Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 06.10.2021

Статья просмотрена: 452 раза

Библиографическое описание:

Сальников, А. В. Историческая трансформация шиитской общины на территории современной России / А. В. Сальников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 284-288. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84450/ (дата обращения: 17.10.2024).



Представители шиизма в нынешней мусульманской общине России находятся в меньшинстве и не занимают автохтонного положения, а потому вопрос о создании соответствующей формы самоутверждения, которая будет предусматривать воздействие всевозможных обстоятельств и учитывать прошлую историческую практику проживания представителей шиизма в исламских и других государствах, продолжает оставаться открытым. На территории России пребывание шиитов исторически не являлось заметным явлением, как например в тех государствах, которые считаются эпицентром мусульманской цивилизации. Тем не менее, мировые события прошедших лет наглядно демонстрируют глобальную исламскую реставрацию, в том числе и ислама шиитского толка.

Ключевые слова: ислам, шиизм, Россия, азербайджанская диаспора, Татарстан, российские мусульмане, Дагестан, шиитская община, организации шиитов.

Рассмотрим историческую трансформацию шиитской общины, начиная с Российской империи и до настоящего времени.

Ислам шиитского толка появился на Северном Кавказе в 8 веке, придя из Северного Ирана. Национальный состав шиитов, проживающих на территории Российской империи, состоял из закавказских татар (так до 1917 года называли азербайджанцев), граждан южного Дагестана (Дербента) и Ирана. Дербент был в числе нескольких городов на территории Северного Кавказа, в которых шииты продолжали жить и процветать. В качестве примера приведём представителей рода шиитов ал-Гадаири, которые в 11–12 веках находились на публичных должностях (например, верховного судьи) в Дербенте [1, с.242–243].

Следующим этапом в летописи шиитского ислама стал приход к власти персидской Сефевидской династии в 16 веке, под влиянием которой на территории Северного Кавказа с новой силой происходило расширение шиитской доктрины. Правительство Сефевидской династии вызвало широкомасштабные перемены в религиозном положении на Кавказе. В тот момент на шиитизацию южного Дагестана особо заметно влияли Азербайджан и Ширван.

Во время правления шаха Аббаса 1 (1571–1629 гг.) шиизм в южном Дагестане начал распространяться среди черкесов и грузин, проник в горные местности, где проживали вайнахи. Тем не менее, невзирая на увеличение территорий, где распространялось влияние шиизма, кавказские горцы остались верны суннизму, а потому шиизм не смог покинуть границ Дербента и его предместий, не считая нескольких поселений, образованных переселенцами из Ирана эпохи Сасанидов. В связи с этим, можно сделать вывод о том, что самым динамичным этапом распространения шиитского ислама на территории южного Дагестана был период с середины 15 по начало 17 веков.

Первая коммуникация между российским правительством и представителями ислама шиитского толка произошла в 1804 году, во время царствования Александра 1, когда Гянджинское ханство, где проживали азербайджанцы, стало частью Российской империи [5, c.43]. Также к первому появлению шиитов на территории России можно отнести официальное установление дипломатических и торговых связей между Россией и Ираном в 16–17 веках. Именно в тот момент в Москве при Персидском дворе стали компактно проживать шииты, а также в Астрахани при Персидском торговом подворье. Несмотря на это, шииты не оставались здесь на постоянное место жительства. Следующим важным этапом в присоединении территорий проживания шиитов в состав России стал Гюлистанский мирный договор, подписанный в 1813 году, по условиям которого Иран передал Российской империи Дагестан, Азербайджан вместе с другими кавказскими землями. Чуть позже, по условиям Туркманчайского мирного договора, в 1828 году Нахичеванское и Эриванское ханства, где также проживали шииты, вошли в состав Российской империи. Даже учитывая то, что Иран отказался от этих территорий, культурная взаимосвязь между ними продолжала быть прочной. Яркий пример — в течение достаточно долгого промежутка времени проявлялась конфессиональная и этнокультурная самоидентификация азербайджанцев с Ираном, это выражалось в постоянных визитах в шиитские духовные центры и святыни Ирана и в масштабной пропаганде персидского языка. Теперь шииты на официальном уровне признаются одной из исламских общин Российской империи, инициируя при этом формирование прочных связей с российским правительством и другими мусульманами России. Принадлежность азербайджанского языка к тюркской языковой семье поспособствовало сплочению со многими мусульманскими народностями и в общем в исламскую общину России. В 19 и начале 20 века азербайджанские шииты приступают к энергичной торговле с российскими городами, поднимаясь вверх по Каспию по реке Волга, побывав тем самым в Астрахани, Казани и Нижнем Новгороде, где было особо заметно их присутствие.

Теперь рассмотрим открытые данные по месторасположению шиитов на территории империи и их количеству по отношению к мусульманам-суннитам. Согласно данным азербайджанского учёного Аббаса-Кули-Ага Бакиханова, шииты проживали в Бакинском, Ширванском, Шекинском и Кубинском уездах. Польский историк Тадеуш Светоховский утверждает, что в соответствии с российскими открытыми источниками 1830-х годов, в Азербайджане сунниты численно преобладали над шиитами, в 1848 году количество суннитов и шиитов уже было одинаковым, а вот в 1860-х годах шииты всё же стали большинством. Это связано прежде всего с усмирением протестов кавказских горцев и масштабного оттока суннитов в Османскую империю [10]. По информации из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, который издавался в конце 19 — начале 20 веков, шииты составляли большинство в Бакинской губернии. Также большинством шииты являлись и в Нахичеванском уезде, доля которых равнялась 57 % жителей. В том же словаре указано, что по состоянию на 1886 год шииты на территории Елизаветпольской губернии составляли 36,28 %, а к 1 января 1891 года там же насчитывалось 165 шиитских мечетей [11]. Также известно, что на территории Закавказья в первой четверти 19 века сунниты являлись большинством, согласно информации на 1830 год, Закавказье населяло 177 736 мусульман-суннитов и 120 674 мусульман-шиитов [17]. В статье Баринова И. А. были обнаружены данные полицейского управления Забайкальской области, где указано, что в августе 1908 года в Чите находилось 59 семей шиитов, большинство из которых являлись ссыльными из Закавказья [2, c.222]. Следует обратить внимание, что в начале 20 века шиитами себя считали некоторая доля лезгин и даргинцев в Дагестане, также кундровские татары в городах Нижнего Поволжья и почти 70 % граждан Азербайджана. Известно, что в 1913 году в южном Дагестане функционировало 35 шиитских мечетей [6, С.167].

Теперь следует исследовать более подробно, что представляло из себя юридическое оформление мусульман-шиитов на территории Российской империи.

Первым нормативно-правовым актом, регулирующим координацию духовных дел шиитов на территории империи, является именной указ императора Александра 1 «О правилах для Магометанского Духовенства Елисаветпольской округи», датированный 30 июня 1805 года и адресованный князю П. Цицианову, который был на тот момент командующим российскими вооружёнными силами на Кавказе. В соответствии с данным указом, главой шиитского духовенства Закавказья ставили так называемого ахунда, которого зачисляли в штат с годовым окладом в 500 рублей [20, p. 107–108]. Теперь шииты могли беспрепятственно молиться под руководством 8 мулл во главе с ахундом. Заключительное нормативно-правовое утверждение духовных дел шиитов в империи произошло в 1872 году с введением особого управления в отношении Закавказских территорий России по причине проживания там огромного количества шиитов. Уже к концу 19 века в Уставе духовных дел иностранных исповеданий было тщательно усовершенствовано управление закавказским шиитским духовенством. Официальное учреждение при участии императорской администрации и представителей шиитской общины в Тифлисе Закавказских мусульманских духовных правлений шиитского учения произошло в начале января 1873 года. В «Положении» об управлении Закавказского мусульманского духовенства шиитского учения по большому счёту был предложен логично выстроенный комплекс правления духовными делами шиитов. Были указаны состав и структура управления, определены требования вхождения исламских священнослужителей в должности. На начальной ступени управления на местах находились штатные (указные) муллы и кадии (судьи). В должностные обязанности мулл входило: руководство мечетями и мечетскими школами (мектебами), ведение метрических книг, списков мусульман, сообщение кадиям данных по мечетям, школам, новорожденным, бракосочетаниям и тому подобное. Кадии контролировали мечетских священнослужителей, оформляли браки, рассматривали семейные дела [7, c.78]. На высшей степени управления у шиитского духовенства находился шейх-уль-ислам. Целью у российской администрации в проведении процесса институционализация и юридического оформления религиозной жизни мусульман присоединённых земель Закавказья была следующей — как можно быстрее и максимально полностью ослабить воздействие исламских центров Османской империи и Ирана на Азербайджан.

В период существования СССР в открытых источниках очень мало информации по шиитским общинам, известно лишь то, что: в Советском Союзе шиизм олицетворяли такие народности как лезгины, азербайджанцы и таты, число которых было небольшим. Конкретное число шиитов отсутствует в связи с тем, что в советских публичных данных не упоминалась религиозная принадлежность граждан. Однако, если отталкиваться от официальной переписи населения в 1989 году, на территории СССР проживало 6 770 тысяч азербайджанцев и 466 тысячи лезгинов — большая вероятность того, что среди них были те, кто считал себя шиитом. Также есть информация о том, что одним из центров шиизма в СССР была Горно-Бадахшанская область Таджикистана [13] .

Говоря о современном состоянии шиитской общины уже в Российской Федерации, следует выделить следующие тенденции: на данный момент азербайджанцы являются лидерами по количеству приверженцев шиизма в России [12]. Согласно всероссийской переписи населения в 2010 году, азербайджанцев в России проживает 603 070 человек, большинство из которых, невзирая на незначительную степень религиозности в своих рядах, считают себя шиитами. В совокупности российская шиитская община насчитывает порядка около 3 миллионов человек [14] .

Теперь рассмотрим российские шиитские общины по территориальному признаку — в республиках Дагестан и Татарстан.

В Дагестане шиитами себя считают такие народы, как таты, лезгины селения Мискинджа, а также общины азербайджанцев Дербента, которые разговаривают на местном наречии азербайджанского языка. В селении Мискинджа живёт около 4 тысяч граждан, на официальном уровне функционируют 1 медресе и 5 мечетей, которые являются шиитскими. Молодые люди систематически приезжают в Иран с целью посещения духовных центров Кум и Мешхед [18] . Эпицентром шиитской общины считается община Дербента, где проживает примерно 30–40 тысяч мусульман-шиитов и имеется 7 мечетей. В городе Махачкала шиитов насчитывают 4–6 тысяч человек и функционирует одна шиитская мечеть. Третьей наиболее крупной шиитской общиной в Дагестане является община в городе Кизляр, где расположены 3 шиитские мечети [3]. Помимо этого, шииты живут в Дербентском, Докузпаринском районах и в городе Хасавюрт [9] . Интересной особенностью российских шиитов является прикладывание лба при земном поклоне к маленькому камешку или куску земли в контейнере, которые привезены из Кербелы [15] . Также известно, что в день Ашуры, в местах, где шииты собираются для самоистязания, приезжает машина скорой помощи, и шииты сдают медицинским работникам свою кровь.

На территории Татарстана шииты представлены такими народами, как азербайджанцы, они составляют свыше 90 % от общего числа представителей шиитского ислама республики. Как конфессиональная группа шиитов азербайджанская диаспора образовались в 1996 году, с приездом в Казань духовного священнослужителя из азербайджанского города Масаллы Иса Аскерзаде (Аскеров). В 2007 году в Казань приехал его сын Фариз, де-факто сменивший своего отца на посту имама шиитов Татарстана. Однако в 2012 году Фариз был депортирован из России и уехал обратно в Азербайджан, через некоторое время следом за ним уезжает и Иса. Вскоре духовным лидером шиитов стал Шахсувар Исмаилов. Шииты Казани изначально по договору с имамами организовывали собственные специальные моления в мечетях «Нурулла» и «Закабанная». Позже стало известно о существовании у шиитов собственной молельной комнаты на Центральном рынке Казани, о которой они по возможности не распространяются. Следующая этническая группа шиитов представлена таджиками из Узбекистана и Таджикистана, которые обосновались в городе Чистополь. Известно, что у них есть свой духовный лидер — Бихишти Кадиров, который проповедует шиизм в мечетях «Нур» и «Анас» [16] . Помимо этого, известно, что шиитами в Татарстане себя считают хазарейцы и пуштуны из Афганистана. Среди самих татар шиизм не распространён, за исключением татарских жён азербайджанцев и кундровских татар из городов Нижнего Поволжья [4] .

Теперь рассмотрим более наглядно официальные организации российских шиитов. Шиитское сообщество «Ахли Бейт» было основано в 1996 году. Организация стремится консолидировать все школы суннитской и шиитской мысли в России, на её базе проводится конфессионально-просветительская, культурная и общественная работа с российскими шиитами. Сообщество создало общину молодых людей «Сахиб Аз-Заман» (намёк на «скрытого имама») и Женскую ассоциацию «Фатима-Захра». Благодаря стараниям главы первого отделения «Ахли Бейт» Мусы Курбанова в Москве проходили «Хусейнийские» шествия в честь имама Хусейна ибн Али в сдержанном формате без самоистязаний. Также известно, что в Екатеринбурге отделение «Ахли Бейт» поддерживается местной администрацией [19] . Достойны упоминания такие организации шиитов России как «Теологический центр мусульман-шиитов», который взаимосвязан с иранскими богословами, и «Шиитский координационно-аналитический центр», который был создан русскими шиитами и занимался знакомством российского общества с религиозной, философской и культурной традициями джафаритского мазхаба. Оба были зарегистрированы В Москве, на данный момент организации ликвидированы. Из официально действующих организаций шиитов на сегодняшний день в Москве известна только лишь «Местная религиозная организация мусульман-шиитов».

Тем не менее, российская шиитская община на сегодняшний день всё ещё пребывает в разделённом и юридически незакреплённом состояниях, большинство процессов в ней происходят на нерегулируемом уровне.

У шиитов отсутствуют свои духовные управления, которые считаются важным посредником в отношениях между государством и представителями ислама шиитского толка, а потому шииты не могут ни коим образом представлять собственные интересы перед государством и достигнуть паритетных взаимоотношений с официальными организациями суннитов [8, c.67].

Итак, шиизм на территории современной России, не считая земель южного Дагестана, не является местным по происхождению феноменом, так как он тесно связан с этнической диаспорой азербайджанцев. На протяжении истории российской мусульманской общины шииты фигурировали лишь периодически, однако процесс присоединения шиитов к реалиям российской мусульманской уммы уже стал, по сути, объективным результатом в соответствии с актуальными мировыми событиями. На это самым прямым образом влияет постсоветская иммиграция азербайджанцев в регионы Российской Федерации и, соответственно, стремительные темпы роста процента шиитов от общего числа российских мусульман. Вместе с тем, этнический состав современной российской шиитской общины не ограничен только лишь азербайджанцами и жителями южного Дагестана, существует также доля неофитов этнических мусульман (например татары, таджики) и немусульманских народов, прежде всего русских. С точки зрения количественной характеристики, их доля ничтожно мала в шиитской общине, но тем не менее если брать в расчёт такие категории как интеллектуальный уровень, социальная активность и потенциал влияния в информационно-коммуникативном пространстве, они будут представлять заметную группу на фоне русскоязычных азербайджанцев.

Литература:

  1. Аликберов А. К. Эпоха классического ислама на Кавказе. Абу Бакр ад-Дарбанди и его суфийская энциклопедия «Райхан алхака'ик» (XI — XII вв.). М.: Восточная литература, 2003. С. 847.
  2. Баринов И. А. Взаимоотношения шиитов и суннитов в Восточном Забайкалье (1907–1919 гг.) // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2012. № 1. С. 221–225.
  3. Беседа с дагестанским шиитом [Электронный ресурс] // Live Journal URL: https://john-rend.livejournal.com/31509.html (дата обращения: 01.10.2021)
  4. Ваххабизм — это проблема и для шиизма в России [Электронный ресурс] // Avrasiya Birliyi URL: https://avrasiya.info/musahibe/1169-vahhabizm-eto-problema-i-dlya-shiizma-v-rossii.html (дата обращения: 01.10.2021)
  5. Гаврилов Ю. А., Шевченко А. Г. Ислам и православно-мусульманские отношения в России в зеркале истории и социологии. М.: Культурная революция, 2010. С. 311.
  6. Газимагомедов Р. И. Конфессиональная политика Российской империи в Дагестане в середине XIX — начале XX в. // Вопросы истории. № 5. 2014. C. 164–171.
  7. Газимагомедов Р. И. Создание в Дагестане «официального» мусульманского духовенства (середина XIX — начало XX в.) // Исламоведение. 2014. № 1. С.73–80.
  8. Гибадуллин И. Р. Шиизм в России: поиск адекватной модели самоутверждения в общем контексте российской уммы // Ислам в мультикультурном мире: мусульманские движения и механизмы воспроизводства идеологии ислама в современном информационном пространстве: сборник трудов конференции. Казань. 2014. С.67–88.
  9. Григорян Э. Дагкомрелигия и иранская делегация обсудили вопросы сотрудничества в области религии [Электронный ресурс] // РИА Дагестан URL: https://riadagestan.ru/nw/news/society/dagkomreligiya_i_iranskaya_delegatsiya_obsudili_voprosy_sotrudnichestva_v_oblasti_religii/ (дата обращения: 02.10.2021)
  10. Духовное управление мусульман Закавказья [Электронный ресурс] // StudFiles URL: https://studfile.net/preview/8143047/page:7/ (дата обращения: 02.10.2021)
  11. Елизаветпольская губерния [Электронный ресурс] // Gufo.me URL: https://gufo.me/dict/brockhaus/Елизаветпольская_губерния (дата обращения: 02.10.2021)
  12. Макаров А. Влияние миграционных процессов на российский социум [Электронный ресурс] // Медина URL: http://www.idmedina.ru/books/islamic/?3139 (дата обращения: 02.10.2021)
  13. Мухаммад Карачай. Кто такие и откуда взялись [Электронный ресурс] // Alif URL: https://alif.tv/vred-i-ugroza-shiizma-muhammad-karachaj/ (дата обращения: 03.10.2021)
  14. Мы хотели бы объединить всех шиитов Москвы — уроженец Азербайджана Фамиль Джафаров [Электронный ресурс] // Trend URL: https://www.trend.az/life/interview/1226234.html (дата обращения: 03.10.2021)
  15. Скрипунов А. Бьют себя до мяса: жизнь самой загадочной общины российского ислама [Электронный ресурс] // Sputnik URL: https://tj.sputniknews.ru/analytics/20180703/1026004262/russia-shiity-islam.html (дата обращения: 03.10.2021)
  16. Татарстан в политике Ирана: скромные успехи Тегерана при настойчивости дипломатии [Электронный ресурс] // EurAsia Daily URL: https://eadaily.com/ru/news/2016/02/01/tatarstan-v-politike-irana-skromnye-uspehi-tegerana-pri-nastoychivosti-diplomatii (дата обращения: 04.10.2021)
  17. Шиизм в Дагестане [Электронный ресурс] // Рафидизм URL: http://rus.shiya.biz/2014/06/miskinci.html#more (дата обращения: 04.10.2021)
  18. Lisnyansky D. Tashayu (Conversion to Shiism) in Central Asia and Russia [Электронный ресурс] // Hudson Institute URL: https://www.hudson.org/research/9843-tashayu-conversion-to-shiism-in-central-asia-and-russia- (дата обращения: 05.10.2021)
  19. Sulaev I.Kh. Gela Guniava. The Muslim Community of the Caucasus in the Georgian Archival Documents. Years 1800–1917: a Collection of Documents. — The City of Qom (Republic of Iran). 2013. 600 pp. // Islamovedenie. 2017. V. 8. № 2. P. 106–118.
Основные термины (генерируются автоматически): шиит, Российская империя, Россия, Иран, шиитская община, южный Дагестан, Азербайджан, Дагестан, Москва, шиитский толк.


Ключевые слова

Россия, ислам, Дагестан, Татарстан, шиизм, азербайджанская диаспора, российские мусульмане, шиитская община, организации шиитов

Похожие статьи

Вклад суфизма в развитие умеренного ислама в Нусантаре

В данной статье анализируется связь между суфизмом (мистиче-ским исламом) и формированием умеренного ислама в Нусантаре, регионе, который исторически охватывает различные группы населения, состав-ляющие большинство мусульман в Юго-Восточной Азии, осо...

Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства и старообрядчества в Российской империи во второй половине XIX — начале XX веков

Статья посвящена исследованию эволюции конфессиональной политики Российского государства в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX — начале XX веков. Особое внимание уделено анализу основных нормативно-правовых актов, регулиру...

Традиционное хозяйство народа акха в Северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в Северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Межэтническая семья как фактор формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан

В статье рассматривается роль межэтнической семьи в контексте формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан. Раскрываются понятия «идентификация», «этническая идентичность» через разные научные школы. Перечислены психологически...

Общественно-политические воззрения джадидов

В данной статье рассматриваются общественно-политические воззрения джадидов. Подчеркивается, что первым общественно-политическим течением, вступившим на путь борьбы за национальную независимость в Туркестане, было движение джадидизма. Отмечается, что...

Анализ теории гибридных политических режимов и их классификации

В условиях всеобщей глобализации стремительно сокращается число политических режимов, существование которых было основано на силе и авторитарных методах правления. В политологических кругах ведутся оживленные дискуссии о применимости транзитологическ...

Влияние экстремистской деятельности на внутренние политические процессы в Республике Татарстан

В данной статье автором рассматривается влияние проявлений экстремизма на территории Республики Татарстан, что предпринимали в ответ на экстремистскую деятельность республиканские власти, как менялось законодательство Татарстана в сфере противодейств...

Экстремизм и неоязыческие вероучения: скрытая угроза (на примере Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов)

В статье раскрывается проблематика распространения экстремистских идей в рамках некоторых неоязыческих культов. Определены элементы экстремизма в религиозных текстах Древнерусской инглиистической церкви, некоммерческие организации которой были ликвид...

Приметы и суеверия народов мира

Нельзя пренебрегать влиянием суеверий и примет на развитие культуры народа, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства уверенности в будущем. В настоящее время, когда происходит технический прогресс, который охватывает все б...

Похожие статьи

Вклад суфизма в развитие умеренного ислама в Нусантаре

В данной статье анализируется связь между суфизмом (мистиче-ским исламом) и формированием умеренного ислама в Нусантаре, регионе, который исторически охватывает различные группы населения, состав-ляющие большинство мусульман в Юго-Восточной Азии, осо...

Изготовление хлопковой ткани в традиционной культуре народа акха в северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Конфессиональная политика государства в отношении сектантства и старообрядчества в Российской империи во второй половине XIX — начале XX веков

Статья посвящена исследованию эволюции конфессиональной политики Российского государства в отношении сектантства и старообрядчества во второй половине XIX — начале XX веков. Особое внимание уделено анализу основных нормативно-правовых актов, регулиру...

Традиционное хозяйство народа акха в Северном Таиланде. Этнографический очерк

Традиционная материальная культура народа акха в Северном Таиланде на сегодняшний день почти не освещена в российской гуманитарной науке. Остаются не исследованными традиционная культура, история и языковые процессы этого народа. Между тем усиливающи...

Межэтническая семья как фактор формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан

В статье рассматривается роль межэтнической семьи в контексте формирования этнической идентичности гражданина Республики Казахстан. Раскрываются понятия «идентификация», «этническая идентичность» через разные научные школы. Перечислены психологически...

Общественно-политические воззрения джадидов

В данной статье рассматриваются общественно-политические воззрения джадидов. Подчеркивается, что первым общественно-политическим течением, вступившим на путь борьбы за национальную независимость в Туркестане, было движение джадидизма. Отмечается, что...

Анализ теории гибридных политических режимов и их классификации

В условиях всеобщей глобализации стремительно сокращается число политических режимов, существование которых было основано на силе и авторитарных методах правления. В политологических кругах ведутся оживленные дискуссии о применимости транзитологическ...

Влияние экстремистской деятельности на внутренние политические процессы в Республике Татарстан

В данной статье автором рассматривается влияние проявлений экстремизма на территории Республики Татарстан, что предпринимали в ответ на экстремистскую деятельность республиканские власти, как менялось законодательство Татарстана в сфере противодейств...

Экстремизм и неоязыческие вероучения: скрытая угроза (на примере Древнерусской инглиистической церкви православных староверов-инглингов)

В статье раскрывается проблематика распространения экстремистских идей в рамках некоторых неоязыческих культов. Определены элементы экстремизма в религиозных текстах Древнерусской инглиистической церкви, некоммерческие организации которой были ликвид...

Приметы и суеверия народов мира

Нельзя пренебрегать влиянием суеверий и примет на развитие культуры народа, формирование нравственных и духовных ценностей и ориентиров, чувства уверенности в будущем. В настоящее время, когда происходит технический прогресс, который охватывает все б...

Задать вопрос