В статье авторы предпринимают попытку анализа имеющихся проблем в законодательстве о пособиях на ребенка.
Ключевые слова: пособия, детские пособия, прожиточный минимум, семья, ребенок.
Финансовая поддержка семей с детьми является одной из главных задач социального государства. Такая поддержка осуществляется посредством законотворческой деятельности и создания системы учреждений и организаций социальной сферы. Социальные блага обеспечиваются непосредственно самому ребенку или родителям.
Как отмечает Е. Г. Азарова, эффективность социального обеспечения таких семей зависит от того, соответствует ли набор предоставляемых благ потребностям ребенка в тех средствах существования, которые он не может получить в семье [4, с. 96]. Социальное государство должно выявить эти возможные потребности и принять перечень соответствующих им благ социального обеспечения. В России единая система социальных пособий в связи с рождением ребенка, уходом за ним и его воспитанием установлена Федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Одним из элементов этой системы является социальное пособие на ребенка. Его часто называют детским пособием, пособием на детей. Пособие на детей появилось в СССР в 1974 г. в связи с изданием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 25 сентября 1974 г. № 312-IX «О введении пособий на детей малообеспеченным семьям» и выплачивалось семьям, среднедушевой уровень месячного дохода которых не превышал 50 руб., на Дальнем Востоке и в Сибири, а также в северных и некоторых других районах (их перечень утверждался Советом Министров СССР) — 75 руб. Пособие назначалось ежемесячно в размере 12 руб. на каждого ребенка до достижения им сначала восьми, а затем — 12 лет. В России социальное пособие на ребенка было впервые введено Указом Президента РФ от 10 декабря 1993 г. № 2122 «О совершенствовании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров» в качестве единого ежемесячного пособия для всех без исключения детей, независимо от того, в каких семьях они воспитываются и каков среднедушевой уровень дохода семьи. На детей в возрасте до шести лет — в размере 70 % МРОТ, детей от шести до 16 лет (учащихся общеобразовательных учреждений — до окончания ими обучения) — в размере 60 % МРОТ [2, с. 67].
С момента принятия Закона о государственных пособиях условия получения детского пособия и его размеры не единожды менялись. Первоначально пособие назначалось всем семьям, независимо от уровня среднедушевого дохода в составе семьи, или одному из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого ребенка до достижения им 16 лет (на учащиеся общеобразовательные учреждения — до окончания им обучения, но не более чем до 18 лет). Размер пособия составлял семьдесят процентов федерального МРОТ. Матерям одиночкам и детям, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в иных случаях, когда взыскание алиментов невозможно, а также детей военнослужащих срочной службы пособие увеличивалось на пятьдесят процентов [1, с. 82].
Среди наиболее важных проблем можно обозначить следующее:
1) периодичность назначения пособия на ребенка в разных субъектах отличается (ежемесячно или раз в квартал);
2) круг обеспечиваемых лиц, в разных регионах индивидуальный, что ставит в неравное положение граждан, проживающих в разных субъектах РФ с различными финансовыми возможностями (во многих субъектах детское пособие назначается на ребенка одинокой матери, на ребенка, родители которого не уплачивают алиментов, либо в случаях, когда взыскание алиментов невозможно, а также на ребенка из многодетной семьи и на ребенка военнослужащего по призыву, в то время как в других субъектах обеспечиваются пособием только одинокие матери, или только многодетные семьи;
3) установленный базовый и повышенных размеров пособия, зачастую не является объективным значением (в ряде субъектов РФ базовый размер пособия на сегодняшний день составляет 100 руб.) [1, с. 83].
Величина прожиточного минимума в субъекте РФ, исходя из которой определяется уровень нуждаемости семьи в пособии на ребенка, как и величина прожиточного минимума в целом по РФ, представляет собой физиологический минимум, разработанный в свое время для жителей блокадного Ленинграда и способный только на поддержание человека как биологического существа, не допуская и мысли заниматься трудовой деятельностью, восстанавливать трудоспособность, обучаться несложным профессиям.
В этой связи приобретают поддержку идеи российских ученых о важности разработки такого критерия определения право на пособие, как минимальный покупательский бюджет семьи, состав которого должен формироваться на основе продовольственной группы товаров, а также непродовольственных расходов на отдельные услуги (медицинские, образовательные, транспортные, коммунальные, культурно-оздоровительные). Такой бюджет даст возможность реализовать адресный подход [1, c. 83].
Можно изучить положительный опыт стран ЕС, которые используют два подхода для установления пособий на детей, направленных на одну цель — поддержку уровня материального благополучия семьи с детьми:
1) особый размеров пособий семьям с двумя и более детьми;
2) разграничение размеров пособий в зависимости от типа (модели) семьи. Учитывая особенности российской действительности ежемесячное пособие на ребенка должно гарантировать условия для одинакового жизненного старта детям из семей с низкими и средними доходами (маргиналов, бедных, малообеспеченных, среднего класса). При этом должны учитываться доходные и имущественные различия граждан, которые предопределяются не только разный потребительский уровень, но и различный уровень нуждаемости семьи при рождении ребенка.
В этой связи необходима разработка минимального потребительского бюджета семьи с включением в его состав помимо продовольственной группы товаров расходов на медицинские, коммунальные, транспортные, образовательные, культурно-оздоровительные услуги. Наличие такого бюджета позволит определять уровень малообеспеченности семьи, ее нужду в детском пособии, размер которого необходимо разделять в зависимости от типа семьи (как субъекта — получателя пособия). Альтернативой денежным выплатам в виде пособия на ребенка могли бы служить натуральные выдачи товаров (практика Финляндии), например, в форме социального детского пакета, который представляет собой набор вещей необходимых каждому ребенку, обеспечения летнего отдыха, посещения детских садов, занятий в физкультурных и оздоровительных учреждениях, обучение в музыкальных и художественных школах, питание в школах, лечение, индивидуальные программы реабилитации детей-инвалидов и др.) [3, с. 205].
Можно сделать вывод, государство, признавая незыблемое право ребенка на жизнь, обязано предоставить благоприятные условия для жизни и воспитания нового гражданина страны. Для этого необходимо совершенствовать имеющиеся нормы закона для возможности обеспечения гарантий семьям с детьми, которые будут отвечать интересам общества и государства, тем самым воспитывать будущее поколение.
Литература:
- Антонова, Н. В. Направления совершенствования законодательства о бюджетном пособии на ребенка / Н. В. Антонова. // Пробелы в российском законодательстве. — 2017. — № 5. — С. 82–86.
- Антонова, Н. В. Социальное пособие на ребенка: некоторые проблемы правового регулирования / Н. В. Антонова. — Текст: непосредственный // Журнал российского права. — 2018. — № 3. — С. 66–75.
- Корсаненкова, Ю. Б. Влияние ежемесячных пособий на уровень материального обеспечения семьи: проблемы правового регулирования / Ю. Б. Корсаненкова. — Текст: непосредственный // Вестник РГГУ. — 2009. — № 11. — С. 203–208.
- Азарова, Е. Г. Социальное обеспечение детей: теоретические подходы: монография. / Е. Г. Азарова. — Москва: Контракт, 2012. — 256 c. — Текст: непосредственный.
- Буянова, А. В. Проблемы правового регулирования назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющих детей / А. В. Буянова. — Текст: непосредственный // Социально-политические науки. — 2019. — № 3. — С. 36–40.