Особенности профессионального ориентирования молодежи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 11.10.2021

Статья просмотрена: 182 раза

Библиографическое описание:

Цикунова, О. А. Особенности профессионального ориентирования молодежи / О. А. Цикунова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84480/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматриваются особенности и трудности молодежи в выборе своего профессионального пути.

Ключевые слова: профориентация молодежи, выбор профессии, рынок труда, особенность ориентирования молодежи.

The article discusses the peculiarities and difficulties of young people in choosing their professional path.

Keywords: youth career guidance, choice of profession, labor market, youth orientation feature.

Большое значение в настоящее время имеет качество рабочей силы, создающей товары и услуги. Чтобы добиться существенного развития человеческих ресурсов, в первую очередь необходимо создавать условия для повышения конкурентоспособности граждан на рынке труда.

В настоящее время в системе непрерывного образования молодежи отсутствует целенаправленная, систематическая психолого-профориентационная работа, которая должна содействовать личности в профессиональном самоопределении с учетом не только потребностей и возможностей, но и с учетом ситуации на рынке труда; отсутствует система комплексного взаимодействия социальных институтов, призванных решать задачи профессионального самоопределения и занятости; отсутствует подготовка специалистов для оказания качественных психолого-профориентационных услуг молодежи с учетом специфики образовательного учреждения (школа, детские дома, школы-интернаты, профессиональные учебные заведения разного уровня подготовки). [4].

Основными перспективными направлениями в сфере формирования и развития трудовых ресурсов Омской области являются прежде всего создание условий для роста обеспеченности экономики Омской области квалифицированными кадрами на основе механизмов формирования и развития кадрового потенциала. [1]. В целях снижения дисбаланса спроса и предложения на рынке труда Омской области необходимо разрабатывать и реализовывать мероприятия направленные на повышение эффективности взаимодействия различных сторон внешнего и внутреннего рынка труда по вопросам обеспечения экономики региона квалифицированными кадрами на основе сбалансированности их интересов, включая разработку и реализацию комплексов мер по развитию кадрового потенциала, осуществления мониторинга текущей и перспективной потребности рынка труда в рабочей силе.

Профессиональный выбор — особенности и трудности

Выбор профессии — это личный выбор профессии каждого, который должен быть основан на своих предпочтениях, склонностях, возможностях и увлечениях.

Исходя из опыта работы с подростками, многие школьники выбирают профессию, не основываясь на своих желаниях и возможностях, а слушая советы других сверстников, родителей и друзей, а все почему?

Ответ достаточно прост, подросткам сейчас очень сложно определится с профессией, так как недостаточно развита работа по профориентации в школах.

Долгое время проблемы профориентации исследовались и воплощались исключительно с точки зрения имеющейся профессиональной среды, оставляя в стороне такие важные стороны, как личность школьника, имеющийся социальный заказ от государства или общества на рынке труда. Печальным следствием стали абстрактные подходы, без учёта желаний и способностей человека. [5].

Чтобы помочь школьникам в возрасте от 14 до 17 лет выбрать сферу профессиональной деятельности в соответствии со своими склонностями и предпочтениями, необходимо давать больше практических знаний, путем профессиональных пробы и полностью погружать в мир профессий. Внедрять в школьную программу — теоретические занятия, на которых изучаются разнообразные формы профессионального ориентирования, делать встречи с успешными людьми, которые на своем примере могут рассказать о своей профессии.

Необходимо давать молодежи знания о новых профессиях, например, через атлас новых профессий. Это навигатор по рынку труда будущего.

Это альманах профессий будущего, актуальных для российской экономики. Он основан на данных форсайт-сессий, в которых принимали участие ключевые игроки рынка. Атлас поможет понять, какие отрасли будут активно развиваться, какие в них будут рождаться новые технологии, продукты, практики управления и какие новые специалисты потребуются работодателям. [3].

C:\Users\Admin\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\slide-6.jpg

Для повышения эффективности функционирования регионального рынка труда деятельность его институтов должна проходить в следующих направлениях:

— Посредническая и консультационная деятельность за счёт распространения информации, обеспечивающей сокращение времени поиска вакансий безработным и работников директорами фирм, а также информации, способствующей найму работодателями работников, наиболее соответствующих их требованиям, и позволяющей работникам найти место с подходящими условиями труда и уровнем заработной платы.

— Повышение качественных характеристик рабочей силы на региональном рынке труда, стимулирование снижения потребности в рабочих местах со стороны тех граждан, чьё трудоустройство затруднено по тем или иным причинам. [7].

Профориентация является эффективным средством решения проблем на рынке труда в Омской области. Комплексный подход всех учреждений и ведомств, включённых в систему профессиональной ориентации и профессионального обучения, позволит разрешить ключевые проблемы выбора профессии, профессиональной подготовки и создания условий для профессионального развития персонала организации. Совершенствование системы профориентации и профобучения позволит улучшить ряд социально-экономических характеристик: повысить конкурентоспособность молодёжи на рынке труда, снизить безработицу и текучесть кадров, улучшить показатели социального самочувствия населения, обеспечить развития кадрового потенциала региона, соответствующего потребностям рынка труда.

Литература:

  1. Официальный сайт Службы занятости Омской области — https://omskzan.ru (дата обращения 11.05.2021)
  2. Официальный сайт Федеральной службы государственной службы статистики Омской области -https://omsk.gks.ru (дата обращения 11.05.2021)
  3. Официальный сайт Атласа новых профессий — https://atlas100.ru/catalog/ (дата обращения 11.05.2021)
  4. Кудрявцева Т. В., Сухарева А. В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения (Вопросы психологии. — 2015 № 1 с. 86–93)
  5. Пряжников Н. С., Пряжникова Е. Ю. Игры и методики для профессионального самоопределения старшеклассников. — М.: «Первое сентября», 2014
  6. Чистякова С. Н. Типы профессиональной среды (Профессиональное образование — 2004 № 3 с. 25)
  7. Шевандрин Н. И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности, с. 319
Основные термины (генерируются автоматически): рынок труда, Омская область, рабочая сила, выбор профессии, кадровый потенциал, региональный рынок труда, создание условий.


Ключевые слова

рынок труда, выбор профессии, профориентация молодежи, особенность ориентирования молодежи

Похожие статьи

Профориентационная работа как фактор успешного развития профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по выявлению факторов, влияющих на выбор направления профессиональной подготовки молодежи.

Проблемы профориентации молодежи

В работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования был определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основн...

Влияние родителей на профессиональную мотивацию ребенка

В данной работе приводятся результаты социологического исследования, доказывающее приоритетную роль семьи при выборе профессии выпускниками школ. Автором предпринята попытка анализа сложившейся практики и проблем, связанных с формированием профессион...

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения

В статье рассматриваются направления формирования для молодежи возможности трудоустройства на рынке труда.

Профессиональная востребованность и профориентация современных школьников

В статье авторы анализируют востребованность профессий в современном мире и профессиональные ожидания школьников.

Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте

В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Также перечень факторов, оказывающих влияние на выбор профессионального пути старшеклассника.

Модель профессиональной ориентации школьников

В статье автор описывает модель профессиональной ориентации школьников.

Пути формирования ценностной самоориентации личности в сфере профессионального образования учащегося

В статье рассматривается вопрос формирования самоориентации личности и пути преодоления кризисов профессионального становления личности.

Факторы развития учебной мотивации обучающихся профессиональных образовательных организаций

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие учебной мотивации. Роль педагогов, использование современных технологий, правильная организация учебного процесса и применение методик, которые подходят для разных категорий обучающихся ...

Похожие статьи

Профориентационная работа как фактор успешного развития профессиональной деятельности

В статье представлены результаты исследования по выявлению факторов, влияющих на выбор направления профессиональной подготовки молодежи.

Проблемы профориентации молодежи

В работе рассматриваются актуальные проблемы профориентации молодежи. При проведении исследования был определен масштаб проводимых профориентационных мероприятий среди школьников; выявлены факторы, влияющие на выбор будущей профессии; выявлены основн...

Влияние родителей на профессиональную мотивацию ребенка

В данной работе приводятся результаты социологического исследования, доказывающее приоритетную роль семьи при выборе профессии выпускниками школ. Автором предпринята попытка анализа сложившейся практики и проблем, связанных с формированием профессион...

Вопросы профессионального самоопределения в психологическом консультировании будущих педагогов

В данной статье рассматриваются вопросы выбора профессии и профессионального самоопределения современной молодежи на примере будущих педагогов. Приводятся результаты исследования профессиональных склонностей и предпочтений у студентов разных курсов о...

Рынок труда молодежи: проблемы и пути их решения

В статье рассматриваются направления формирования для молодежи возможности трудоустройства на рынке труда.

Профессиональная востребованность и профориентация современных школьников

В статье авторы анализируют востребованность профессий в современном мире и профессиональные ожидания школьников.

Исследование профессионального самоопределения в юношеском возрасте

В статье рассмотрены особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте. Также перечень факторов, оказывающих влияние на выбор профессионального пути старшеклассника.

Модель профессиональной ориентации школьников

В статье автор описывает модель профессиональной ориентации школьников.

Пути формирования ценностной самоориентации личности в сфере профессионального образования учащегося

В статье рассматривается вопрос формирования самоориентации личности и пути преодоления кризисов профессионального становления личности.

Факторы развития учебной мотивации обучающихся профессиональных образовательных организаций

В статье рассматриваются основные факторы, влияющие на развитие учебной мотивации. Роль педагогов, использование современных технологий, правильная организация учебного процесса и применение методик, которые подходят для разных категорий обучающихся ...

Задать вопрос