Логопедическое кинезиотейпирование как средство активизации мышц мимической и артикуляционной мускулатуры детей старшего дошкольного возраста с дизартрией | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 09.10.2021

Статья просмотрена: 3483 раза

Библиографическое описание:

Михальченко, П. М. Логопедическое кинезиотейпирование как средство активизации мышц мимической и артикуляционной мускулатуры детей старшего дошкольного возраста с дизартрией / П. М. Михальченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84526/ (дата обращения: 15.11.2024).



Ключевые слова: кинезиотейпирование, активизация мышц, мимическая мускулатура, артикуляционная мускулатура, дети старшего дошкольного возраста, дизартрия.

Одним из самых главных условий полноценного развития ребенка является его речь. Именно от четкой, красивой и грамотно поставленной речи ребенка зависят его способности правильно излагать свои мысли, общаться с близкими людьми и познавать окружающий вокруг мир.

Ознакомившись с данными заключений психолого-медико-педагогической комиссии четко заметно, что в настоящее время значительно возросло число детей с дизартрией. Волкова Л. С. определяет понятие «дизартрия» как «нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата» [2, с. 191].

Для детей с дизартрией характерно: ограниченность объема движений мимической и артикуляционной мускулатуры; неспособность определить и разграничить отдельные прикосновения к частям лица и артикуляционного аппарата; нарушения звукопроизношения и просодики.

Согласно исследованиям, важнейшим условием логопедической работы по устранению дефектов звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией является активизация мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.

Четкая, красивая, грамотно поставленная речь главным образом связана с точными движениями мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.

Для правильно развитой мимической и артикуляционной мускулатуры характерно, чтобы движения мышц: щек, лба, рта, губ, языка, нёба, нижней челюсти были точными и правильными.

Для выявления статуса подвижности мышц мимической и артикуляционной мускулатуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией мною было проведено логопедическое обследование 8 детей. Обследование проводилось по методике В. М. Акименко.

По итогам логопедического обследования было выявлено, что у большинства детей старшего дошкольного возраста с дизартрией доминирует первый уровень (низкий) — 5 детей (62,5 %), двое детей (25 %) имеют второй уровень (ниже среднего) и всего один ребенок (12,5 %) имеет третий уровень (средний) подвижности мышц мимической и артикуляционной мускулатуры.

Подводя итог обследования подвижности мышц мимической и артикуляционной мускулатуры детей старшего дошкольного возраста с дизартрией, можно отметить следующий характер движений мышц: объем движений неполный; темп движений замедлен; преобладает повышенный тонус мышц; невозможность удержания заданной позы; саливация; сопутствующие непроизвольные движения (синкинезии); движения неточные; трудности изменения заданного положения речевых органов; отсутствует последовательность движений.

К современным вспомогательным классическим методам формирования точных движений мышц мимической и артикуляционной мускулатуры (логопедический массаж, артикуляционная гимнастика) у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией в условиях настоящего времени можно отнести логопедическое кинезиотейпирование.

Согласно авторам Касаткину М. С., Беляковой А. М., Ачкасову Е. Е. логопедическое кинезиотейпирование понимается как «способ рецепторного воздействия на различные органы и системы специально разработанным эластическим пластырем, который наносится с определенным натяжением на поверхностные ткани тела (кожу)» [1, с. 9].

Первым, кто предложил методику кинезиотейпирования был японский доктор Кензо Касе. В 1973 году Кензо Касе разработал концепцию будущего метода, а уже в 1979 году он представил описание мышечного кинезиологического тейпирования.

Термин «кинезиотейпирование» происходит от латинского слова «kinesio» — движение и английского слова «tape» — лента. Таким образом, можно подчеркнуть, что данный метод стимулирует нефункционирующие мышцы речевого аппарата работать.

Кинезиологический тейп — это специально разработанный тейп из 100 % хлопка и покрытый специальным гипоаллергенным слоем для наложения на покровные ткани тела с целью влияния на разные органы или системы органов.

Принцип действия тейпа состоит в том, что будучи наклеенным на кожу, он активизирует рецепторы, находящиеся в мышцах и коже, что и позволяет мозгу «заметить нефункционирующие мышцы». Наклеенный тейп придает непривычное положение органам артикуляции, что и побуждает человека пошевелить органами артикуляции, дабы вернуть их в комфортное положение.

Перед применение кинезиотейпа необходимо убедиться, что на коже отсутствуют раны, царапины; убедиться в том, что у ребенка нет аллергии на клейкую основу тейпа — акрил. Далее следует обезжирить кожу и дать высохнуть.

Работу по формированию точных движений мышц мимической и артикуляционной мускулатуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией необходимо проводить на каждом индивидуальном логопедическом занятии. С целью достижения более высокого результата коррекционной работы по формированию точных движений мышц мимической и артикуляционной мускулатуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией стоит применять кинезиотейпы после проведения логопедического массажа, перед артикуляционной гимнастикой. Тейпы абсолютно не мешают работе мимической и артикуляционной мускулатуры, а наоборот повышают работу речевого аппарата, облегчая выполнение движений для постановки правильной артикуляционной позы.

Кинезиотейпы накладываются на отдельные участки поверхности кожи ребенка, а также его лица промежутком на несколько дней или недель (как правило: до четырнадцати дней). Далее необходим перерыв на несколько дней, после которого вновь можно применять тейпы. Число процедур по применению кинезиотейпов зависит от определенной проблемы.

Для формирования точных движений мышц губ рекомендуется произвести тейпирование круговой мышцы рта. Для этого используется кинезиотейп шириной 2.5 сантиметра, который накладывается сначала над верхней губой, далее под нижней губой с небольшим натяжением. В результате стягивания круговой мышца рта происходит раздражение её рецепторов, вследствие чего ребенок начинает шевелить губами.

Для коррекции саливации также можно проводить кинезиотейпирование. Тейп приклеивается на мышцы, которые непосредственно принимают участие в акте глотания. Для этого берется две ленты шириной 2.5 сантиметра и измеряются от подъязычной кости до области ключицы. Ребенок должен занять положение сидя. Затем одна лента приклеивается от подъязычной кости до ключичной кости по левой стороне, при этом не затрагивая щитовидную железу. Вторая лента приклеивается по аналогии с первой, только уже с правой стороны. Такой способ нанесения кинезиотейпов помогает ребенку невольно сглатывать слюну.

Чтобы сформировать точные движения мышц языка необходимо провести кинезиотейпирование подъязычной мышцы. Для этого применяются малоразмерные кросс-тейпы с целью воздействия на точки выходов нервов. Кросс-тейп приклеивается с двух сторон нижнечелюстного треугольника, а также с двух сторон около угла нижней челюсти.

Применять методику кинезиотейпирования может только тот логопед, который прошел специальные курсы по обучению кинезиотейпированию. Так как только специально обученный специалист может определить нужную степень натяжения тейпа для конкретного ребенка.

Таким образом, можно подчеркнуть тот факт, что применение кинезиотейпирования в совокупности с логопедическим массажем и артикуляционной гимнастикой значительно повышает и ускоряет результативность коррекционной работы по формированию точных движений мышц мимической и артикуляционной мускулатуры у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией.

Литература:

  1. Ачкасов Е. Е., Белякова А. М., Касаткин М. С. и др. Клиническое руководство по кинезиологическому тейпированию / Под ред. М. С. Касаткина, Е. Е. Ачкасова. М., 2017.
  2. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений / Под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.
  3. Касаткин М. С., Ачкасов Е. Е., Добровольский О. Б. Основы кинезиотейпирования. Учебное пособие / Касаткин М. С., Ачкасов Е. Е., Добровольский О. Б. М.: Спорт, 2016.
  4. Зайцева Е. С. Логопедия. Тейпирование подъязычного нерва. — https://www.youtube.com/watch?v=dnN356l8p7M
Основные термины (генерируются автоматически): артикуляционная мускулатура, старший дошкольный возраст, ребенок, точное движение мышц, дизартрия, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж, речевой аппарат, коррекционная работа, логопедическое обследование.


Ключевые слова

дети старшего дошкольного возраста, дизартрия, Кинезиотейпирование, активизация мышц, мимическая мускулатура, артикуляционная мускулатура

Похожие статьи

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Миогимнастика как профилактика нарушений речи у детей

В статье рассказывается о причинах нарушения звукопроизношения у детей, вызванных дефектами органов артикуляции и мерах их профилактики.

Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике

В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством су-джок-терапии на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности методики формирования координации движений у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения

Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Особенности слухового и речевого развития у детей после кохлеарной имплантации

В статье рассматривается, как происходит коррекционно-развивающая работа с детьми с кохлеарной имплантацией по развитию слухового восприятия и речи.

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Использование музыкально-вокальных упражнений в коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией

Коррекция темпо-ритмических характеристик речи у детей с дизартрией актуально, поскольку нарушение просодики одно из ключевых проявлений данного варианта дизонтогенеза. Целью статьи является обоснование возможностей музыкально-вокальных упражнений в ...

Похожие статьи

Особенности формирования ритмико-интонационной стороны речи у детей дошкольного возраста с ринолалией

В статье рассмотрено понятие «ринолалия» и особенности формирования компонентов ритмико-интонационной стороны речи при данной речевой патологии, представлены этапы и направления коррекционно-развивающего обучения.

Миогимнастика как профилактика нарушений речи у детей

В статье рассказывается о причинах нарушения звукопроизношения у детей, вызванных дефектами органов артикуляции и мерах их профилактики.

Психологическая подготовка и поддержка ребенка при проведении БОС-терапии в урологической и неврологической практике

В статье автор исследует способы психологической подготовки и поддержки ребенка при проведении БОС-терапии.

Развитие познавательных процессов у детей с задержкой психического развития посредством су-джок-терапии на коррекционно-развивающих занятиях

Особенности методики формирования координации движений у детей с косоглазием и амблиопией в период окклюзионного лечения

Развитие интеллекта и речи детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством использования кинезиологии

Дошкольники с ограниченными возможностями здоровья зачастую имеют проблемы в речевом и познавательном развитии. Для развития данных функций предлагалось несколько видов развивающих технологий. Однако наиболее эффективной оказалась кинезиология. Кине...

Психолого-педагогические особенности детей с псевдобульбарной дизартрией

Статья посвящена изучению психолого-педагогических особенностей детей дошкольного возраста, страдающих псевдобульбарной дизартрией, также дано описание этапов развития их сверстников без патологии.

Особенности слухового и речевого развития у детей после кохлеарной имплантации

В статье рассматривается, как происходит коррекционно-развивающая работа с детьми с кохлеарной имплантацией по развитию слухового восприятия и речи.

Лечебная гимнастика: путь к здоровью и душевному равновесию

В статье рассмотрены лечебная физическая культура при заболеваниях и повреждениях нервной системы, благотворное влияние ЛФК на нормализацию жизни людей, укрепление здоровья.

Использование музыкально-вокальных упражнений в коррекции темпо-ритмических нарушений у детей с дизартрией

Коррекция темпо-ритмических характеристик речи у детей с дизартрией актуально, поскольку нарушение просодики одно из ключевых проявлений данного варианта дизонтогенеза. Целью статьи является обоснование возможностей музыкально-вокальных упражнений в ...

Задать вопрос