В статье рассмотрена проблема развития адаптивной физической культуры для детей-инвалидов.
Автором предложены такие термины, как адаптивная физическая культура, спортивные объекты. В заключении раскрывается крайне неблагоприятная ситуация с состоянием здоровья россиян и недооценка физической культуры.
В нашей стране физическую культуру и спорт рассматривают, как одно из важнейших направлений. Особое внимание уделяется занятиям физической культурой детьми и подростками. С раннего возраста дети увлечены различными гаджетами, за которыми они проводят большую часть своего времени и совсем не остается времени на прогулки и занятия спортом.
Большинство современных подростков ведут малоподвижный образ жизни, в результате чего появляется излишняя масса тела, кости становятся менее прочными, уменьшается объем мышечной ткани, в эмоциональном плане подростки становятся раздражительными и равнодушными.
Малоподвижные дети нередко отстают в развитии, страдают нарушениями сна, быстрее других устают. И конечно же, здоровый человек из такого ребенка уже не вырастет. Ограничения физической активности повышают заболеваемость и смертность как детей, так и взрослых. Малая двигательная активность может привести к следующим последствиям:
– атрофия мышечной и костной ткани;
– уменьшение жизненной емкости легких;
– нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы;
– застой крови в конечностях;
– ненормальная деятельность центральной нервной системы;
– неправильный обмен веществ и др.
Поэтому важно укреплять защитные силы организма, заниматься физической культурой, которая оказывает благотворное влияние на организм детей и подростков. Физическая культура положительно влияет на рост и развитие детского организма. Дети становятся более дисциплинированными, правильно планируют свой день, более усидчивы и внимательны на уроках, повышается настроение и эмоциональный тонус.
Занятия физической культурой помогают укрепить:
– опорно-двигательный аппарат (кости становятся устойчивыми к нагрузкам, объем мышечной ткани увеличивается в объеме). Укрепление опорно-двигательного аппарата снижает риск развития остеохондроза, остеопороза, атеросклероза, артроза, грыжи межпозвоночных дисков;
– нервную систему (происходит улучшение координации, организм начинает приспосабливаться к возрастающим нагрузкам, выполнять упражнения становится гораздо проще и эффективнее). Возрастание скорости нервных процессов приводит к тому, что мозг быстрее реагирует на внешние раздражители и принимает верные решения.
– функцию сосудов и сердца (кровеносные сосуды и сердечная мышца становятся выносливее). Во время тренировок органы функционируют в более интенсивном режиме, а мускулатура под воздействием нагрузок требует повышенного кровоснабжения.
– работу органов дыхательной системы (достигается в результате возрастающей потребности органов и тканей в кислороде). Благодаря этому, увеличивается глубина и интенсивность дыхания. Повышение иммунитета.
– метаболизм (в результате регулярного занятия физической культурой в организме гораздо лучше происходит процесс регулирования содержания в крови сахара и прочих веществ).
Дети, регулярно занимающиеся физической культурой в меньшей степени подвержены перепадам настроения, неврозам, депрессии, менее раздражительны и более выносливы и жизнерадостны. Также занятия физической культурой и спортом помогают подросткам не поддаться соблазну принимать алкогольные напитки и курение табака.
Занятия физической культурой нужно начинать как можно раньше. Медики и тренеры считают, что упражнения важны уже с первых месяцев жизни. Детям до года уже можно заниматься плаванием под руководством инструктора и мамы. Занимаясь плаванием, дети лучше развиваются физически, реже болеют простудными заболеваниями, потому что плавание в прохладной воде закаливает организм. Плавание успокаивает гиперактивных и легковозбудимых детей, нормализует их сон и аппетит. Такие дети раньше начинают ходить.
Когда у детей есть проблемы со здоровьем, рекомендуются занятия лечебной физкультурой. Лечебная физкультура — это физические упражнения, которые разделяются на гимнастические, спортивные, подвижные игры. Желательно проведение физических упражнений на воздухе, это повышает их эффективность и способствует закаливанию организма детей и подростков.
В комплексе лечебной физкультуры для детей задействовано большое количество игровых упражнений. Программа занятий составляется исходя из возраста ребенка и уровня его развития. Благодаря лечебной физкультуре усиливается обмен веществ, формируется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается выносливость и сила мышц, организм укрепляется и закаливается.
Чтобы получить положительный результат от занятий лечебной физкультурой нужно заниматься ею регулярно с постепенным увеличением физической нагрузки. Физические упражнения желательно проводить в игровой форме, чтобы вызвать у детей интерес и положительные эмоции.
В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов.
По данным Госкомстата России число детей-инвалидов составило 670 тысяч человек. Наибольшая доля детей с инвалидностью приходится на возраст от 10 до 14 лет.
В настоящее время возникла проблема социализации детей — инвалидов. Процесс социализации детей-инвалидов должен проходить через вовлечение их в спорт и через занятия физической культурой.
Для детей-инвалидов существует адаптивная физическая культура — это неотъемлемая и обязательная часть общей реабилитации и социализации.
Адаптивная физическая культура (АФК) — это комплекс мер спортивно-оздоровительного характера, направленных на реабилитацию, и адаптацию к нормальной социальной среде людей с ограниченными возможностями, преодоление психологических барьеров, препятствующих ощущению полноценной жизни, а также сознанию необходимости своего личного вклада в социальное развитие общества.
В детских садах и школах создаются специальные группы и классы для занятий по специальным методикам адаптивной физической культурой.
У детей-инвалидов наблюдается положительный прогноз после занятий адаптивной физкультурой. Улучшаются физические показатели, развивается правильная психологическая оценка себя и окружающих, формируется общение и самореализация.
Государство уделяет особое внимание развитию и распространению данной спортивной отрасли в обществе.
Однако, несмотря на создание системы повышения квалификации подготовке специалистов по адаптивному спорту все же острой проблемой является нехватка кадров. Большинство тренеров обучались для работы со здоровыми спортсменами. Для занятий с инвалидами не хватает специалистов с необходимыми специальными знаниями, связанными с психологией и медициной.
В регионах недостаточный уровень обеспеченности спортивными объектами, а те, которые имеются, не располагают необходимым вспомогательным оборудованием для занятий инвалидов.
Отсутствие сертифицированных врачей, имеющих специальное образование в области диагностики спортсменов на предмет определения их к спортивному классу в определенном виде спорта.
Заинтересованные ведомства не имеют эффективного взаимодействия между собой. Как правило, работа с особенными людьми сопряжена с определенными рисками. Большинство организаций не готово работать с инвалидами.
Невозможность финансирования восстановительных мероприятий. Спортсмену-инвалиду необходима фармакологическая поддержка и медицинская реабилитация, на которую в регионах не всегда выделяются средства.
Нет обоснованного подхода к планированию учебно-тренировочного процесса со спортсменами-инвалидами, принципов отбора одаренных людей.
Кроме того, в стране до сих пор нет утвержденной федеральной программы социальной реабилитации инвалидов средствами физической культуры и спорта, хотя в отдельных городах и регионах программы имеются и успешно работают.
В России сложилась неблагоприятная ситуация с состоянием здоровья населения, большинство людей недооценивают роль физической культуры в своей жизни.
Необходимо проводить работу в кругу детей и молодежи по привлечению их к занятиям физической культурой, ведь благосостояние нашей страны напрямую зависит от здоровья нации.
Таким образом, физическая культура имеет предназначением развитие и укрепление организма, его защитных функций. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, заниматься спортом, и только так человек способен противостоять многим негативным факторам.
Литература:
- Сунагатова Л. В., Марченкова У. А. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов // Молодой ученый. — 2012. — № 12. — С. 603–607.