В статье рассматриваются основные характеристики гистрионного расстройства личности, а также анализируются биография и творчество известного испанского художника — Сальвадора Дали с целью сопоставления с клиническими проявлениями данного личностного расстройства.
Ключевые слова: расстройство личности, гистрионное расстройство личности, Сальвадор Дали, творчество.
Сальвадор Доменек Фелип Жасинт Дали-и-Доменек был «всемирно признанным чудаком»: в течение своей творческой жизни он однозначно эпатировал, возмущал и будоражил публику, его называли самым неординарным и эксцентричным человеком в мире искусства. Нередко можно увидеть заголовки статей: «Сальвадор Дали — великий безумец» или «Сальвадор Дали: гений или безумец?». Была ли эта необычность частью образа художника, его некой саморекламой, или все же особенности художника могли быть отражением его патологического характера — расстройства личности?
Расстройства личности — это стойкие аномалии характера, складывающиеся из совокупности генетических и приобретенных свойств, которые приводят к социальной дезадаптации [4, с. 211].
Согласно П. Б. Ганнушкину, психиатру и разработчику учения о патологических характерах, для расстройства личности характерны три основополагающих критерия: нарушение социальной адаптации, тотальность поражения психики, что свидетельствует о влиянии расстройства на все сферы психики, и третий критерий — малая обратимость, то есть отсутствие динамики в течение жизни: расстройство проявляется чаще всего в детском возрасте и продолжается до конца жизни человека.
В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) гистрионное (или истерическое) расстройство личности определяется как расстройство личности, характеризующееся поверхностной и неустойчивой возбудимостью, склонностью к драматизированию, театральности, а также к преувеличенному выражению эмоций, внушаемостью, эгоцентризмом, потаканием своим желаниям, отсутствием внимания к окружающим и постоянным желанием иметь успех и внимание.
Изначально расстройство, названное «истерическим», в настоящее время все чаще называют «гистрионным» (от слова histrio — «актер») расстройством личности. Терминология меняется на более политкорректные и лояльные понятия, чтобы не стигматизировать людей, обладающих определенными особенностями, и не ухудшать их состояние.
Также представляется необходимым разграничить понятия «истерическое расстройство личности» и «истерия». Истерия — это устаревший диагноз, не использующийся на современном этапе в психиатрии и медицине. Нередко можно столкнуться с представлениями о том, что «истерик» или чаще «истеричка» — это неуравновешенный и склочный человек. Ранее считалось, что истерии подвержены только женщины, так как причиной представлялась «блуждающая матка». Гистрионное (истерическое) расстройство может, в свою очередь, проявляться как у женщин, так и мужчин. Таким образом, данные понятия стоит дифференцировать и понимать, что в данном случае «истерия» — это лишь «терминологический предок» истерического расстройства.
Этиологию гистрионного расстройства личности (ГРЛ) связывают с воспитанием ребенка по типу «кумир семьи». Также предполагается, что ГРЛ может возникать в результате культивирования и поощрения демонстративных черт в семьях, где родители пытаются реализовать в детях собственные претензии на лидерство. При этом важно отметить, что большинство ученых отводят равную роль генетическим факторам в генезе расстройств личности, отмечая, что нет какой-либо единственной причины в формировании расстройства личности.
Клиническую картину истерического расстройства личности можно охарактеризовать следующим образом: с детства отмечается стремление ребенка быть в центре внимания и детей, и взрослых; наблюдается склонность к выдумкам и фантазиям. При отказе взрослых выполнить какое-либо желание ребенка, проявляется яркая реакция протеста с демонстрацией падения, закатыванием глаз. Для таких личностей крайне важна похвала и оценка. Если же личность находится не в центре внимания, не получает одобрения, то существует высокая вероятность демонстрации приступов раздражительности, слез, обвинений. Для характера истерической личности свойственны театральность, демонстративность, в связи с чем можно отметить стремление человека к занятиям, которые могут удовлетворить потребность в демонстрации. Такие личности чрезмерно озабочены физической привлекательностью, в одежде и косметике у них преобладают яркие цвета и экстравагантность, для мимики характерна живость и даже парамимии — несоответствие мимических проявлений эмоциям человека или переживаемой им ситуации. [4, с.214] Личности с гистрионным расстройством нередко совершают необычные поступки, расходящиеся с общепринятыми взглядами. В большинстве случаев такие личности легко привязываются к людям, но при этом и быстро остывают и оказываются непостоянными в своих увлечениях. В редких случаях у них формируются стойкие экстатические привязанности по типу сверхценных образований. При компенсации (непонятно, о чем речь) личности с ГРЛ становятся серьезнее, но при этом элементы театральности в их поведении остаются.
Таким образом, можно сказать, что личности с гистрионным (или иначе истерическим) расстройством — крайне неординарные и эмоциональные люди.
Далее представляется важным обратиться к значимым фактам из биографии Сальвадора Дали, этапам его жизни.
Сальвадор Дали родился в небольшом испанском городе, Фигерасе, 11 мая 1904 года. Его окрестили тем же именем, что и его брата, умершего в семь лет от менингита. «Из этого семейного обстоятельства, которое превратило его в замену и доверило ему задачу жить и за другого, художник выводит причины своего эгоцентризма». [2, с.14] В книге «Дали великий параноик» французский искусствовед Жан-Луи Гайеман так описал детство Дали: «Избалованный ребенок в руках трех женщин: мамы, бабушки, затем и младшей сестры…Это был тиран, страстно обожаемый в семье». Считается, что однажды Сальвадор затеял скандал на торговой площади. Во время сиесты, когда лавки были закрыты, Сальвадор непреклонно начал требовать леденец. На площади собралась толпа, и полицейские попросили хозяина лавки открыть её во время сиесты и подарить мальчику сладость. В своей биографии художник пишет: «В детстве я всегда поступал не так, как все, но не задумывался над этим. Теперь же я осознал исключительность своего поведения и стал нарочно поступать против всех ожиданий. Его девизом было: «Наперекор всему и всем!». [1, с.54]
В то время, когда Сальвадор Дали учился в королевской академии искусств в Мадриде, он носил волосы до плеч, бакенбарды, шляпу с широкими полями и длинный плащ. Одной из самых известных стилеобразующих деталей в образе художника были его длинные усы, которые Дали именовал «антеннами для восприятия искусства». За свою жизнь художник представал перед зрителями в совершенно неординарных образах: и в космическом скафандре, и в костюме водолаза-глубоководника, и в шляпе, украшенной селедкой. Он гулял с муравьедом по Парижу, а однажды в Риме появился обнаженным из кубического яйца. «За желание удивлять и экзальтированное хвастовство его будут называть гением, но также безумцем и мегаломаном», что в психологии принято называть бредом величия, предполагающим переоценку собственной важности и гениальности. [2, с.14]
Наиболее яркие и отличительные моменты жизни художника в большей степени отражены в его творчестве. В течение всего созидательного периода Сальвадор Дали ошеломлял и обескураживал окружающих не только своей внешностью, экстравагантными нарядами и поступками, но и своими произведениями. В 1921 году Дали записал в своем дневнике: «Я «позер» в манере одеваться, говорить и даже в моей живописной манере». [1, с.102] Сальвадор Дали сознательно выбрал сюрреализм, и стал наиболее ярким его представителем, идеологом сюрреализма как художественного течения. [1, с.257] Он не только конструировал сюрреалистические образы в собственных работах, он жил в этой иррациональной сверхреальности. Создавая свои картины, художник будто бы играл со зрителем, предлагал разгадывать символы или находить изображения, возникающие из соединения разбросанных на полотнах фигур. Его творчество притягивало публику, оно удивляло, обескураживало. Например, в работе «Незримый человек» 1933 года Дали показывает взаимные переходы, скрытые смыслы и контуры предметов. [1, с.398] В рисунке «Параноические превращения лица Галы» 1932 года художник показывает приемы трансформации объектов. При рассмотрении полотна «Гала смотрит на Средиземное море, которое на расстоянии двадцати метров превращается в портрет Авраама Линкольна» 1976 года вблизи мы видим абстрактную картину, на которой едва можно различить фигуру Галы, видимую со спины. Однако с расстояния в несколько метров можно видеть профиль Авраама Линкольна. Сальвадор Дали будто бы превращает свою жизнь в произведение искусства, делая из нее театральный сценарий, «вплоть до самой дерзкой формы театрализации: гробница, которой он определил место в Театре-Музее в Фигерасе». [2, с.15]
Важно также кратко обозначить характер отношений художника с известной всему миру Галой, его музой и его женой. В 1929 году Дали встретил Галу, русскую женщину Елену Дьяконову. Дали с первой встречи был поражен красотой, «на редкость умным лицом» Галы, он воспевал ее полвека и доверял ей управление как собственным творчеством, так и собственной жизнью «вплоть до полного порабощения и управления всеми действиями». Теперь Гала всегда присутствует в работах художника, что может говорить о зависимости вдохновения Дали от Галы. Художник даже делает из своей подписи монограмму с ее именем, чтобы «продемонстрировать будущее слияние их душ». [2, с.24]
Таким образом, в статье рассмотрены основные характеристики гистрионного расстройства личности, а также история жизни известного испанского художника — Сальвадора Дали. Действительно, при сопоставлении клинических проявлений гистрионного расстройства личности и анамнестических данных художника можно сделать вывод о том, что у Сальвадора Дали присутствовали определенные признаки, характерные для ГРЛ. Мы можем наблюдать проявляющуюся у художника с детства необходимость быть в центре внимания, потребность в демонстрации, которую он мог реализовать во взрослой жизни с помощью творчества. Также можно отметить театральность, демонстративность поведения, проявляющиеся как в стиле жизни, так и в творчестве Сальвадора Дали. Также можно утверждать о наличии сильной, даже экстатической привязанности Сальвадора к Гале.
В связи с тем, что отсутствует возможность непосредственной диагностики Сальвадора Дали, нельзя однозначно сказать, были ли особенности поведения художника проявлениями расстройства личности, или они являлись частью его творческого образа. Однозначно можно сказать лишь, что творчество Сальвадора Дали без его личностных особенностей было бы совершенно иным. Сам Сальвадор Дали считал: «В наше время, когда повсеместно торжествует посредственность, все значительное, все настоящее должно плыть или в стороне, или против течения». [1, с.5]
Литература:
- Баландин Р. К. Сальвадор Дали / Р. К. Баландин. — М.: Вече, 2010. — 400с.
- Дзери Ф. Сто великих картин. Сальвадор Дали / Ф. Дзери. — М.: Белый город, 2004. — 53 с.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков / А. Е. Личко. — Санкт-Петербург: Речь, 2010. — 256 с.
- Самохвалов В. П. Психиатрия / В. П. Самохвалов. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. — 324 с.