Представленная статья обращена к теме школьной неуспеваемости и пути её преодоления. Тема статьи актуальна тем, что многообразность причин неуспеваемости школьников в первую очередь затрудняет работу педагога и, как следствие, усвоение материала. Проявить креативный подход обучения в таких случаях педагогу крайне неудобно, и он будет выбирать традиционные методы обучения со слабоуспевающими детьми — это форма дополнительных заданий, репетиторство, многократное повторение пройденного материала. Такой вид работы неэффективен, многозатратен и требует от педагога и детей большого вложения труда, сил и времени. Актуальным является предупреждение развития неуспеваемости детей, чтобы класс развивался равномерно, без задерживания учащихся на дополнительные занятия, повторение, так как несупевающие (если их большое количество в классе), могут «потянуть» за собой других. Для этого необходимо изучить причины неуспеваемости младших школьников. В статье автор делает акцент на том, что предупреждение неуспеваемости школьников в начальной школе должно производиться на основании педагогических условий: согласованность действий (школа, семья, ученик, социальные работники), адаптированного обучения, использования специальных педагогических средств и методик. В статье автор делится разработанной моделью условий по предупреждению и преодолению неуспеваемости младших школьников. Также представлены результаты эксперимента по снижению процента отстающих учеников и повышению общей мотивации к обучению. Автор делится подборкой методик, при помощи которых был проведен эксперимент с целью выявления причин неуспеваемости обучающихся.
Ключевые слова: школьная неуспеваемость, педагогические условия, факторы неуспеваемости, причины неуспеваемости.
The presented article is addressed to the topic of academic failure and ways to overcome it. The topic of the article is actual due to the fact of variety of reasons for the failure of schoolchildren makes it difficult for the teacher and, as a result, the assimilation of the material. It is extremely inconvenient for the teacher to show a creative approach to teaching in such cases, and he/she will choose traditional teaching methods with underperforming students — this is the form of assignments, tutoring, multiple repetition of the studied material. This type of work is ineffective, high-cost and requires a large investment of labor, effort and time from the teacher and children. Prevention of the development of children's academic failure is relevant problem, so that the class develops evenly, without delaying students for additional classes, repetition, since underperforming students (if there is a large number of them in the class) can «pull others along» with them. To do this, it is necessary to study the reasons for the academic failure of younger students. In the article, the author emphasizes that the prevention of schoolchildren's academic failure in primary school should be based on pedagogical conditions: coordination of actions of school, family, student, social workers, adapted teaching, and the use of special pedagogical tools and techniques. In the article, the author shares the developed model of conditions for the prevention and overcoming of academic failure of primary schoolchildren. Also, the results of the experiment are presented on a decrease in the percentage of underperforming students and an increase general motivation for learning. The author shares a selection of methods with which the experiment was carried out using the methods of student academic failure.
Keywords: academic failure, pedagogical conditions, factors of academic failure, reasons for academic failure.
Неуспеваемость представляет собой ситуацию, которая возникает в поведении личности и отображается на результате ее деятельности, в педагогическом аспекте это не соответствие воспитательным и дидактическим нормам и требованиям образовательного учреждения. Данный феномен выражается в том, что навыки учащегося не повышаются, а остаются на прежнем уровне, например, нет сдвига в овладении навыками чтения, счета, анализа работы и обобщения изучаемого материала. Если данные ситуации происходят систематически, то это приведет к запущенности на педагогическом уровне.
Ю. К. Бабанский, П. П. Блонский, А. А. Бударный, И. В. Дубровина, Н. П. Локанова, Н. И. Мурачковский, Л. С. Славина, Д. Д. Чепурной, З. А. Абасова, Е. М. Авраамова, Н. А. Билалова активно исследовали проблемы школьной неуспеваемости. Также этими авторами были разработаны пути решения проблем с неуспеваемостью. Но причин возникновения неуспеваемости у детей так много, что эта тема до сих пор остается актуальной.
Неуспеваемость младших школьников формируется в соответствии со следующими факторами:
Несмотря на то, что причин школьной неуспеваемости множество, педагоги и психологи выявляют способы предупреждения данной проблемы. При соблюдении определенных психологических и педагогических условий есть вероятность повысить мотивацию школьников к обучению. Стимулирование мотивационной сферы по отношению к игровой, учебной и познавательной деятельности можно добиться при помощи правильно подобранных педагогических средств: познавательные игры, создание эмоциональных ситуаций, поощрение. Индивидуализация учебного процесса также является базовым условием для профилактики неуспеваемости.
Таким образом, на основании теоретического анализа причин и способов предупреждения неуспеваемости младших школьников, была разработана авторская модель педагогических условий по предупреждению и преодолению неуспеваемости младших школьников (рис. 1).
Рис. 1. Авторская модель педагогических условий по предупреждению и преодолению неуспеваемости младших школьников
Следование данной модели поможет учителю начать путь по предупреждению и преодолению неуспеваемости школьников. Наша работа по данной модели дала возможность замотивировать школьников новым подходом к учебе и подтянуть знания по предметам, по которым были проблемы ранее.
Для выявления основных учебных затруднений в школьном обучении, которые привели к отставанию, необходимо провести комплексное диагностирование. Наиболее результативными методами диагностирования являются: наблюдение, тестирование, психодиагностирование и диагностика с помощью определенных методик (рисуночные тесты, опросники). Эти методы стали основными в проведенном эксперименте. Для исследования причин неуспеваемости отстающих в 4-х классах была проведена следующая работа:
1.Констатирующий эксперимент.
2.Организационная работа — индивидуальные занятия с отстающими школьниками.
3.Анализ эффективности опытно-экспериментальной работы.
В ходе констатирующего эксперимента были проведены следующие методики:
1.Методика «Матрица Равена» (адаптированная методика по Л. Пенроуз и Дж. Равену).
2.Изучение познавательных мотивов.
3.Методика изучения неуспеваемости младших школьников (Н. Минаева).
4.Методика практической психодиагностики М. В. Матюхиной по выявлению мотивов учения.
На данном этапе эксперимента были получены следующие результаты:
- По методике «Матрицы Равена» в обеих группах (контрольная и экспериментальная) больше половины обучающихся (63 и 67 %) имеют средние показатели по развитию логического мышления. Значимость данных результатов для обоснования причин неуспеваемости отстающих школьников следующая — больше половины детей в классе с затруднениями справляются с основной мыслительной операцией в виде логического умозаключения.
- По изучению познавательных мотивов были получены следующие результаты: в обоих классах на первом месте (около 40 % от класса) оказался мотив «избегания неприятностей», это показатель того, что большинство детей в классе считает, что учеба необходима только для выстраивания хороших отношений между родителями, учителями. Но радует и то, что мотив «самосовершенствования» и «благополучия» заняли второе и третье место. Это говорит о том, что младшие школьнике в конце начального звена уже начинают понимать значимость учебы, опыта и получаемых знаний, чтобы развиваться, становиться умнее, а также принимают учебную деятельность, как позитивную. Но в процентном соотношении, это всего лишь небольшая часть класса.
- Результаты методики изучения неуспеваемости младших школьников стали следующими: в обоих классах преобладает внутренний вид мотивации (74 %/75 %). Младшие школьники в 4 классе избирательны в выборе предмета, метода его преподавания, если это не будут эффективные приемы, то дети не заинтересуются учебой. Внутренняя мотивация была проверена по уровням (низкий, средний и высокий). Результаты показали, что внутренняя мотивация у детей плохо сформирована, так как они находятся на низком уровне (65 и 46 %). Это говорит о необходимости проведения дополнительной работы по предупреждению неуспеваемости детей в классе.
- По методике практической психодиагностики М. В. Матюхиной для выявления мотивов учения (социальные мотивы, внутриличностные, учебно-познавательные, поощрительные) получены следующие результаты. В классах доминируют внутриличностные мотивы учения (44 и 40 %), это говорит о том, что учителю младших классов необходимо провести работу по укреплению оставшихся групп мотивов, чтобы избежать общего отставания в классе.
В итоге на основании данных методик установим причины неуспеваемости:
•слабая концентрация внимания на уроках;
•неусидчивость;
•нежелание работать;
– отсутствие увлеченности учебным процессом;
– отсутствие интереса к учебе;
– низкий уровень развития некоторых мыслительных операций;
– социальные причины.
Основываясь на результаты данного этапа эксперимента и авторскую модель педагогических условий по предупреждению неуспеваемости представленые методами психолого-педагогического диагностирования и коррекции, были составлены и проведены занятия в экспериментальной группе. Занятия содержали в себе комплекс упражнений на логику, развитие разных видов моторики, восприятия, мотивационные упражнения.
Итоги на конец эксперимента оказались следующими:
- По методике «Матрица Равена» мы наблюдаем изменения в экспериментальной группе: большинство учащихся перешли на высокий уровень и выше среднего. Тогда как в контрольной группе результат остался прежним.
- В экспериментальном классе стал преобладать мотив благополучия и ответственности. Мотив избегание неприятностей в большей степени отошел на последние позиции.
- После эксперимента во второй группе выровнялось соотношение внутренней и внешней мотивации.
Это говорит о том, что проведенная работа была эффективна по следующим позициям:
– Новый подход учителя к преподнесению материала;
– Уроки стали содержательнее и занимательнее;
– Требуется работа на уроке как групповая, так и индивидуальная, поэтому все учащиеся включены в процесс.
На основании полученных результатов контрольного эксперимента, видно, что работа в экспериментальной группе была проведена успешно. У обучающихся в отличие от контрольной группы, сформировались основания для внутренней мотивации к учебе, т. е. детям стало интересно посещать уроки, они ожидают новые формы подачи материала, участвуют в беседах с учителем. Группа стала более динамична в решении заданий и упражнений, мотивирована на успех, в целом — в классе было сформировано доброжелательная и эмоционально стабильная атмосфера.
В заключение, можно сказать, что работа над преодолением неуспеваемости школьников может быть успешной только в том случае, если учитель имеет крепкие теоретические знания по теме, а также нацелен применять данные знания на практике поэтапно и по определенной модели.
Литература:
- Бабинский Ю. К. Педагогика: Учебное пособие. — М.: АСТ, 2016. — 340 с.
- Блонский, П. П. Школьная успеваемость / П. П. Блонский. — М.: Просвещение, 2006. — 423 с.
- Гельмонт, А. М. О причинах неуспеваемости и путях ее преодоления / А. М. Гельмонт. — М.: Просвещение, 2005. — 326 с.
- Локалова, Н. П. Школьная неуспеваемость / Н. П. Локалова.-М.: Питер, 2009. — 510 с.
- Москвина А. С. Причины и профилактика школьной неуспеваемости учащихся начальной школы // Педагогика искусства. 2015. — № 1. — С. 1–5.