Организация развивающей предметно-пространственной среды | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №41 (383) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 11.10.2021

Статья просмотрена: 184 раза

Библиографическое описание:

Ерастова, Н. В. Организация развивающей предметно-пространственной среды / Н. В. Ерастова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84536/ (дата обращения: 16.11.2024).



Большую часть времени ребенок проводит в школе. Развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно — развивающей среды в учебном кабинете.

Все имеет значение: цвет стен, мебель, разделение пространства на функциональные зоны, наличие места для самостоятельных игр и уединения ребенка, уставшего от вынужденного постоянного общения со сверстниками.

Все, что окружает ребенка — это не только игровая среда, но и среда, в которую входят все специфические детские виды деятельности. Ни один ребенок не может развиваться полноценно только на вербальном уровне, вне предметной среды.

Верно созданная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Правильно организованная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности.

Необходимо, при создании предметной развивающей среды руководствоваться принципами:

– полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

– трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью — это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

– вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов школьных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

– интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

– информативности, предусматривающем разнообразие тематики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

– Ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия;

– Антропометрические факторы, обеспечивающие соответствие росто-возрастных характеристик параметрам предметной развивающей среды. Мебель должна находиться в соответствии с ГОСТ.

– Психофизиологические факторы обусловливают соответствие объектов предметной развивающей среды зрительным, слуховым и другим возможностям ребенка, условиям комфорта и ориентирования. При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать контактные и дистантные ощущения, формирующиеся при взаимодействии ребенка с объектами предметной развивающей среды.

Организовывая развивающую пространственную среду в классе, я опиралась на создание условий, которые бы способствовали развитию обучающихся с ОВЗ, требованиям реализуемых программ в соответствии с ФГОС, комфортности, эргономичности, эстетичности, а так же соответствие требованиям по обеспечению надёжности и безопасности.

В классе есть дети с РАС (расстройство аутистического спектра), у которых имеются сложности в поведении. И для них, я старалась создать такую среду, которая бы минимизировала стресс и тревогу, характерные для этих детей.

В классе предметно — пространственная среда представлена следующими зонами:

– Зона социальной адаптации

– Зона двигательной активности

– Зона профориентации и социальной адаптации

– Зона коррекции и развития психических процессов

– Зона развития эмоциональной сферы и творчества

– Зона социализации. Миниагрокомплекс.

В зону социальной адаптации входит трансформируемый стенд, который обеспечивает возможность изменения, модификации, адаптации в соответствии с изменениями образовательной ситуации, интересов обучающихся. Так же сюда входят: карточки маршрута от дома к школе и обратно, макет улицы, дидактические игры.

Зона профориентации и социальной адаптации обеспечивает возможность разнообразного использования пространства и элементов предметно — пространственной среды. Сюда входит: кукольный домик, набор игровых модулей «Комната», сюжетно-ролевые игры: «Парикмахерская», «Продуктовый магазин», «Промтоварный магазин», «Больница», «Швейная мастерская», «Я шофёр», «Почта».

Зона коррекции и развития психических процессов, как и другие зоны в классе, находится в доступности использования обучающимися с ОВЗ и детьми — инвалидами. В этой зоне, детям предложены следующие развивающие пособия и игры: «Шнуровки», «Пазлы», наборы фруктов и овощей, «Пирамидка», «Матрёшка», «Рыбалка»; Универсальный бизиборд, бизиборд дерево «Времена года», игра с песком «Археолог». Материалы для конструирования: мягкий конструктор из ЭВА, деревянный конструктор «Городок».

Я очень беспокоюсь за психическое и физическое здоровье наших ребят, поэтому спортивная зона наполнена информационным материалом о ЗОЖ и спортивным инвентарём. В зоне имеются печатные пособия о ЗОЖ, «Детский боулинг», мячи, баскетбольное кольцо, игры на меткость и координацию — Дартс, «Собери цифры», «Пройди не упади», «Геометрические островки». «Массажная дорожка», «Массажная ромашка». Массажёры, дидактические пособия и игры для выработки воздушной струи.

Для самовыражения и самореализации обучающихся мы создали зону развития эмоциональной сферы и творчества , где каждый ребёнок может проявить себя в рисовании, музыке, конструировании, театрализации. Здесь имеется: кукольный театр, маски-ободки для инсценировки сказок. Мольберт для рисования. Музыкальные инструменты.

Самым оригинальным дизайнерским решением, на наш взгляд, является ещё одна зона социализации , которая создана по проекту «Зеленый патруль», зона миниагрокомплекс . В неё входит Миниагрокомплекс с необходимым оборудованием для ухода за посадками. Это горшки для посадки, земля, семена, инструменты для посадки, лейки, подкормки.

Все представленные зоны имеют большой обучающий, коррекционный и воспитывающий потенциал для обучающихся с ОВЗ и инвалидов. В зонах отсутствуют факторы негативного влияния на духовно — нравственное развития, психическое и физическое здоровье обучающихся. Создает творческую атмосферу в работе педагогов, обеспечивает комфортное пребывание детей в школе. Все материалы и оборудования центров занесены в каталог.

Литература:

  1. Артамонова, О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности [Текст] / О. Артамонова // Дошкольное воспитание. — 1995. — № 4. — С. 29–36.
  2. Гладких, М. Ю. Предметно-пространственная развивающая среда [Текст] / М. Ю. Гладких. — М.: Гэотар-Медиа, 2015. — 529 с
  3. Кирьянова, Р. А. Проектирование предметно-развивающей среды [Текст] / Р. А. Кирьянова. — СПб.: КАРО, 2007. — 80 с.
Основные термины (генерируются автоматически): предметная развивающая среда, зона, ребенок, социальная адаптация, зона коррекции, зона профориентации, зона развития, зона социализации, пространственная среда, эмоциональная сфера.


Похожие статьи

Создание эколого-развивающей среды в ДОУ

Обогащение предметно-пространственной развивающей среды через проектную деятельность учителя-логопеда

Создание модели развивающей предметно-пространственной среды поисково-исследовательской компетентности дошкольников

Создание условий для организации игровой деятельности в развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС (из опыта работы)

Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции организации

Организация предметно-пространственной среды в старшей группе компенсирующей направленности (из опыта работы)

Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации

Реализация компетентностного подхода в условиях проектирования информационно-обучающей среды высшего учебного заведения

Создание «протяжённой среды» как фактора нравственного развития школьника

Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Похожие статьи

Создание эколого-развивающей среды в ДОУ

Обогащение предметно-пространственной развивающей среды через проектную деятельность учителя-логопеда

Создание модели развивающей предметно-пространственной среды поисково-исследовательской компетентности дошкольников

Создание условий для организации игровой деятельности в развивающей предметно-пространственной среде по ФГОС (из опыта работы)

Анализ бизнес-среды и определение рыночной позиции организации

Организация предметно-пространственной среды в старшей группе компенсирующей направленности (из опыта работы)

Управление процессом формирования здоровьесберегающей среды в общеобразовательной организации

Реализация компетентностного подхода в условиях проектирования информационно-обучающей среды высшего учебного заведения

Создание «протяжённой среды» как фактора нравственного развития школьника

Место воспитателя в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста

Задать вопрос