Данная статья посвящена социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья ОВЗ через театрализованную деятельность.
В статье рассматривается возможность применения театрализованной деятельности в работе педагогов с целью осуществления личных способностей и общественной адаптации ребенка с ОВЗ.
Для исследования использовались методы логического анализа, обобщения, интервью.
Ключевые слова: дети с ОВЗ, театрализованная деятельность, сказкотерапия.
This article is devoted to the social adaptation of children with disabilities through theatrical activities.
The article considers the possibility of using theatrical activities in the work of teachers in order to implement personal abilities and social adaptation of a child with disabilities.
Methods of logical analysis, generalization, and interviews were used for the study.
Key words: children with disabilities, theatrical activities, fairy-tale therapy.
Вопрос адаптации детей с ОВЗ в современном обществе сейчас стоит очень остро: не решенными остаются как вопросы на уровне издания законодательных актов и создания социальных организаций, так и вопросы атмосферы, в которой живут семьи этих детей. Но самый важный вопрос — это ощущение ребенка с ОВЗ в этом мире, возможности его общественной адаптации, формы через которые возможно само предъявление его как личности.
В нашей стране регулярно возрастает количество детей, которые имеют нарушения в развитии. По данным Федеральной службы государственной статистики, еще в 2013 году их было 567 825, а в 2019 уже 670 006 человек. [6]
Дети с ОВЗ наравне со всеми детьми обладают правом на образование, на полноценную интенсивную, жизнедеятельность в социуме, а не вялотекущее пребывание в обществе.
Ребенок с низкими интеллектуальными способностями должен вовлекаться в социум — это один из важных общественных и демографических вопросов современного общества. Человек, который хоть раз разговаривал с детьми с низкими интеллектуальными способностями, понимает, как сложно найти путь общения.
Каждый из нас появляется на этот свет с разными возможностями. Но разные возможности никак не могут быть связаны с тем, что у ребенка с ОВЗ нет шансов быть счастливым.
Каждый ребенок в своем развитии проходит периоды повышенной чувствительности к тем или иным воздействиям, к освоению того или иного вида деятельности. Известно, например, что у ребенка 2–3 лет интенсивно развивается устная речь, в 5–7 лет он наиболее готов к овладению чтением, в среднем и старшем дошкольном возрасте дети увлеченно играют в ролевые игры и обнаруживают чрезвычайную способность к перевоплощению и вживанию в роли. И, как известно, эти периоды особой готовности к овладению специальными видами деятельности заканчиваются, и если какая-то функция не получила своего развития в благоприятный период, то впоследствии ее развитие оказывается чрезвычайно затруднено. [1]
Понятие умственной отсталости есть самое неопределённое и трудное понятие специальной педагогики. До сих пор нет точных критериев для распознавания истинного характера и степени отсталости.
По мнению Л. С. Выготского у таких детей основные жизненные процессы могут протекать вполне нормально, так что они могут служить источником наших знаний о детской природе. [3]
В жизни всегда может найтись место не только для активного, не нейтрального ребенка, а даже для ребенка пониженной одаренности.
К примеру, Ю. Б. Гиппенрейтер высказала мнение о том, что роль первых толчков в развитии способностей очень велика, и они связаны с яркими эмоциональными переживаниями и подкрепляет свои рассуждения известным фактом. [4]
Так, Чарли Чаплин впервые вышел на сцену в возрасте 5 лет. В тот день у его матери — актрисы сорвался голос. Ее освистали, и она ушла за кулисы. Возник неприятный разговор с директором театра, который боялся потерять денежный сбор. Но тут директору пришла в голову мысль вывести на сцену мальчика, который был здесь же с матерью за кулисами. Раньше ему доводилось видеть, как маленький Чарли пел и танцевал, подражая ей. Сказав несколько слов публике, директор ушел, оставив мальчика одного на ярко освещенной сцене. Тот начал петь, ему стали кидать деньги. Он воодушевился, и концерт продолжался с нарастающим успехом. В этот день Чарли испытал яркое эмоциональное потрясение; он понял, что сцена — его призвание. [4]
Но этот пример рассматривается в рамках развития способностей в пределах нормы. А как яркие эмоциональные переживания могут влиять на развитие психики детей с особенностями?
П. Я. Трошин, автор первой в России монографии по сравнительному изучению нормальных и аномальных детей, вышедшей в 1916 году, исследовал различия в перцептивных, мнемических и мыслительных процессах у детей здоровых и у детей с умственной отсталостью. «По существу между нормальными и ненормальными детьми нет разницы, те и другие люди, те и другие дети, у тех и у других развитие идет по одним законам. Разница заключается лишь в способах развития». [5]
Тем не менее, он не может не отметить, что детская ненормальность составляет в громадном большинстве случаев продукт ненормальных общественных условий», и величайшая ошибка в том, что в «ненормальных детях видят только болезнь, забывая, что в них, кроме болезни, есть еще нормальная психическая жизнь, которая — в силу особых условий — получает, такой примитивный, простой и понятный вид, которого мы не встретим у нормальных детей». [3]
Изучая проблемы развития личности, Л. С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализации и обладают некоторыми особыми признаками. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии.
Социальное взаимодействие ребенка с ОВЗ благополучно совершается в коллективной работе и общении с другими детьми. Таким образом, ребенок получает информацию, нужные умениями, у него создаются личные потребности, приемы поведения, закладываются личные особенности характера. Ведь в самом ребенке есть все для того, чтобы стать активным участником социальной жизни.
Необучаемых детей нет, только лишь необходимо найти приемлемое для понимания ребенком задание и запастись терпением. Для детей с особенными потребностями незначительные успехи уже результат.
Театрализованная деятельность — это самый эффективный метод для социальной адаптации детей с интеллектуальным уровнем, ниже нормы, а также формирования у них коммуникативных способностей. Вся жизнедеятельность ребенка состоит из игровой деятельности.
По мнению Л. С. Выготского, центральная педагогическая проблема — это связи специального обучения с общими началами социального воспитания. Все специальные дисциплины, по его мнению, должны без остатка раствориться в игре, в занятиях и в трудах. [3]
Учить детей играть, а в ходе игры выполнять действия и принимать на себя роль, одновременно с этим помогать ему, приобретать житейский навык, — все это может помочь реализовать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность дает возможность формировать опыт социальных навыков поведения, вследствие этого, любая легенда, либо художественная литература, сказка для ребенка постоянно имеет высоконравственную направленность (добросердечность, решимость). Вследствие чего, через театральную деятельность дети познают мир не только лишь разумом, но и сердечком и высказывают собственное мнение к доброму делу и злу. [2]
Театрализованная деятельность может помочь детям справиться с неуверенностью в себе, стеснительностью. Театр обучит детей наблюдать прекрасное в жизни, породит желание лично переносить в жизнь прекрасное и доброе. Излюбленные герои делаются примерами для подражания. Играя роль, ребенок с ОВЗ учится лучше понимать и выражать себя, управлять собой, он тренирует познавательные способности — мышление, внимание, память, речь, а также вырабатывает навыки, позволяющие чувствовать себя увереннее и преодолевать страх.
Для детей с ОВЗ показать себя также очень важно: привлечь внимание, посредством исполнения роли выразить свои собственные переживания и эмоциональные потребности. Всем известно: чем больше что-то делаешь, тем лучше это получается. Также и с выступлениями — с каждым новым выходом на сцену особые дети чувствуют себя на сцене более уверенно, учатся преодолевать волнение, демонстрировать результаты своих трудов все более качественно и вдохновенно, оказывает положительное эмоциональное воздействие. Позволяет не только знакомить их с миром прекрасного, расширять представления об окружающем, но и пробуждает способность к сопереживанию, активизирует когнитивные процессы, а главное помогает успешной психологической адаптации ребенка в социуме, что дает возможность преодолеть робость, связанную с трудностями в общении, неуверенностью в себе.
Рассматривая практическое применение театрализованной деятельности в рамках ОКОУ «Железногорской школы для детей с ОВЗ» можно привести пример положительного влияния вовлечения обучающихся в деятельность приближенную к театральной.
В своей деятельности психологическая служба ОКОУ «Железногорской школы для детей с ОВЗ» применяет элементы такого воздействия как сказкотерапия.
Сказкотерапия — это психологическое воздействие на человека через сказки. Посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми. Способствует развитию положительной и многогранной личности, устранить страхи и внутренние комплексы.
Сказкотерапия — один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Этот метод является самым всеохватывающим и открытым для понимания детей.
Дети с ОВЗ — это особая группа детей, которые имеют психические или/и физические отклонения. У детей с ОВЗ наблюдаются стойкие нарушения познавательной деятельности, психического, речевого развития с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения.
Если эти нарушения вовремя не исправить, то затем возникают трудности общения с окружающими, которые влекут за собой определенные изменения личности. Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Поэтому психолог в понятной и доступной форме доносит информацию, зашифрованную в образе сказки, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей, с учетом структуры дефекта, поэтапности в формировании нравственных качеств. Так как, эмоциональное состояние детей часто меняется, то они и по-разному могут смотреть на одну и ту же ситуацию. Для этого необходимо многократное повторение сюжетов, отрывков сказки, их детальный разбор и закрепление выводов.
С помощью этого метода можно добиться не только устойчивого внимания и интереса на протяжении всего занятия, но и сохранения психофизического здоровья детей, формированию положительного эмоционального состояния, снижению утомления, напряжения, легкому переключению с одного вида деятельности на другой, но и развитию коммуникативных умений и навыков, расширению словарного запаса, развитию мыслительных процессов, памяти, мелкой моторики, проявлению творческих способностей и фантазии.
Применяя в работе с детьми с ОВЗ элементы сказкотерапии, психолог выделяет положительные результаты своей деятельности: значительное снижение уровня тревожности, агрессивности, конфликтности среди обучающихся. Дети через сказку получают положительный заряд энергии, нормализуется эмоциональный фон, снижается уровень психического и мышечного напряжения, повышается работоспособность, и, как следствие, дети готовы получать знания, воспринимать нормы и правила поведения, искать решения, выходы из сложных жизненных ситуаций.
В классе налаживается доверительная атмосфера между педагогом и детьми, формируется адекватная самооценка, уверенность в своих силах, ребенок не боится преодолевать трудности и справляться со страхами. При проигрывании сказок дети учатся подражать поведению людей, повадкам животных, явлений природы, таким образом, происходит развитие моторики, координации движений, мимики, пластики, речи.
Через сказку дети учатся переживать, радоваться, сочувствовать, лучше понимать себя, свой внутренний мир и чувства другого человека. Происходит формирование ценностных ориентиров и нравственных понятий.
Таким образом, сказка прививает у детей любовь к природе, воспитывает скромность, доброту, ответственность, дружелюбие и другие положительные качества. Все это способствует успешной адаптации детей к жизни в обществе, труду.
Проведенный опрос в виде интервью с представителем «Железногорская городская организация инвалидов, детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья «Равенство» Курской области, еще раз подтвердил вывод о том, что вовлеченные в театральную деятельность дети, эмоционально лучше развиваются, расширяется их кругозор и общая культура, совершенствуются речь, развиваются психические процессы.
Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира человеческих чувств, коммуникативных навыков, развитию способности к сопереживанию. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения потому, что каждое литературное произведение для детей всегда имеет нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость). Благодаря театрализации, ребенок не только познает мир, но и выражает своё собственное отношение к добру и злу, приобщается к фольклору, национальной культуре. Стремление детей показать, что испытывает персонаж, помогает им осваивать азбуку взаимоотношений.
Сопереживание героям инсценировок развивает чувства ребёнка, представления о плохих и хороших человеческих качествах. Ребенок, благодаря театрализованной деятельности учится решать многие проблемные ситуации и преодолевать застенчивость.
Подводя итоги выше сказанного, можно сделать вывод, что через развитие театрализованной деятельности совершается многостороннее формирование социальной личности ребенка, существенно облегчается его адаптация к условиям жизни в обществе.
Литература:
- Андреева, Г. М. Социальная психология: учебник для высших учебных заведений / Андреева Г. М. — Москва: Аспект Пресс, 2017. — 363 с.
- Белишина, А. А. Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как средство социальной адаптации и реализации индивидуальных возможностей / А. А. Белишина. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 49 (183). — С. 332–334. — URL: https://moluch.ru/archive/183/47004/ свободный (дата обращения 01.12.2020г.)
- Выготский Л. С. К психологии и педагогике детской дефективности // Альманах Института коррекционной педагогики. 2019. Альманах № 39 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-39/the-psychology-and-pedagogy-of-child-efektivnosti свободный (дата обращения 01.12.2020г.)
- Гиппенрейтер Ю. Б. Введение в общую психологию: курс лекций: учебник для вузов / Гиппенрейтер Ю. Б. — М.: ЧеРо; Юрайт, 2002. — 336 с.
- Трошин П. Я. Сравнительная психология нормальных и ненормальных детей / Трошин П. Я. — СПб., 1916. т. 1,2.
- Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/13964, свободный (дата обращения 01.12.2020г.)