Как известно, человек — социальное существо, и с первых дней жизни нуждается в общении. Общение — сложная и многогранная деятельность, требующая определенных знаний и умений, которыми человек овладевает в ходе усвоения социального опыта, накопленного предыдущими поколениями. Высокий уровень коммуникативности является залогом успешной адаптации человека в обществе, что определяет практическую значимость формирования коммуникативных умений с самого раннего детства.
В наше время, наряду с термином «общение», используется термин «коммуникация». Такие исследователи, как: Г. М. Андреева, А. А. Бодалева, А. В. Запорожец, А. А. Леонтьев, М. И. Лисина, А. В. Петровский, Д. Б. Эльконин отмечали, что общение важнейшая коммуникативная деятельность. Разработчики ФГОС выделили отдельно образовательную область «Речевое развитие», цель которой — развитие общения, развитие речевого общения.
Коммуникация — это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию. В словаре русского языка С. И. Ожегова «коммуникация» растолковывается как сообщение, общение. В словаре синонимов понятия «коммуникация» и «общение» характеризуются как близкие синонимы, что позволяет считать эти термины эквивалентными
Современное образование выставляет высокие требования к развитиюкоммуникативных способностей у дошкольников для того, чтобы адаптироваться в социуме, успешно учиться в школе, детям необходимо уметь общаться. А к старшему дошкольному возрасту ребенок должен овладеть главными коммуникативными навыками: уметь слушать, воспринимать и понимать информацию; вступать в процесс общения с другими людьми; четко и последовательно высказывать свои мысли.
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.
Именно развитие коммуникативности является приоритетным основанием обеспечения преемственности дошкольного и начального общего образования, необходимым условием успешности учебной деятельности, важнейшим направлением социально-личностного развития. Развитие коммуникативных навыков у детей сообщим недоразвитием речи (ОНР) становится очень актуальной, так как в последнее время возрастает число детей, имеющих недостатки речевого развития.
Отношения между дошкольниками во многом определяются характером его общения с педагогами детского сада. Стиль общения педагога с детьми, его ценностные установки отражаются в отношениях детей между собой, в психологическом микроклимате группы.
При недостаточном общении ребенка со взрослыми и сверстниками темп развития ребенка с ОНР речи и других психических процессов замедляется. Отклонения в развитии речи негативно влияют на психическое развитие ребенка, затрудняют общение с окружающими, задерживают формирование познавательных процессов, и, следовательно, препятствуют формированию полноценной личности.
Общение осуществляется с помощью разнообразных средств, принято выделять три основных категории средств общения:
– экспрессивно мимические (взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);
– предметно действенные (локомоторные и предметные движения; позы, используемые для целей общения; приближения, удаления, вручения предметов, протягивания взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого);
– речевые (высказывания, вопросы, ответы, реплики).
Для повышения эффективности логопедического воздействия, активизации интереса к занятию, формированию коммуникативных навыков в практической деятельности логопеда оправдано использование приемов психологической коррекции, в частности:
– игровой психокоррекции как способа развития когнитивной, эмоциональной и социальной сфер;
– арт-терапии и музыкотерапии как средства стимуляции общения;
– кинезитерапии, как средства тренировки ручной и общей моторики;
– библиотерапии, для регуляции эмоционального состояния, усиления положительных эмоций и ослабления негативных. Эффективными могут оказаться и другие психокоррекционные приемы, но они в меньшей степени апробированы в практике логопедической работы с лицами, имеющими речевые расстройства.
Практические педагоги детских садов считают, что решение задач развития эмоционального и ситуативно-делового общения с взрослыми, формирование эмоциональных контактов со сверстниками и представляет собой ряд этапов:
1 этап.
- Установка эмоционального контакта с ребенком, побуждение к визуальному контакту, формирование умения слушать педагога, реагировать на обращение, выполнять простую инструкцию: «Подойди ко мне», «Посмотри на меня», «Покажи игрушку»;
- создание эмоциональной атмосферы, зарождение положительного эмоционального отношения к ситуации, учитывая индивидуальные особенности детей;
- развитие внимания и умения реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонацию, умение подражать движениям взрослого;
- формирование у детей образа собственного Я, умения узнавать себя в зеркале, выбирать свое отражение из двух (в паре с другим ребенком);
- вызывать у детей совместные эмоциональные переживания (радость, удивление) в совместных играх, забавах и музыкальных играх;
- учить приветствовать и прощаться с взрослыми и детьми группы.
II этап. Закрепление желания и готовность к совместной с взрослым деятельности.
- Совместные игры и упражнения с одним предметом (мячом, ведерком, шариком); умение подражать выразительным движениям и мимике взрослого, изображая мишку, зайку, птичку и т. д.;
- упражнения в подражании мимическим движениям в игровых ситуациях: поднять брови, нахмурить их, улыбнуться, наморщить нос; учить понимать жесты и выразительные движения (указательный жест, кивок головой, покачивание головой, приглашающий жест и т. п.), сочетающиеся со словесной инструкцией и без нее;
- объединять детей в пары и учить взаимодействовать в играх с одним предметом (покатать друг другу мяч, машинку, насыпать песок в одно ведерко).
III этап. Учить совместной с взрослым деятельности во время индивидуальных занятий, в играх, в быту;
- побуждать к речи в ситуациях общения, к обращению с просьбой «дай», указанию «вот» и т. п.;
- учить имитировать элементарные артикуляционные движения: открыть рот — зевнуть, вытянуть губы — подуть, показать язычок — «а-а-а» — не болит ли горлышко;
- побуждать к имитации выразительных движений в играх: лиса крадется, петушок гордо шагает, зайка прыгает;
- учить узнавать себя, своих близких, педагогов на фотографиях;
- организовывать «игры рядом», побуждая детей к взаимодействию: передать игрушку, выполнить совместные действия — построить башню, поочередно ставя кубики один на другой.
IV этап. Расширять диапазон совместной деятельности в играх с элементами сюжета: «Оденем куклу», «Накорми зверят», «Построим дом»;
- использование элементарных драматизаций в играх с использованием фольклора (песенок, потешек), совершенствовать навыки выразительных движений;
- развивать артикуляционный праксис в играх на подражание;
- учить узнавать сверстников из группы на фотографиях, рассматривая совместные фотографии: «Наши праздники», «Мы гуляем»;
- объединять детей в процессуальных играх и вводить элементы сюжета: «Уложим кукол спать», «Построим дом» и т. п.;
- Учить обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять сочувствие, симпатию.
Таким образом, для формирования коммуникативных навыков у дошкольников с ОНР необходимо применять приёмы игровой, творческой терапии, практические ситуации, направленные на развитие мотивационной сферы общения, постоянное наращивание словаря, как стимулятора речевого общения, создавая положительное эмоциональное отношение детей к процессу коммуникации.
Литература:
- Гербова, В. В. Понимание, называние и использование глаголов// Дошкольное воспитание. 1985. -№ 1.-С. 6–12.
- Гойхман, О. Я. Речевая коммуникация / под ред. О. Я. Гойхман. М.: Инфа, 2006. — 272с.
- Селивёрстова, В. И. Речевые игры с детьми. — М.: П., 1994.
- Стребелева, Е. А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: Пособие для учителя-дефектолога. — М.: Владос, 2008. — 256 с.