Эксперимент носил формирующий характер, для осуществления которого были подобраны практические приемы и сформирована программа психокоррекции конфликтности в рамках танцедвигательного подхода.
Первичная диагностика особенностей и уровня конфликтности испытуемых осуществлялась в начале исследования, перед коррекционно-развивающей работой. Форма работы — индивидуальная.
Вторичная диагностика проходила по окончании формирующей работы с целью отслеживания (мониторинга) динамики особенностей и уровня конфликтности испытуемых до и после коррекционно-развивающей работы. Форма работы — индивидуальная.
В исследовании представлен анализ результатов первичной и вторичной психодиагностики испытуемых, дан сравнительный анализ результатов на основе математической и статистической обработки данных.
В рамках исследуемого объекта и предмета использовался с целью отслеживания особенностей реагирования ребенка на проблемную коммуникативную ситуацию.
В качестве рабочих были взяты два варианта проблемной ситуации в игре:
1-й вариант — проблемная игровая ситуация «Строитель»
В игре участвуют двое детей. Перед началом строительства взрослый предлагает рассмотреть конструктор и подумать, что из него можно построить. Один из детей должен быть строителем, а другой наблюдателем.
В ходе строительства взрослый поощряет или порицает строителя и фиксирует отношения детей к его оценке.
2 вариант — проблемная игровая ситуация «Мозаика»
В игре участвует двое детей. Взрослый дает для каждого поле для выкладывания мозаики и коробку с цветными элементами.
Сначала одному ребенку предлагают выложить домик, а другому наблюдать за действиями партнера. В процессе выполнения задания взрослый сначала порицает действия ребенка, затем поощряет их. Фиксируется реакция наблюдающего ребенка на оценку взрослого. После того, как домик завершен, дается аналогичное задание другому ребенку.
Во второй части психодиагностической процедуры детям предлагается «наперегонки» выложить на своем поле картинку «Солнце». При этом элементы разного цвета распределены не поровну. Приступив к работе, один из детей вскоре должен заметить, что в его коробке не хватает несколько элементов. Таким образом, создается ситуация, когда ребенок вынужден обратиться за помощью к сверстнику.
В процессе решения проблемной ситуации отмечаются следующие показатели коммуникативных проявлений:
1) эмоциональная вовлеченность в действия сверстника;
2) характер участия в действиях сверстника;
3) наличие эмпатийности, характер и выраженность сопереживания сверстнику;
4) характер проявления просоциальных форм поведения.
Критерии условных оценок коммуникативных проявлений следующие:
1) Эмоциональная вовлеченность в действия сверстника:
0 баллов — полное отсутствие интересов к действиям сверстника (не обращает внимания, смотрит по сторонам, заговаривает с экспериментатором, занимается своими делами);
1 балл — беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника;
2 балла — пристальное периодическое наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы и комментарии к действиям другого;
3 балла — пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия.
2) Характер участия в действиях сверстника:
0 баллов — нет оценок;
1 балл — негативная оценка (ругает, насмехается и т. д.);
2 балла — демонстративная оценка (сравнивает с собой, говорит о себе);
3 балла — позитивная оценка (одобряет, дает советы, подсказывает).
3) Наличие эмпатийности, характер и выраженность сопереживания сверстнику:
0 баллов — индифферентная реакция, безразличие к положительным и отрицательным оценкам другого ребенка;
1 балл — неадекватная реакция, безусловная поддержка порицания взрослого и протест на реакцию поощрения;
2 балла — частично адекватная реакция, согласие, как с положительными, так и с отрицательными оценками взрослого;
3 балла — адекватная реакция, радостное принятие положительной оценки взрослого и несогласие с отрицательной оценкой.
4) Характер проявления просоциальных форм поведения:
0 баллов — отказ от помощи;
1 балл — провокационная помощь — дети под давлением взрослого оказывают помощь партнеру, при этом, давая только одну деталь, явно ожидают благодарности, заведомо зная, что одного элемента недостаточно, провоцируя тем самым следующую просьбу сверстника;
2 балла — прагматическая помощь — дети не отказываются помочь сверстнику, но только после того, как выполнят задание сами;
3 балла — безусловная помощь, когда ребенок предоставляет другому ребенку возможность пользоваться всеми деталями.
Сравнительный анализ проявлений конфликтности в ходе совместного выполнения заданий (метод проблемных ситуаций)
Первичная диагностика |
Вторичная диагностика |
||
Особенности реагирования |
Рез-т, % |
Особенности реагирования |
Рез-т, % |
Эмоц. вовлеченность в действия сверстника: —беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника —периодическое наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы и комментарии к его действиям —пристальное наблюдение и активное вмешательство в действия |
23,3 14 4,7 |
Эмоц. вовлеченность в действия сверстника: —беглые заинтересованные взгляды в сторону сверстника —периодическое наблюдение за действиями сверстника, отдельные вопросы и комментарии к его действиям |
14 4,7 |
Характер участия в действиях сверстника: —говорит о своих действиях и сравнивает действия сверстника со своими —негативная оценка сверстника в виде насмешки |
14 9,3 |
Характер участия в действиях сверстника: —сравнивает действия сверстника со своими |
4,7 |
Особенности эмпатийности: —реакция в виде согласия с оценками взрослого |
9,3 |
Особенности эмпатийности: —реакция в виде согласия с оценками взрослого |
2,3 |
Характер просоциальных форм поведения: —отказ от помощи сверстника —оказывает помощь сверстнику под наблюдением взрослого —оказывает помощь сверстнику после того, как выполнит задание сам |
16,3 4,7 18,6 |
Характер просоциальных форм поведения: оказывает помощь сверстнику после того, как выполнит задание сам |
4,7 |
Эмпирические показатели особенностей конфликтности старших дошкольников отразили трудности при установлении контакта в коммуникативной ситуации, избирательность и стереотипность в общении, низкую эмпатийность; выраженность мотивации самоутверждения, потребности в признании, стремления доминировать; эмоциональную неустойчивость в виде проявлений форм агрессии; наличие ситуаций внешнего и внутреннего психологического конфликтов и пр.
Одним из способов самовыражения, позволяющим невербально выразить переживания и развивающим творческий потенциал, является процесс, организуемый в условиях танцедвигательной психокоррекции. В данном исследовании по завершению психокоррекционной работы, реализованной в рамках танцедвигательного подхода, у старших дошкольников экспериментальной выборки существенно изменились качественные и количественные показатели особенностей конфликтности.
После формирующего этапа эксперимента старшие дошкольники демонстрировали компетентность в общении, высокую коммуникативную активность, постоянство общения при выраженной групповой динамике в коллективе, отсутствие проявлений агрессии и, соответственно, внешнего психологического конфликта; отсутствие эмоциональной нестабильности и смен эмоциональных реакций в соответствующих ситуациях; отсутствие контактов явно непродуктивного характера, отсутствие отказов от взаимодействия со сверстниками и воспитывающими взрослыми и др.