В данной статье рассматривается самоорганизация студентов как психологический феномен. Актуальность темы статьи подтверждается тем, что отечественное образование подвергается кардинальным переменам. И вопросы самоорганизации, умения распределить время, возможности дисциплинированно выполнять свои обязанности для студентов становятся очень актуальными. Меняются формы, методы работы, и самоорганизация тоже требует нового осмысления в связи с изменениями в системе образования. В статье подчеркивается, что сила воли тесно связана с самоорганизацией. Без волевых усилий, без возможности заставить себя, самоорганизации просто не может быть. Постоянное совершенствование в своей сфере очень важно для самоорганизации.
Ключевые слова: самоорганизация, самоорганизация студентов, организация деятельности, проблема самоорганизации, учебный процесс.
Отечественное образование подвергается кардинальным переменам. И вопросы самоорганизации, умения распределить время, возможности дисциплинированно выполнять свои обязанности для студентов становятся очень актуальными. Меняются формы, методы работы, и самоорганизация как явление тоже претерпевает изменения. Самоорганизация занимает значительное место в структуре учебной деятельности и является одним из основных звеньев системы ее самоуправления [1].
Студент должен уметь управлять процессом, организовывать рабочее место, адекватно оценивать свои силы и так далее [2].
Самоорганизация напрямую связана с успеваемостью, с качеством усваиваемой информации, с тем, насколько востребован в будущем будет специалист на рынке труда. То есть самоорганизация незаменима в некоторых вопросах, она очень важна для качественного образования, а также и для самообразования, что верно в современных условиях абсолютно точно [3].
Так, компетентные, ответственные специалисты должны уметь самостоятельно определять вектор своего развития [5]. От этого зависят многие свершения, плоды труда, триумф и заметные достижения связаны с хорошей самоорганизацией.
Справедливости ради стоит отметить, что сила воли тесно связана с самоорганизацией. Без волевых усилий, без возможности заставить себя, самоорганизации просто не может быть. Сила воли свойственна не всем, её нужно развивать, для этого порой доводится прикладывать неимоверное количество усилий [3].
Также умение организовать себя связано с:
— мотивами;
— воспитанием;
— уровнем интеллекта;
— с природными качествами и задатками.
Проявляется на внешнем уровне самоорганизация за счет следующих аспектов и действий:
— за счет планирования;
— за счет умения принять решение быстро, не медля;
— за счёт понимания того, что от действий одного человека зависит деятельность и других людей;
— за счет просчитанных заранее рисков;
— и, наконец, за счёт самостоятельности, умения мыслить нестандартно, решать вопросы единолично.
Но современным студентам мешает целый ряд преград и препятствий. Так, современные студенты:
— плохо знакомы с тайм-менеджментом;
— не умеют оценивать свои ресурсы объективно и достоверно;
— неправильно питаются, тем самым подрывают свое здоровье;
— сталкиваются с постоянным недосыпом и умственными перегрузками;
— недостаточно замотивированы.
В целом, нет единого мнения о том, что из себя представляет самоорганизация, в чем ее нюансы и характерные черты. Есть общие признаки, но мнения в литературе встречаются самые разные, и дефиниций тоже довольно много существует в настоящее время [4].
Постоянное совершенствование в своей сфере очень важно для самоорганизации. Личностный рост возможен при целенаправленном развитии навыков, талантов, способностей, без этого никак нельзя.
На рисунке 1 представлены основные этапы самоорганизации.
Рис. 1. Основные этапы самоорганизации
Самоорганизация в учебной деятельности предполагает наличие конкретных компонентов (см. рис. 2).
Рис. 2. Компоненты самоорганизации в учебной деятельности
Так, самоорганизация — это всегда осознанная, осмысленная работа над собой. Причем в интеллектуальной работе, в деятельности, которая предполагает обучение и освоение знаний, самоорганизация необходима для освоения учебных программ, для того, чтобы постичь сложные науки [3].
Притом для самоорганизации важны и такие моменты как:
— умение творчески подходить к делу;
— обустраивать правильно свое рабочее место;
— оценивать себя объективно;
— выбирать стиль и способ деятельности [1].
Творческое начало здесь особенно важно, так как креативность и умение нестандартно мыслить поможет организовать себя максимально быстро, эффективно, при этом процесс обучения будет более захватывающим и увлекательным [2].
В результате, самоорганизация способствует:
— росту личности;
— повышению самооценки;
— лучшей успеваемости;
— одобрению со стороны окружающих;
— личностному росту;
— замечательным результатам в исследовательской деятельности, в научной работе и так далее [5].
Процесс самоорганизации имеет следующую структуру:
— предмет преобразования;
— продукт преобразования;
— средства преобразования;
— акты преобразования предмета в продукт [4].
В общем и целом, особо важно умение студента самообразовываться. Часть информации всегда можно усвоить самостоятельно. При должном уровне самоорганизации самообучение становится вполне реальным, а при грамотном распределении времени и при умении сосредоточиться на одной задаче, не распыляясь, усвоить можно в разы больше.
Итак, проблема самоорганизации немаловажна для современной системы образования, для учебного процесса. Самообразование, самообучение, соответствующие навыки распределения времени и организации рабочего пространства — это то, что поможет вырасти специалисту, кратно увеличить свои показатели, успевать сделать многое за единицу времени. Проблема самоорганизации становится острой в условиях нехватки времени, а также в современном обществе в целом.
Литература:
- Воробьева М. А. Связь мотивации учебной деятельности с самоорганизацией деятельности у студентов. Педагогическое образование в России. — 2012. № 6. С. 184–188.
- Кирьякова А. В. Самоорганизация времени как фактор формирования «образа будущего» студента университета. — Н. Новгород: ВГИПА, 2006. 105 с.
- Котова С. С. Самоорганизация учебно-профессиональной деятельности студентов. — Екатеринбург: Изд-во Российского государственного профессионально-педагогического университета, 2012. 208 с.
- Луцева И. Ю. Самоорганизация учебной деятельности студента. Science Time. — 2014. № 7. С. 229–234
- Семенов И. Н. Роль рефлексии в самоорганизации и развитии сознания личности в профессиональном образовании. Мир психологии. — 2011. № 2. С. 131–143.