В статье рассмотрены основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, способствующие совершенствованию самого образовательного процесса. Выделены этапы развития системы управления процессом обучения на основе теоретических и методических носителей информации.
Ключевые слова: педагогические условия, качество образования, процесс обучения, образовательная организация, управление.
Pedagogical conditions of quality management of the process of training
The article discusses the main organizational and pedagogical conditions for managing the quality of the educational process in the educational organization, contributing to the improvement of the educational process itself. The stages of development of a learning process management system based on theoretical and methodological information carriers are highlighted.
Keywords: pedagogical conditions, quality of education, learning process, educational organization, management.
На сегодняшний день совершенствование процесса обучения является одной из главных задач для образовательных организаций. Модернизация системы образования основана на педагогических условиях управления качеством учебного процесса. Проблема качества образования связана непосредственно с решением задач, направленных на развитие личности и ее способности приспосабливаться к жизни к стремительно меняющимся и противоречивым условиям.
Под образованием понимают самостоятельную систему, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, которое стремятся овладеть некими знаниями, нравственными и иными ценностями, умениями, навыками, а также нормами поведения. Иными словами, образование — это система, в которой происходит образовательный процесс [6, с. 57].
Ключевым звеном деятельности образовательных организаций выступают знания, усвоенные в процессе обучения. Основной задачей таких организаций является обеспечение необходимого уровня качества учебного процесса, основанное на организационно-педагогических условиях процесса обучения [3, с. 35].
Усиление внимания к проблеме совершенствования качества образования является одной из главных тенденций его модернизации на сегодняшний день, а это, как правило, требует разработки различных подходов к нахождению путей решения. Апгрейд системы образования предусматривает решение ряда задач, имеющих как социальный, так и педагогический характер.
Качество образования — это совокупность свойств образования, стремящихся к удовлетворению потребностей человека. Оно способствует удовлетворению запросов и основывается на:
— совершенствовании системы управления;
— системе мониторинга за повышением качества образовательных услуг;
— обеспечении равенства в доступе к образованию учащихся с разными возможностями и способностями;
— повышении квалификации сотрудников образовательной организации;
— принципе ориентации на потребителя [4].
Качество образования основывается на педагогических условиях, которые способствуют его улучшению. В литературе термин «педагогическое условие» трактуется многими авторами по-разному, но они пришли к общему выводу, что данные условия определяются как комплекс объективных и субъективных возможностей и обстоятельств, а также мер и методов, которые направлены на реализацию определенных организационно-педагогических задач [7].
При рассмотрении педагогических условий управления качеством образовательного процесса выделяют три вида этих условий, представленных на рисунке 1.
Рис. 1. Условия управления качеством образовательного процесса
К нормативным педагогическим условиям управления качеством процесса обучение в образовательных организациях относятся:
— законодательная и нормативно-правовая база, организационно-распорядительная документация, способствующая упорядочению содержания учебной деятельности в организации;
— различные способы сбора и анализа информации, содействующие работе учебных подразделений.
Выделяют следующие процессуально-технологические педагогические условия учебного процесса:
— обеспечение качества образовательных программ, их содержание;
— применение современных форм и методов организации учебного процесса;
— повышение качества возможностей персонала образовательных организаций;
— реализация системного мониторинга качества образования;
— создание стабильного и резервного обеспечения процесса обучения;
— гарантирование непрерывности, последовательности и сукцессии образования;
— формирование целесообразных социальных и бытовых условий, отвечающих современным требованиям.
К гуманистическим педагогическим условиям управления качеством образовательного процесса относятся:
— создание внутренней мотивации коллектива, способствующей повышению качества образовательной деятельности;
— формирование желания абитуриентов к получению образования на базе данной учебной организации;
— развитие и поддержание уровня толерантности и чуткости у субъектов процесса образования [5, с. 198].
Выделяют следующие элементы, отвечающие за качество процесса обучения в образовательной организации:
1. Человеческие ресурсы. К ним относят:
— высшее руководство;
— административно-управленческий и обслуживающий персонал;
— преподавательский состав.
2. Инфраструктура (лекционные аудитории и лаборатории для проведения учебных занятий, программное обеспечение);
3. Производственная среда (условия, в которых выполняется учебная и производственная деятельность) [5, с. 200].
Так, качество образования является единой характеристикой системы образования, которая отражает степень соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, общественным и личностным ожиданиям.
Под оценкой качества образования, в свою очередь, понимают оценку качества образовательных достижений обучающихся и результативности образовательного процесса.
Активность качества образования определена изменением требований общества, рынка труда, потребителей, а также целей образования. В зависимости от данных условий перестраивается процесс образования.
Существуют следующие особенности управления качеством образования:
- В управлении качеством образования нельзя разделять деятельность и развитие. Данные проявления качества образования требует построения учебной работы так, чтобы основа приходилась на предоставление активного участия учащихся в организации и получении своего образования.
- Ориентация на формирование способности к самообучению. Выработка определенных умений и навыков, способствующих самообразованию и получению социально-личностных знаний, предназначена для освоения ценностей и норм поведения.
- Высоко ценится умение действовать в нестандартных ситуациях, а также развитие способности аналитического и критического отношения к окружающей действительности.
- Предметная ориентация представлена средством освоения методологии образования. Ранее предписанные цели образования входят в разнообразную образовательную среду, что предоставляет возможность обучающимся создавать внутреннюю мотивацию. Значительно вырастает роль технологии и самообразовательной деятельности.
- Зависимость качества образования от профессиональной деятельности педагога, методов, способов, умений и технологий организации учебного процесса.
Принято выделять такие значимые факторы, влияющие на управление качеством образования, как:
1. Личностные характеристики:
— имеющиеся знания;
— способности;
— устойчивость в психологическом плане.
2. Образовательные условия:
— учебно-методические и наглядные материалы;
— информационное и технологическое обеспечение;
— материально-техническая комплектация;
— теории и подходы к образованию;
— педагоги, которые обеспечивают функционирование учебного заведения;
— воздействие на управление образовательным учреждением территориальных органов власти;
— степень участия общественных организаций в поддержке образовательного процесса;
— помощь учащимся от родителей.
3. Общая государственная взаимосвязь функционирования образовательной системы:
— государственная политика в области образования;
— важнейшие цели и задачи в образовательном процессе;
— структура управления в системе общего образования;
— доступность ресурсов образования;
— статус педагога в обществе;
— простота и доступность рынка образовательных услуг, учебной литературы, а также их совершенствование.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт, требования рынка, общественные ожидания, включенность образования в международное сообщество.
5. Экономические и социально-культурные условия, национальные и региональные факторы, системы и структуры педагогической деятельности, стратегия помощи и поддержки педагогов, учащихся и их родителей.
Этапы совершенствования системы управления учебным процессом в образовательном учреждении:
- Анализ результатов аудиторов, проводящих проверку.
- Непосредственная связь с потребителями.
- Наблюдение за эффективностью корректирующих и предупреждающих мероприятий.
- Процедуры по повышению результативности системы качества образования [8].
Современную систему управления качеством образования в РФ можно классифицировать на:
1) федеральную систему;
2) региональную систему;
3) муниципальную систему;
4) уровень образовательной организации.
На федеральном уровне систему управления регулируется нормативной базой — федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ [1], приказом Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 5.12.2014 № 1547 [2] и иными нормативными документами.
На региональном и муниципальном уровне руководствуются основным документом — федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ [1], а также применяются нормативные акты, которые регулируют деятельность образовательных организаций.
Уровень образовательной организации — главное звено в совершенствовании системы оценки качества образования, так как в образовательной организации ведется контроль в области процедур независимой оценки качества образования.
Для оптимизации структуры управления образовательной организацией, необходимо выделить наиболее значимые для нее направления подготовки, провести анализ состояния организационной структуру учебных подразделений, упростить ее для решения комплекса выделенных задач, а также усилить длительные процессы интроспективности образовательной организации. Аудиторы, как правило, определяют мероприятия, способствующие повышению эффективности и результативности системы управления процессом обучения в образовательной организации.
Результаты обучения зависят как от объективных, так и от субъективных факторов, поэтому необходимо определить степень влияния каждого фактора на учебный процесс. Диагностическая функция качества процесса обучения в образовательной организации возлагается на педагогический мониторинг. Объектами педагогического мониторинга выступают результаты учебно-воспитательного процесса и педагогические средства, используемые для их достижения [7].
Главную роль в снабжении качества образования играет научная квалификация профессорско-преподавательского состава. Качество преподавания, несомненно, зависит не только от личностных качеств педагога, но и от возможности регулярного повышения квалификации.
Образование обеспечивается необходимыми ресурсами, чтобы желаемый результат был достигнут. К ним относят:
— человеческие;
— материально-технические;
— финансовые ресурсы [8].
Материальное и техническое обеспечение процесса обучения предполагает наличие второго элемента, отвечающего за качество образовательного процесса в образовательной организации — инфраструктуры (учебные аудитории, мастерские, лаборатории, компьютерные классы и т. д.). Качество обеспечения данного учебного процесса определяется нормативами, которые регулируют как соответствие учебному обеспечению процесса обучения, так и наличие необходимой техники и оборудования. Стоит отметить, что образовательные учреждения обязаны в заданные сроки обновлять материально-техническую базу и своевременно расширять ее, основываясь на требования допустимых показателей.
Информационное и систематическое гарантирование должно соответствовать требованиям стандарта основной образовательной программы учреждения. В настоящее время большое значение имеет комплексный подход к обеспечению процесса обучения в образовательных организациях, который позволяет исключить повторение информации в учебных пособиях и привести к расширению образовательного пространства. Поэтому основной задачей маркетинговой службы образовательной организации является изучение востребованности предлагаемых образовательных услуг на рынке и удовлетворенности потребителей.
От социально-экономического развития страны зависит проблема управления качеством процесса обучения в образовательных организациях, а основные педагогические условия способствуют:
— выдвижению значимых компонентов образовательного процесса;
— созданию модели управления качеством учебного процесса в образовательных организациях;
— составлению прогноза предполагаемых изменений качества образования.
Так, одной из важнейших проблем процесса обучения на сегодняшний день является роль качества образования. Официально используемая система оценки качества обучения не опирается на объективные методы педагогических измерений, поэтому «качество» трактуется отнюдь не однозначно. Можно сделать вывод о том, что качество образования определяется как совокупность свойств обучения, которые соответствуют современным требованиям педагогической теории, практики и могут удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства.
Для достижения успеха важно полноценно владеть этой системой. Для администрации высшего учебного заведения управление качеством образования в условиях совершенствования его материала становится востребованным в работе. Руководителю необходимо научиться адаптироваться в изменяющихся социальных, экономических и культурных условиях образования, уметь овладевать технологиями обучения и мощным инструментом достижения желаемого результата. Система менеджмента качества, которая предполагает системную ежегодную оценку со стороны руководства, является основополагающим компонентом в данной области.
Таким образом, повышение качества образования является главной проблемой в современных условиях. Основные организационно-педагогические условия управления качеством учебного процесса в образовательной организации, которые способствуют совершенствованию самого образовательного процесса, являются ключевым элементом по поиску решений данной проблемы. А выделенные этапы развития системы управления процессом обучения на основе теоретических и методических носителей информации — его значительным дополнением.
Литература:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 № 273-ФЗ.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность» от 5.12.2014 № 1547.
- Аристов, О. В. Управление качеством образовательного процесса в организациях: учебник. — Москва: ИНФРА-М, 2017. — 375 с.
- Логинова О. Б. Проблемы оценки качества образования // Стандарты и мониторинг, 2014. — 10–27 с.
- Симагин, Ю.А., Глушакова В. Г. Педагогические аспекты в образовательной организации: учебник. — Москва: КНОРУС, 2018–213 с.
- Яковлев, Е. В. Управление качеством образования: учеб.-практич. пособие. Ч. 1. — Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2015. — 147 с.
- Moluch. Управление качеством образования в образовательном учреждении. URL: https://moluch.ru/archive/50/6384/ (дата обращения: 29.02.2020 г.)
- Studme. Управление качеством в образовании: Менеджмент в образовании. URL: https://studme/89menedzhment/upravlenie_kachestvom obrazovaniyaa (дата обращения: 29.02.2020 г.)