В данной статье автор высказал свои взгляды на решение проблемы организации инновационной деятельности в системе высшего образования и внесены ряд предложений.
Ключевые слова: образование, система образования, образовательные модели, образовательные концепции, инновации в образовании, исследования, предпринимательство, качество образования.
In this article, the author expressed his views on solving the problem of organizing innovation in the higher education system and made a number of proposals.
Keywords: education, education system, educational models, educational concepts, innovations in education, research, entrepreneurship, quality of education.
Роль, место и значение высших учебных заведений в развитии общества сегодня в корне отличается от прошлого. Если мы проанализируем эволюцию мировых высших учебных заведений с 1940-х годов до наших дней, их социальная роль и значение возрастают и становятся важным инструментом экономического развития общества, особенно их ведущей ролью в инновациях.
Мы знаем, что мировая система высшего образования прошла несколько этапов своего развития. Большая часть литературы условно разделена на три этапа в зависимости от сферы деятельности учебного заведения [5]. Первой из них была «Парижская модель», которая была широко распространена во многих странах мира в XII-XVIII веках. Основная идея этой модели — обучать студентов. Одна из главных особенностей данной модели — высокое качество обучения, а также формирование специфических методик учебного процесса.
Позже мировая цивилизация стала предъявлять более жесткие требования к высшим учебным заведениям. Этот период, охватывающий первую половину XIX и XX веков, характеризуется развитием классического периода университетов и преобладанием «немецкой модели» (основатель Вильгельм фон Гумбольдт). Основная концепция этой модели отражена в сочетании образования и исследований.
Таким образом, начиная с этого периода, приоритетным стал вопрос о концентрации на исследовательской работе высших учебных заведений.
Вторая половина ХХ века — это постклассический период, и этот период основан на преобладании американской модели. Его основная концепция характеризуется упором на коммерциализацию в образовании, исследованиях и академических кругах. С тех пор растущий интерес к инновациям привел к новому подходу к качеству образования, который происходит практически во всех развитых странах мира.
После обретения независимости Республика Узбекистан приступила к осуществлению радикальных реформ в системе образования в соответствии с изменениями в мировой системе образования, основной целью которых является формирование системы образования мирового уровня и подготовка на ее основе конкурентоспособных специалистов. [2]. Для этого необходимо внедрять инновации в систему образования.
Создание, формирование и развитие инновационной деятельности в высших учебных заведениях Республики Узбекистан — относительно новая практика. Однако этот процесс не новость для вузов развитых стран мира, а является неотъемлемой частью их деятельности.
Таким образом, социальная роль системы высшего образования сегодня уникальна, что выражается в коммерциализации новых идей в своей деятельности, внедрении научных результатов в практику. Одним словом, успех развития любой страны отражается в том, что результаты научной деятельности высших учебных заведений отражаются в виде новых технологий или технологических продуктов.
В этом отношении в мировом опыте сделано немало. Например, понятие «бизнес-университеты» разработал известный ученый Бертон Кларк (1928–2009) [6]. Согласно этой концепции, университеты смогут привлечь дополнительное финансирование для работы, повышения эффективности и качества образования. Концепция также может усилить инновационные методы обучения, улучшить его содержание и развить тесное сотрудничество с бизнес-сообществом, что усилит процесс коммерциализации разработок университетских ученых. [8]
В том же 2003 году была выдвинута концепция «Третьей» задачи университетов Швеции. По его словам, традиционными задачами вузов являются образовательная деятельность (появление новых предметов, разработка инновационных методов обучения) и научная деятельность (генерация новых знаний, переход от индивидуальных исследований к междисциплинарным групповым исследованиям). Патентование, лицензирование, создание новых малых инновационные компании и др.).
Возникает вопрос, что нужно сделать для развития инновационной деятельности в вузах нашей страны. Его ответ дан в «Национальной программе обучения» Республики Узбекистан, в первую очередь, необходимо развивать взаимосвязь «образование-наука-производство» [3]. Для этого нужно опираться на опыт лучших учебных заведений мира. В частности, необходимо создать систему «замкнутой цепочки», от образования, исследований до создания малых инновационных предприятий. В связи с этим перед университетами нашей страны встанет новая задача — не только подготовка кадров, но и подготовка кадров, генерирующих инновационные идеи. Потому что они создатели и исполнители производства. Поэтому в настоящее время университетам целесообразно адаптироваться к новой экономической ситуации и стать центрами производства. Существенные изменения в современном мире требуют превращения университетов в полноценные объекты новой экономики. В связи с этим важное значение имеет понятие «Тройная спираль». Концепция «Тройной спирали» акцентирует внимание на вопросах тесного взаимодействия вузов, бизнеса и власти.
Роль и влияние государства в развитии инновационной деятельности высшего образования будут значительными. На наш взгляд, одной из первых и наиболее значимых мер является создание нового сообщества университетов на национальном уровне. В современных классических университетах шансы адекватно удовлетворить потребности общества, государства и личности невелики. Поэтому пришло время развивать такие формы университетского сообщества, как фундаментальные университеты, исследовательские университеты.
Следующий шаг — укрепление сотрудничества между крупным бизнесом и университетами. Это потребует развития стимулов для бизнес-инноваций [1]. В конечном итоге ускорение создания малых инновационных компаний даст положительный эффект. Все это требует создания инновационной инфраструктуры в университетах, то есть формирования и развития центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов и студенческих инновационных центров в каждом университете.
Несмотря на условия и возможности, созданные нашим государством для инновационной деятельности вузов, их инновационная деятельность не может считаться востребованной. Это можно увидеть в ряде случаев. Во-первых, объем образовательных услуг и работ, проводимых на базе инновационной инфраструктуры образовательных учреждений, не в полной мере отвечает потребностям студентов в опережающем развитии рыночной экономики.
Во-вторых, недостаточны количество и состав результатов интеллектуальной деятельности в бюджетах вузов. Количество рабочих мест, создаваемых образовательными учреждениями через бизнес-ассоциации, инновационную инфраструктуру и хозяйственные контракты, невелико. Потенциал и количество студентов, старших научных сотрудников и профессоров, участвующих в экономических контрактах, не соответствуют сегодняшним требованиям.
В-третьих, качество и количество подготовленных, переподготовленных и инновационно ориентированных кадров для малого бизнеса по программам, разработанным в университете, не соответствуют динамике бурного экономического развития.
В-четвертых, количество профессоров, преподавателей и сотрудников вузов, прошедших подготовку и переподготовку по вопросам инновационного предпринимательства и трансфера технологий в ведущих университетах мира, не в полной мере соответствует требованиям университетских приоритетов в области международного сотрудничества.
В-пятых, объем высокотехнологичной продукции, создаваемой на базе инновационной инфраструктуры образовательного учреждения, не соответствует потребностям населения и бизнеса. Все это негативно сказывается на качестве образования в высшей школе. Эти побочные эффекты включают:
1) Университеты неразрывно связаны со своими клиентами, им необходимо понимать свои текущие и будущие потребности, удовлетворять свои потребности и выполнять свои желания в той степени, в которой они не ожидают, что требует инновационного подхода ко всем процессам. Неадекватная организация этого процесса приводит к нарушению качества обучения в соответствии с требованиями стандартов ISO;
2) Руководство вуза должно обеспечивать общие цели и направления инновационной деятельности в системе образования, уметь полноценно вовлекать сотрудников в реализацию инновационных задач вуза путем создания и поддержания оптимальной внутренней среды в университете. Сложившаяся ситуация приводит к неэффективному использованию возможностей инновационной деятельности для обеспечения качества образования;
3) студенты, профессора и сотрудники составляют основу вуза, а их полная вовлеченность в инновационную деятельность открывает возможности для эффективного использования их потенциала в интересах вуза. Большое количество неиспользованных возможностей и невнимание к ним ведут к снижению качества;
4) взаимовыгодные отношения между поставщиками и организациями увеличивают возможности обеих сторон. Однако неразвитость взаимоотношений отрицательно сказывается на качестве образования.
В связи с вышеизложенным, на наш взгляд, на каждом уровне высшего образования следует выделить следующее как неотъемлемую часть инновационной политики.
Необходимо создание в вузах научных парков, центров карьеры и т. д, Создание Департамента инновационной политики и организации инновационной деятельности. Также необходимо создание центра трансфера технологий, создание новых инновационно-ориентированных структур (Школа инновационного бизнеса, Высшая школа менеджмента и инноваций). Необходимо будет включить в устав вуза Положение об инновационной деятельности и определить ответственность за инновационную деятельность на каждом факультете.
Словом, в каждом вузе целесообразно создавать инфраструктуру для инновационной деятельности.
Для этого необходимо реализовать следующие меры:
– Создание и развитие инновационных бизнес-инкубаторов (выбор, формирование и развитие). Для размещения в бизнес-инкубаторах необходимо разработать не менее 5–10 инновационных проектов в каждом университете и создать не менее 2–5 инновационных предприятий;
– Создание единой координационной системы выявления, учета, правовой защиты и использования результатов интеллектуальной деятельности;
– Создание системы трансфера технологий в каждом университете и ее функционирование. -Создание и функционирование системы малых инновационных компаний в каждом университете;
– Создание центра высоких технологий с вовлечением в него всех студентов и преподавателей.
Решения Кабинета Министров о переподготовке и повышении квалификации учителей положительно сказываются на качестве высшего образования. [4]
Из вышесказанного можно сделать вывод, что в современных вузах функции образования и исследования по-прежнему выполняются как основная функция. Однако университеты имеют дополнительные предпринимательские функции, которые увеличивают их способность ускорять экономическое развитие. [7]
Таким образом, эффективность и успешность инновационной деятельности определяется тем, насколько новые традиции принимаются руководством и коллективом вуза и готовы их внедрять.
Модели инновационной деятельности могут быть разными для разных вузов. Следует отметить, что наши предложения носят рекомендательный характер и требуют доработки как теоретически, так и практически.
Литература:
- Конституция Республики Узбекистан. — Т.: Узбекистан, 2015.
- Закон Республики Узбекистан «Об образовании». Т, 1997.
- «Национальная программа обучения» Республики Узбекистан. Т, 1997.
- Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан. О мерах по дальнейшему совершенствованию системы переподготовки и повышения квалификации преподавателей высших учебных заведений. 26 сентября 2012 г. № 278.
- Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании. — М., 2010
- Ильина И. А. Обеспечение качества образовательного процесса в ВУЗе. — Москва, “Экономика” 2014. Стр. — 160–162
- Ишмуҳамедов Р., Юлдашев М. Инновационные методы в образовании и воспитании — Ташкент, Изд. Ниҳол, 2013. — 268 стр.
- Корзникова, Г. Г. Менеджмент в образовании. — М.: Академия, 2008