Научная статья посвящена проведению исследовательского анализа актуальных проблем государственного регулирования строительной отрасли в России. Актуальность исследования обусловлена тем, что коммерческая деятельность строительных компаний играет важную практическую роль, как при формировании валового внутреннего продукта российской экономики, так и при стимулировании развития рыночной инфраструктуры и строительного комплекса. В рамках статьи проанализированы тенденции развития строительной сферы в экономике России. Проанализированы негативные процессы, влияющие на коммерческую деятельность строительных предприятий. Рассмотрен механизм государственного регулирования строительной отрасли Российской Федерации. Перечислены актуальные проблемы государственного регулирования строительной сферы.
Ключевые слова: строительная отрасль, строительный комплекс, строительные предприятия, государственное регулирование, государственное управление.
The scientific article is devoted to conducting a research analysis of topical problems of state regulation of the construction industry in Russia. The relevance of the study is due to the fact that the commercial activity of construction companies plays an important practical role, both in the formation of the gross domestic product of the Russian economy, and in stimulating the development of market infrastructure and the construction complex. Within the framework of the article, the trends in the development of the construction sector in the Russian economy are analyzed. Analyzed the negative processes affecting the commercial activities of construction companies. The mechanism of state regulation of the construction industry of the Russian Federation is considered. The topical problems of state regulation of the construction sector are listed.
Keywords: construction industry, construction complex, construction companies, government regulation, public administration.
На сегодняшний день строительная сфера экономики Российской Федерации переживает трудный период своего функционирования, связанного с распространением пандемии коронавируса COVID-19. Строительным предприятиям необходимо оптимизировать свою деятельность, совершенствовать инструменты привлечения клиентов и снизить размеры своих затрат, с целью возможности обеспечения обязательств перед контрагентами и поставщиками.
На развитие строительной отрасли в экономике страны оказывают влияние целый ряд экономических, природно-географических, политических и социально-культурных факторов. Одним из направлений влияния на развитие строительного сектора в России является влияние мировой экономики, в частности тенденций развития строительного бизнеса на зарубежных рынках.
Кроме того, на тенденции развития строительной сферы в российской экономике высокую роль играет пандемия коронавируса, из-за которой степень проявления негативных факторов внешней среды повышается в разы.
Современные условия функционирования строительных предприятий экономики России характеризуются негативным воздействием следующих актуальных проблем, среди которых [1]:
- Высокий уровень процентных ставок на коммерческое кредитование и ипотеку (первые ставки приводят к трудностям привлечения заемного финансирования строительными предприятиями, вторые ставки приводят к нереализованному потенциалу продаж строительных объектов недвижимости населению, которому недоступна ипотека).
- Тенденция увеличения стоимости строительных материалов, сырья и оборудования, используемых при выполнении строительных работ.
- Высокие уровень налоговой нагрузки на коммерческую деятельность строительных предприятий, снижая размер чистой прибыли, которая распределяется в пользу увеличения собственного капитала.
- Дефицит высококвалифицированных специалистов и сотрудник технических профессий, используемых при проведении строительных работ.
- Частые случаи, когда заказчики становятся неплатежеспособными субъектами, что нарушает цепочку формирования финансовых потоков. Тем самым, строительные организации нарушают свои обязательства перед контрагентами и поставщиками.
- Высокий уровень насыщенности строительной отрасли конкурентами (см. рисунок 1). Из-за того, что динамика числа строительных предприятий в российской экономике увеличивается из года в год, степень насыщенности рынка конкуренцией только повышается.
Рис. 1. Динамика изменения числа строительных организаций России, в период 2010–2018 гг. [2, 3]
Одним из качественных показателей тенденции развития строительной отрасли России является динамика ввода новых зданий, которая отображена на рисунке 2.
Рис. 2. Динамика изменения объема ввода общей площади новых зданий России, в период 2010–2018 гг., в млн квадратных метров [2, 3]
В 2015 году был достигнут исторический максимум, когда показатель составил 139,4 млн квадратных метров. Далее с 2016 по 2018 гг. значения постепенно снижались, пока объем ввода новой площади недвижимости составил 132,7 млн квадратных метров.
Стоит отметить, что значительную роль при формировании тенденций и вышеперечисленных проблем является режим экономический санкций между Россией и странами Запада, из-за чего и наблюдается негативное воздействие макроэкономической неустойчивости. В 2020 году угрозы активизировались, причиной чему выступает кризис пандемии коронавируса.
Тем не менее, перспективы развития строительного комплекса Российской Федерации можно назвать положительными и, в первую очередь, они связаны с реализацией Стратегии инновационного развития строительной отрасли Российской Федерации до 2030 года, выступающей фундаментом государственного регулирования данной сферы деятельности.
Задачами Стратегии инновационного развития строительной отрасли России выступают:
– инновационное перевооружение строительной отрасли;
– совершенствование регулирования рынка строительной продукции и услуг;
– совершенствование налоговых условий для ведения инновационной деятельности строительных организаций;
– развитие кадрового потенциала сферы строительства;
– интеграция российского рынка строительства с международными площадками по обмену интеллектуальным капиталом и инновационными ресурсами;
– совершенствование нормативно-правовой и технической базы в сфере строительства.
В целом же государственное регулирование строительной отрасли Российской Федерации схематически можно изобразить на рисунке 3, где отображены три ключевых уровня регуляторной деятельности.
Рис. 3. Уровни государственного регулирования строительной отрасли и их методы [составлено автором на основе источника 5]
При этом в рамках регуляторной функции применяются следующие механизмы и инструменты государственного контроля строительной отрасли, как:
– техническое регулирование;
– государственный стройнадзор;
– выдача официальных разрешений на возведение объектов недвижимости;
– образование цены и сметная документация.
Важную роль в осуществлении государственного воздействия на строительную отрасль отводится федеральным органам исполнительной власти, которые подразделяются [4]:
– федеральные министерства;
– федеральные службы;
– федеральные агентства.
Анализируя характеристику и особенности проведения государственного регулирования строительной отрасли экономики России на сегодняшний день, можно выделить следующие актуальные проблемы регуляторной деятельности органов власти [6, 7]:
- Неэффективность мероприятий, согласно которому происходит страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче объекта долевого строительства.
- Инструменты и механизмы, которые применяются в рамках государственного управления рынка долевого строительства выступают неэффективными в предупреждении рисков, угроз и негативных случаев.
- Низкий объем охвата государственной поддержки категории инвесторов долевого строительства, которые оказались обманутыми.
- С целью защиты прав потребителей и инвесторов, органы государственной власти принимают решения об ужесточении нормативов к финансовой устойчивости и состояния строительных компаний. Однако это не приводит к эффективным изменениям. И наоборот, происходит удорожание квадратных метров объектов недвижимости, что делает покупательную способность потребителей слабее.
Для того, чтобы данные проблемы имели минимальный уровень негативного воздействия на тенденции развития строительной отрасли и устойчивость коммерческой деятельности строительных предприятий, можно предложить следующие пути совершенствования системы государственного регулирования:
- Установить плановые проверки застройщиков чаще, чем 1 раз за календарный год.
- После первой выдачи разрешения на строительство важно проводить проверку сразу не старше, чем через 3 календарных месяца.
- Ввести термин «внешняя среда застройщика», которая будет состоять из организаций, которые периодически взаимодействуют со строительной компанией.
- Ужесточить выпуск на рынок новых застройщиков на стадии выдачи разрешения на строительство.
Таким образом, в заключении научной работы, можно подытожить следующее:
- Современными проблемами развития строительной отрасли в экономике России выступают высокий уровень процентных ставок на коммерческое кредитование и ипотеку, тенденция увеличения стоимости строительных материалов, сырья и оборудования, используемых при выполнении строительных работ, высокий уровень налоговой нагрузки на коммерческую деятельность строительных предприятий, дефицит высококвалифицированных специалистов и сотрудник технических профессий, высокий уровень насыщенности строительной отрасли конкурентами.
- В рамках государственного регулирования строительной отрасли принимаются правовые, административные и экономические методы.
- Основными проблемами государственного регулирования строительной отрасли в экономике России являются неэффективность мероприятий, согласно которым происходит страхование гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение им обязательств по передаче объекта долевого строительства, неэффективность инструментов управления рынком долевого строительства, низкий объем охвата государственной поддержки категории инвесторов долевого строительства, которые оказались обманутыми, принятие решений об ужесточении нормативов к финансовой устойчивости и состояния строительных компаний.
Литература:
- Карякина И. Е., Потапкина Е. К. Анализ современного состояния строительной отрасли РФ, проблемы и перспективы ее развития // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. № 5–2.
- Строительство в России // Официальный сайт «Росстат». URL: https://www.gks.ru/free_doc/doc_2018/stroit-2018.pdf (дата обращения: 12.05.2021).
- Регионы России 2019 // Официальный сайт «Росстат». URL: https://www.gks.ru/storage/mediabank/Region_Pokaz_2019.pdf (дата обращения: 12.05.2021).
- Хашаева О. Ш. Государственное регулирование строительной отрасли // Научный вестник ЮИМ. 2017. № 1.
- Соловьева Е. А., Абакумов Р. Г., Наумов А. Е. Правовые аспекты государственного регулирования инвестиционно-строительной деятельности // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2018. № 4 (30).
- Запевалова А. Ю. Проблемы и перспективы государственного регулирования строительной отрасли России // Инновации в науке и практике. 2018. С. 94–100.
- Негашев Д. С. Развитие инновационного потенциала строительной отрасли: проблемы и роль государственного регулирования // Неделя науки СПбПУ. Материалы научной конференции с международным участием. Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли. 2018. С. 59–61.