Если в наши дни советские люди совершают героические подвиги в космосе, то в те годы передний край борьбы человека за завоевание тайн природы проходил в Арктике.
И. Д. Папанин, доктор географических наук, дважды Герой Советского Союза.
В XIX веке многие мореплаватели считали, что в районе Северного полюса существует море, которое не покрыто льдами. Считалось, что по этому морю беспрепятственно можно было доплыть до Китая и Индии. В северные широты стали отправляться одна за другой экспедиции, которые надеялись найти это море.
В 1827 году Уильям Эдуард Парри по плавучим льдам отправился к Северному полюсу. Путешествовал он со своими спутниками на санях-лодках. Но циклоны, которые проникают сюда во все сезоны и приносят облачность, осадки и ветер до 15–20 м/с, довольно быстро вынудили команду вернуться обратно.
Невиданное упорство проявил американец Роберт Пири. Пять раз он побывал на севере Гренландии, готовясь к походу на Северный полюс. Поэтому Гренландию часто называют Землей Пири. В апреле 1909 года не с первой попытки Роберту Пири удалось достичь Северного полюса. Пробыл он там 70 часов и в очень короткие сроки вернулся обратно. Именно такое скорое возвращение путешественника вызвало у многих сомнение: а был ли Пири на полюсе. Ведь именно в это время появился еще один претендент на первооткрывателя — Ф. Кук. Кто первым побывал на полюсе: Кук или Пири, решил суд. Первооткрывателем был признан Роберт Пири.
Позже были попытки достичь Северного полюса на самолете. Руаль Амундсен, норвежский путешественник, в 1926 году совершил первый неудачный полет. Амундсен рос очень болезненным мальчиком, был слабее ровесников. Но он был очень решительным и упрямым. Руаль поставил перед собой цель стать капитаном корабля. Для достижения цели он изнурял себя физическими упражнениями, обливался ледяной водой. И в 18 лет он отправился матросом на корабле в свое путешествие. Такой целеустремленный, так все-таки почему его полет на Северный полюс стал неудачным? Из-за погодных условий команде пришлось совершить вынужденную посадку на льдине. Двадцать четыре дня они провели на ледяной глыбе. Амундсена и его команду считали погибшими. Но, благодаря невероятному труду и терпению, им удалось поднять самолет в воздух и вернуться на Шпицберген. Но позже Амундсен все-таки совершил полет над Северным полюсом на дирижабле «Норвегия».
В 1937 году, спустя 11 лет после полета Амундсена, на покорение Северного полюса пришли не рекордсмены, а ученые, во главе с Иваном Папаниным. «Их давно и крепко привязал к себе суровый, необжитый северный край, с его неоглядными просторами, моржами, нерпами и ледовыми бродягами — белыми медведями. Там ездовые собаки заменяют такси, а с гранитных скал сползают тысячетонные языки глетчеров, и по небу тревожно бежит и щемит душу северное сияние». Бороздин В. П. «На льдине — в неизвестность» М., «Молодая гвардия»,1971. 176с.
Девять месяцев зимовщики-ученые провели в сложнейших условиях Арктики. «Девять месяцев непрерывной научной работы, две с половиной тысячи километров труднейшего ледового пути позади. А у четверых ледовых жителей почему-то вдруг тоскливо защемило сердце». Бороздин В. П. «На льдине — в неизвестность» М., «Молодая гвардия»,1971. 176с. Вклад наших соотечественников в изучение Арктики огромен. Изучались океанические воды, рельеф, климатические условия, флора и фауна сурового края. Но и после возвращения из экспедиции работа Папанина по изучению Арктики не прекратилась. Иван Дмитриевич возглавил Главное управление Северного морского пути. Руководил экспедицией, которая выводила из льдов Арктики дрейфовавший в течение двадцати семи месяцев ледокольный пароход «Георгий Седов».
Подвиг папанинцев повторил в 1950 году коллектив дрейфующей станции «Северный полюс — 2» под руководством Михаила Сомова. Позже экспедиции «Северный полюс» стали уже ежегодными.
Хотелось бы упомянуть и о первых «одиночках» на Северном полюсе. Японский исследователь и альпинист Наоми Уемура стал первым человеком, достигшим Северного полюса в одиночку в 1978 году. Он прошел 725 километров со средней скоростью 13 километров в день на санях с упряжкой из семнадцати лаек. А доктор Жан-Луи-Этьен из Франции достиг полюса в 1986 году в одиночку и без лаек.
Изучение Арктики продолжается и по сей день. Облегчили путь в Арктику современные атомные ледоколы. В далеком 1941 году в журнале «Техника — молодежи» описывался корабль севера: «Этот необычный корабль представляет собой как бы полуподводное судно. Его громадный корпус находится под водой. Над поверхностью воды возвышается лишь сравнительно небольшая рубка с двумя трудами, капитанским мостиком и радиомачтой. Там же находится катапульта, на которой установлен самолет». Конечно, современные ледоколы мало похожи на описанные в 1941 году, но были и совпадения, например, в способах передвижения: «Вот судно, набрав скорость, как бы с разбегу врезается своей надводной частью в толщу льда. Так как рубка встречает при этом большее сопротивление, чем корпус, то весь корабль совершает продольное колебание и носом снизу раскалывает лед. В ледяном поле образуется узкая, но достаточная для прохода рубки колея, и судно движется вперед».
Современная Арктика все также манит исследователей и ученых. Но все большее и большее вмешательство человека приводит к разного рода проблемам. Добыча нефти в шельфовой зоне приводит к экологическим проблемам. Браконьеры уничтожают редкие виды животных. Наличие атомных объектов приводит к радиоактивному заражению всего живого в Арктике. Человеку необходимо уметь исследовать и изучать, не уничтожая!
Литература:
- Бороздин В. П. «На льдине — в неизвестность» М.: «Молодая гвардия»,1971. — 176 с.
- Смирнова Т. А. «Хрестоматия по географии материков и океанов». М.: Просвещение, 1987–415 с.
- Амундсен Руаль «Моя жизнь. Южный полюс». Бомбора, 2019–512 с.
- Алиев Рамиз «Изнанка белого». Paulsen, 2020–408 с.
- Корякин В. С. «Пири против Кука». Paulsen, 2018–248 c.
- Симакова Людмила «Русский у Амундсена». Paulsen, 2015–320 с.
- Журнал «Техника -молодежи», 1941г. № 3 с.43