [9, с. 63]. Сравнение активности крупнейших брокеров в социальных сетях по состоянию на сентябрь 2021 г. приведено в таблице 2.

Таблица 2

Сравнение количества подписчиков крупнейших инвестиционных брокеров в социальных сетях, 2021 г., чел.

Телеграм

ВК

Facebook

ОК

Twitter

Insta

Я.Дзен

Тинькофф Банк

65000

4530000

149664

65000

128000

143000

1300

Сбербанк

72000

3000000

440536

1000000

653000

453900

37621

ВТБ

7450

140000

271736

27000

18000

90400

1067

АЛЬФА-БАНК

3400

255000

49100

43000

65000

115100

12802

ФГ БКС

3100

84000

648

-

4000

4000

3888

ФК Открытие

12864

89000

48297

11000

6000

47500

300

ФИНАМ

64800

88000

54558

8000

12000

81800

48519

ИТОГО

228614

8186000

1014539

1154000

886000

935700

105497

Полученные данные показывают, что наиболее активны российские брокеры в социальных сетях «Вконтакте», «Одноклассники» и Facebook. Интерес к работе с аудиторией на данных платформах, вероятнее всего, обусловлен полноформатным размером публикаций и возможностью размещать контент любого типа — фото, видео, инфографику и тексты. Иные социальные сети имеют те или иные ограничения по формату, поэтому работе с их аудиторией брокеры уделяют меньше времени. В целом можно отметить высокую социальную активность инвестиционных платформ — из всех проанализированных компаний «большой семёрки» только у «ФГ БКС» нет официального аккаунта в «Одноклассниках», остальные брокеры представлены в каждой социальной сети. Лидерами по объёмам аудитории с большим отрывом являются «Сбербанк» (45,22 % аудитории) и «Тинькофф Банк» (40,62 % аудитории).

Ключевым форматом взаимодействия с частными инвесторами является мобильное приложение, качество которого существенно влияет на выбор пользователем инвестиционной платформы для торговли на фондовом рынке. Поскольку количество инвесторов, пользующихся услугами разных брокерских компаний, принципиально несопоставимо, сравнивать количество скачиваний приложений бессмысленно. Поэтому необходимо использовать качественные методы оценки (таблица 3).

Таблица 3

Сравнение мобильных приложений крупнейших инвестиционных брокеров, 2021 г.

Площадки для торговли

Виды активов для покупки

Дополнительные опции

Тинькофф Банк

- ММВБ;

— СПБ;

— NASDAQ;

— NYSE;

— LSE

- Валюта;

— российские акции;

— зарубежные акции;

— корпоративные облигации;

— гособлигации;

— евробонды;

— ETF, БПИФ и структурные ноты

- Торговля с плечом;

— графики со «свечами»;

— «стакан» для аналитики

Сбербанк

ММВБ

- Валюта;

— ETF, ПИФы и биржевые ПИФы;

— российские акции и облигации

- Информация по купонам облигаций;

— купонный доход;

— данные о доходности к погашению

ВТБ

- ММВБ;

— СПБ

- Валюта;

— ETF, ПИФы и биржевые ПИФы;

— российские акции и облигации

- Рекомендации по распределению активов;

— данные о доходности к погашению;

— «стакан» для аналитики

АЛЬФА-БАНК

- ММВБ;

— СПБ

- Российские и американские акции;

— облигации, в том числе ОФЗ;

— основные валюты;

— ПИФ, БПИФ и ETF

- Онлайн-чат для трейдеров;

— дивидендный календарь;

— даты купонных выплат;

— графики

ФГ БКС

- ММВБ;

— СПБ;

— NASDAQ;

— NYSE

- Российские и иностранные акции;

— облигации и евробонды;

— БПИФ и ETF;

— биржевые ноты;

— фьючерсы;

— валюта

- Упрощённая регистрация через сервис Яндекс-Деньги;

— инвестидеи для сбора портфеля;

— широкая информация по эмитентам;

— график купонных выплат облигаций

ФК Открытие

- ММВБ;

— СПБ

- Акции и облигации;

— валюта;

— фьючерсы;

— классические и биржевые ПИФ, ETF

- Графики;

— данные по облигациям, купонам и дивидендам

ФИНАМ

- ММВБ;

— СПБ;

— NASDAQ;

— NYSE

- Акции (российские и иностранные);

— облигации;

— валюты;

— фьючерсы и опции;

— фонды и ETF

- «Стакан» для аналитики;

— тайм-фреймы;

— лимитированные заявки

Полученные данные показывают, что только три мобильных приложения рассчитаны на квалифицированных инвесторов — «Тинькофф Банк», «ФГ БКС» и «ФИНАМ», т. к. поддерживают возможность торговли на зарубежных биржах. Приложения «ВТБ» и «ФК Открытие», напротив, обладают самым узким функциональном из представленных и пока не могут на равных соперничать с конкурентными продуктами. Приложение «Тинькофф Банк» стоит выделить особо, поскольку разработчики, очевидно, пытаются сделать его максимально универсальным и подходящим как частным инвесторам-новичкам, так и опытным участникам рынка.

Что касается третьего метода продвижения — запуска собственных электронных ресурсов с обучающим контентом для частных инвесторов — стоит указать, что рассматриваемыми брокерами он реализуется неодинаково как в тематическом, так и в качественном выражении (таблица 4).

Таблица 4

Виды обучающих электронных ресурсов крупнейших инвестиционных брокеров, 2021 г.

Вид обучающего ресурса

Тинькофф Банк

- Т — Ж (электронный журнал со статьями самых разных тематик, включая инвестиционную);

— Тинькофф Образование (курсы для школьников и студентов, чемпионаты и хакатоны)

Сбербанк

- Сбер.Про Медиа (новостной ресурс с кейсами лидеров бизнес, мнениями экспертов и анализом актуальных трендов в отраслях экономики);

— Корпоративный университет Сбербанка (программы дополнительного профессионального образования и онлайн-курсы)

ВТБ

Школа инвестора ВТБ (обучающий интернет-портал в сфере частного инвестирования)

АЛЬФА-БАНК

- Альфа-академия (обучающий интернет-портал для начинающих инвесторов);

— Альфа-Обучение (Youtube-канал с короткими обучающими видеороликами, в т. ч. в сфере инвестиций);

— Аlfa business people (портал вебинаров по маркетингу, финансам и инвестированию)

ФГ БКС

БКС Мир инвестиций (обучающий интернет-портал в сфере частного инвестирования)

ФК Открытие

Мероприятия по инвестициям (обучающий интернет-портал в сфере частного инвестирования)

ФИНАМ

- Учебный центр ФИНАМ (обучающий интернет-портал в сфере частного инвестирования);

— Дистанционное обучение ФИНАМ (Youtube-канал с короткими обучающими видеороликами в сфере инвестиций)

В сфере обучения частному инвестированию наиболее активную деятельность ведут «Тинькофф Банк», «Сбербанк» и «АЛЬФА-БАНК», развивающие обучающую инфраструктуру как отдельное крупное направление деятельности. Несмотря на то, что сфера инвестирования не является приоритетом в общем обучении клиентов финансовой грамотности, доля публикаций, посвящённых ей, довольно велика. Что касается финансовых организаций с небольшим разнообразием обучающих ресурсов («ВТБ», «ФГ БКС», «ФИНАМ»), их проекты стоит назвать нишевыми — они не привлекают широкую аудиторию, но содержат гораздо больше материалов, посвящённых профессиональному инвестированию.

Итоги и выводы

Подводя итог проведённому исследованию, стоит отметить следующее. Российский рынок частных инвестиций находится в стадии становления — пандемия и локдаун 2020 г. оживили интерес физических лиц к биржевой торговле, однако готовыми к нему оказались только брокеры «большой семёрки», своевременно запустившие мобильные приложения для торговли активами и обучающие интернет-сервисы. При этом крупнейшие российские брокеры используют сравнительно небольшой пул приёмов для привлечения и удержания частных инвесторов. Лидерами по аудиторным охватам по состоянию на 2021 г. являются «Тинькофф Банк» и «Сбербанк», ведущие максимально активную деятельность, направленную на максимизацию количества новых инвесторов на своих сервисах.

Литература:

  1. Пучкарев Д. 2020 — год частного инвестора. БКС Экспресс: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://bcs-express.ru/novosti-i-analitika/2020-god-chastnogo-investora. — Дата доступа: 10.09.2021.
  2. Сеничев, В. Г. Инвестиционная привлекательность паевых инвестиционных фондов / В. Г. Сеничев, Е. А. Фёдорова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. — 2010. — № 4. — С. 309.
  3. Попов Д. Как в России продавать финансовые продукты частным инвесторам: путеводитель с реальными примерами. Vc.ru: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://vc.ru/marketing/149583-kak-v-rossii-prodavat-finansovye-produkty-chastnym-investoram-putevoditel-s-realnymi-primerami. — Дата доступа: 10.09.2021.
  4. Число розничных инвесторов достигло 12 % экономически активного населения. ФИНАМ: официальный сайт компании [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.finam.ru/analysis/newsitem/chislo-roznichnyx-investorov-dostiglo-12-ekonomicheski-aktivnogo-naseleniya-20210304–145423/. — Дата доступа: 10.09.2021.
  5. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О рынке ценных бумаг». КонсультантПоюс: справочно-правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10148/4576615874a377c7371a5416e169ac4f84be0bba/. — Дата доступа: 10.09.2021.
  6. Ведущие операторы. Число зарегистрированных клиентов (Top-25). Мосбиржа: официальный сайт [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.moex.com/ru/spot/members-rating.aspx?rid=111. — Дата доступа: 10.09.2021.
  7. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.07.2020 N 306-ФЗ. КонсультантПлюс: справочно-правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358796/. — Дата доступа: 10.09.2021.
  8. За год квалифицированных инвесторов на «Мосбирже» стало больше на 70 %. Финмаркет: информационно-аналитический портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.finmarket.ru/news/5169153. — Дата доступа: 10.09.2021.
  9. Коржова, Е. А. Маркетинг в банковской сфере и его роль в укреплении доверия к банковской системе / Е. А. Коржова, Н. Э. Соколинская // Финансовые рынки и банки. — 2018. — № 2. — С. 63.
Основные термины (генерируются автоматически): ETF, NASDAQ, NYSE, СПБ, фондовый рынок, частное инвестирование, обучающий интернет-портал, брокер, метод продвижения, российский рынок частных инвестиций.


Ключевые слова

брокерская деятельность, инвестиционные продукты, частные инвестиции, онлайн-брокеры, продвижение инвестиционных продуктов, маркетинг инвестиций

Похожие статьи

Специфика продвижения бренда фирмы на рынке акустической продукции

В статье выявлена значимость инструментов продвижения бренда фирмы на рынке акустической продукции, проанализированы особенности зарубежного опыта, а также проведено сравнение развития характерных тенденций США, северных стран Европы и Германии с раз...

Методы финансирования инновационных компаний на начальных этапах

Актуальность выбранной темы обусловлена внедрением инноваций во все сферы жизни и деятельности граждан и организаций, что порождает необходимость активного финансирования компаний, разрабатывающих широкий спектр технологических решений, способствующи...

Перспективы развития маркетинговых коммуникаций в банковском секторе с использованием социальных сетей

В статье рассмотрены перспективы последующего развития маркетинговых коммуникаций в современном банковском секторе с использованием социальных сетей. Отмечается, что, несмотря на экономический кризис, имеет место динамика расширения российского Интер...

Социальные сети для продвижения бизнеса

В современном мире построение успешного бизнеса во многом зависит от рекламы в просторах интернета. Главным инструментом к достижению этой цели являются социальные медиа. В данной статье рассмотрены основные этапы составления SMM-стратегии, при помощ...

Формирование брендов транснациональных компаний на рынке России. Методы коммуникаций в торговле. Повышение лояльности и увеличение продаж

В статье рассмотрены процессы брендирования, роста лояльности потребителей и объемов продаж в рамках торгового маркетинга (трейд-маркетинга). Подробно описано применение POS-материалов, как стандартных, так и инновационных, а также прочие средства ма...

Современные психологические приемы маркетинга инноваций

Данная статья посвящена такой проблеме, как маркетинг инноваций в современных рыночных условиях. Автор анализирует инновационную активность отечественных предприятий, сравнивает данный показатель с соответствующим показателем зарубежных стран, опреде...

Эффективность использования социальных сетей при поиске персонала

На сегодняшний день вопрос слияния маркетинговых инструментов с HR является достаточно актуальным. Связано это в первую очередь с популяризацией таких явлений как реклама для соискателей, email-маркетинг в подборе персонала, а также аналитика и испол...

Вирусный маркетинг как инструмент продвижения товаров и услуг

Данная статья посвящена изучению вирусного маркетинга как одного из способов продвижения бренда в условиях жесткой конкуренции. В статье изучается основное понятие вирусного маркетинга, а также его виды методы и отличия от традиционной рекламы. Также...

Мировой опыт инвестирования в железнодорожный транспорт

В статье дается краткий обзор форм, методов и источников инвестирования развития железнодорожного транспорта в Австралии, Франции и Великобритании. Выделяются общие и отличительные черты в способах инвестирования, принятых в разных странах. По мнению...

Анализ современного состояния, тенденций и проблем развития интернет-рекламы в РФ

Цель данной работы — анализ рынка интернет-рекламы, которая является одним из инструментов цифрового маркетинга. Цифровой маркетинг — это совокупность цифровых технологий и инструментов, направленных на продвижение товаров и услуг. Эффективное продви...

Похожие статьи

Специфика продвижения бренда фирмы на рынке акустической продукции

В статье выявлена значимость инструментов продвижения бренда фирмы на рынке акустической продукции, проанализированы особенности зарубежного опыта, а также проведено сравнение развития характерных тенденций США, северных стран Европы и Германии с раз...

Методы финансирования инновационных компаний на начальных этапах

Актуальность выбранной темы обусловлена внедрением инноваций во все сферы жизни и деятельности граждан и организаций, что порождает необходимость активного финансирования компаний, разрабатывающих широкий спектр технологических решений, способствующи...

Перспективы развития маркетинговых коммуникаций в банковском секторе с использованием социальных сетей

В статье рассмотрены перспективы последующего развития маркетинговых коммуникаций в современном банковском секторе с использованием социальных сетей. Отмечается, что, несмотря на экономический кризис, имеет место динамика расширения российского Интер...

Социальные сети для продвижения бизнеса

В современном мире построение успешного бизнеса во многом зависит от рекламы в просторах интернета. Главным инструментом к достижению этой цели являются социальные медиа. В данной статье рассмотрены основные этапы составления SMM-стратегии, при помощ...

Формирование брендов транснациональных компаний на рынке России. Методы коммуникаций в торговле. Повышение лояльности и увеличение продаж

В статье рассмотрены процессы брендирования, роста лояльности потребителей и объемов продаж в рамках торгового маркетинга (трейд-маркетинга). Подробно описано применение POS-материалов, как стандартных, так и инновационных, а также прочие средства ма...

Современные психологические приемы маркетинга инноваций

Данная статья посвящена такой проблеме, как маркетинг инноваций в современных рыночных условиях. Автор анализирует инновационную активность отечественных предприятий, сравнивает данный показатель с соответствующим показателем зарубежных стран, опреде...

Эффективность использования социальных сетей при поиске персонала

На сегодняшний день вопрос слияния маркетинговых инструментов с HR является достаточно актуальным. Связано это в первую очередь с популяризацией таких явлений как реклама для соискателей, email-маркетинг в подборе персонала, а также аналитика и испол...

Вирусный маркетинг как инструмент продвижения товаров и услуг

Данная статья посвящена изучению вирусного маркетинга как одного из способов продвижения бренда в условиях жесткой конкуренции. В статье изучается основное понятие вирусного маркетинга, а также его виды методы и отличия от традиционной рекламы. Также...

Мировой опыт инвестирования в железнодорожный транспорт

В статье дается краткий обзор форм, методов и источников инвестирования развития железнодорожного транспорта в Австралии, Франции и Великобритании. Выделяются общие и отличительные черты в способах инвестирования, принятых в разных странах. По мнению...

Анализ современного состояния, тенденций и проблем развития интернет-рекламы в РФ

Цель данной работы — анализ рынка интернет-рекламы, которая является одним из инструментов цифрового маркетинга. Цифровой маркетинг — это совокупность цифровых технологий и инструментов, направленных на продвижение товаров и услуг. Эффективное продви...

Задать вопрос