В данной статье исследуются определенные проблемы трудоустройства граждан, освобождённых из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, раскрывается их сущность и рассматриваются способы разрешения. Указываются конституционные права, которые предоставляются данной категории лиц. Подробно изучается комплекс мероприятий, проводимых сотрудниками правоохранительных органов по разрешению проблемы трудоустройства людей, освободившихся из заключения. Рассматриваются основные нормативно-правовые акты, регламентирующие порядок подготовки к освобождению указанной категории граждан. Определяются основные виды рабочей деятельности лиц, трудящихся в местах лишения свободы. Рассматривается получение образования несовершеннолетними осужденными в воспитательных колониях.
Ключевые слова: трудоустройство, преступник, рецидив преступлений, Конституция РФ, исправительные учреждения, сотрудники полиции, службы занятости, воспитательные колонии, образование.
Современное российское общество заинтересовано в создании условий, которые будут безопасными для жизнедеятельности его граждан. В свою очередь, одним из приоритетных направлений деятельности политики нашего государства является разработка и развитие комплекса мероприятий, направленных на предотвращение рецидива преступлений и снижения уровня преступности в России в целом. Под рецидивом преступлений следует понимать совершение умышленного преступления лицом, которое имеет судимость за ранее совершенное умышленное преступление. [2, ст. 18]
Согласно статистическим данным, предоставляемым федеральной службой исполнения наказаний Российской Федерации, ежегодно из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, освобождается примерно 270 тысяч человек. В структуре общей преступности доля «рецидивистов» заметно увеличивается: с 2006 по 2018 год в 2,3 раза увеличилось. В 2018 году 634027 человек ранее уже совершали преступления. Очевидно, что многие граждане, освобождающиеся из заключения, сталкиваются с рядом жизненно важных проблем, таких как: поиск работы, а именно легального заработка, покрывающего расходы человека; социальная адаптация в новых условиях, определение места жительства и другие. Отсутствие жилья, утрата документов, неприятие со стороны близких лиц, отказ работодателей брать на работу лиц, имеющих судимость за совершённое преступление — это все те социальные и психологические проблемы, которые довольно трудно решить людям, пребывавших в местах лишения свободы длительное время. В связи с этим некоторые граждане, недавно освободившиеся из заключения, вновь совершают преступления. Цель совершения новых преступлений — обеспечить себе хотя бы минимальный уровень средств к существованию. Этим может быть обусловлен рецидив преступлений, особенно корыстно-насильственных, преступлений против собственности. Получается: каждый человек, отбывавший наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вынужден с большим трудом возвращаться к более-менее полноценной жизни, а именно: решать проблемы трудоустройства, поиска постоянного места жительства и другие. Если человек способен на новой работе покрывать свои расходы, то вероятность совершения им новых умышленных преступлений с целью обеспечения себе достойного уровня существования значительно снижается. Труд не только создаёт материальную базу и является источником средств существования, но и расширяет круг общественно полезных связей, формирует личность. Трудовая занятость — одно из основных условий возвращения бывших осуждённых к нормальной жизни в условиях свободы. [5, с. 1]
В соответствии с Конституцией РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита является одной из приоритетных задач политики нашего государства. К тому же Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь человека. В нашей стране охраняется труд граждан, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (с 1 января 2021 года составляет 12 792 рублей), а также развивается система социальных служб. Каждый человек, в том числе и недавно освободившийся из заключения, в равной степени имеет право на достойную заработную плату, полноценную жизнь. Статья 37 Конституции РФ закрепляет положение о том, что труд свободен. Каждый имеет право свободно выбирать род деятельности и профессию. [1, ст. 2, 7, 37]
Но не все работодатели соглашаются брать на работу лиц, имеющих судимость, выражая тем самым неприязнь к данной категории лиц. Это может быть связано с возможными опасениями совершения гражданами рецидива преступлений на новом месте работы. Этот устоявшийся в обществе стереотип нарушает важнейшие конституционные принципы, права и свободы каждого человека, в том числе на свободное развитие, достойное существование, свободный труд, право на отдых.
Необходимо отметить, что в предотвращении совершения новых преступлений значимую роль играет педагогический процесс, организуемый в исправительных учреждениях УИС. Важной составной частью работы по предупреждению рецидива преступлений является подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В процессе указанной работы сотрудники правоохранительных органов проводят беседы с преступниками с целью определения для лиц, освобождающихся из заключения, где они дальше будут жить, работать и (или) учиться. По прибытии освобождённых лиц к выбранному месту жительства полиция разъясняет им порядок прописки, трудоустройства. При необходимости данной категории граждан оказывается конкретная помощь в обеспечении работой, жильем, в решении иных жизненно важных проблем. Как правило, организовывается целенаправленная воспитательная работа с привлечением представителей общественности трудовых коллективов и по месту жительства. Органы внутренних дел проводят комплексные проверки условий жизни, труда лиц, освободившихся из заключения, а также в целях пресечения рецидива преступлений поддерживают постоянную связь с различными государственными органами и общественными организациями, выступают в средствах массовой информации по вопросам укрепления общественного порядка и борьбы с правонарушениями. Важное сдерживающее значение имеет подробное объяснение правовых последствий судимости, совершенствования законодательства об административном надзоре за судимыми лицами. Также важно своевременно и полностью выявлять ранее судимых, которые в силу своих устоявшихся антиобщественных взглядов могут вновь начать совершать преступления. [6]
Человеку, освободившемуся из заключения, будет легче найти новую квалифицированную работу, если он в местах лишения свободы обучался чему-либо. Каждый осуждённый к лишению свободы обязан трудиться в местах и на определенных условиях работы, определяемых администрацией исправительных учреждений. Осуждённые привлекаются к труду с учётом их трудоспособности, возраста, пола, а также состояния здоровья, специальности, исходя из принципа наличия свободных рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осуждённых и производственных мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы. [3, ст. 103]
Получение образования особенно важно для несовершеннолетних преступников. Лишение свободы отбывает несовершеннолетними в воспитательных колониях, в которых организуется единый учебно-воспитательный процесс, складывающийся из подготовки к трудовой деятельности, воспитательной и учебной работы. Учебная работа способствует закреплению в сознании осужденных таких способов разрешения жизненных проблем, которые не противоречат общественным и государственным интересам. Кроме того, учебная и воспитательная работа преследуют одну и ту же цель — исправление осужденного и подготовку его к самостоятельной жизни. Школы осуществляют образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ трех ступеней общего образования: начальное общее образование, основное общее образование, среднее (полное) общее образование. Получение образования несовершеннолетними осуждёнными лицами способствует их дальнейшему трудоустройству на необходимые им специальности, где могут зарекомендовать себя высококвалифицированными сотрудниками. [3, ст. 139, 141]
Осуждённые работают на швейных цехах, промышленных зонах, складах различного предназначения. Выбор специальностей напрямую зависит от конкретной исправительной колонии, в большинстве из которых производится мебель, двери, имеются пилорамы, сушилки, столярные, покрасочные цеха. Следует указать Минимальные стандартные правила обращения с заключёнными, которые предусматривают организацию труда в п. 71–76 этих правил. Отметим основные минимальные стандарты: [4, С. 22–24]
– Адекватная продолжительность рабочего времени;
– Труд осужденных не должен приносить им физических и психических страданий;
– Охрана труда заключенных;
– Получения вознаграждения за труд;
– Возможность выбора работы с учетом квалификации осужденных;
– Организация труда заключенных возложена на администрацию тюрем.
Приём на работу осужденного оформляется приказом начальника исправительного учреждения.
Подготовка к освобождению лиц, отбывших наказания в местах лишения свободы, регламентируется статьей 180 УПК РФ. Администрация исправительного учреждения, исполняющего наказание, должна своевременно уведомить органы местного самоуправления и федеральную службу занятости по избранному осужденным месту жительства о его предстоящем освобождении, наличии у него жилья, его трудоспособности и имеющихся специальностях. С осуждённым проводится воспитательная работа в целях подготовки его к освобождению, осужденному разъясняются его права и обязанности. [3, ст. 180]
Более подробно порядок подготовки осуждённых к освобождению указан в Инструкции об оказании содействия в бытовом и трудовом устройстве, а также оказании помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания в исправительных учреждениях уголовно исполнительной системы, утв. Приказом Минюста России от 13. 01. 2006 № 2 (с изм. от 08. 09. 2006)
Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в исправительных учреждениях в виде лишения свободы, начинается не позднее, чем за шесть месяцев до окончания срока заключения и в числе прочих мероприятий предусматривает:
– проведение беседы с осуждённым о том, есть ли у него родственники, где намерен учиться, работать, жить; жизненные планы
– выдача освобождающимся осужденным паспорта, трудовой книжки, пенсионного удостоверения и других документов, хранящихся в личном деле (ч. 4 ст. 173 УИК РФ)
– рассмотрение заявлений и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве осужденным.
В органы местного самоуправления и органы федеральной службы занятости за шесть месяцев до истечения срока лишения свободы отправляются письма с уведомлением об освобождении осуждённого, наличии жилья, имеющихся специальностях. [5, С. 3]
Органы службы занятости сталкиваются с различными проблемами, в числе которых:
– отсутствие паспорта и иных необходимых документов;
– слабая мотивация к труду самих освободившихся;
– частые неофициальные отказы работодателей в приеме на работу.
Рассмотрим коротко на примере Свердловской области способ решения проблемы трудоустройства бывших заключенных. В данном субъекте РФ была создана и развивается межведомственная комиссия по вопросам социальной реабилитации лиц, отбывших уголовное наказание. Состав комиссии: представители Министерства социальной политики Свердловской области, Министерства здравоохранения, Министерства культуры и спорта, Министерства образования, Департамента по труду и занятости населения, ОВД, представители различных общественных организаций. Один раз в квартал проводятся заседания комиссии, выносятся на обсуждение вопросы, связанные с проблемами осужденных после освобождения. [5, С. 4]
На мой взгляд, для повышения мотивации к труду у граждан, отбывающих наказание в исправительных учреждениях, необходимо осуществлять меры материального поощрения. Осуждённые, которые добросовестно исполняют возложенные на них обязанности, соблюдают установленный режим в исправительных учреждениях, сверхурочно работают, имеют право на своевременное и в полном объеме получение более высоких окладов, премий. Освобожденным лицам нужно помогать в трудоустройстве на те предприятия, заводы, где у них есть возможность показать себя высококвалифицированными сотрудниками. Работодатели совершают грубую ошибку, когда отказывают в приёме на работу данной категории лиц. Далеко не все преступники представляют высокую опасность для потенциально возможного будущего работодателя. Необходимо обращать внимание на характер и степень общественной опасности совершенного лицом преступления, только после этого задавать себе вопрос: принимать на работу человека, который недавно освободился из исправительного учреждения, исполняющего наказание в виде лишения свободы?
Таким образом, проблема трудоустройства лиц, отбывших наказания в виде лишения свободы в исправительных учреждениях, является актуальной в наше время. Для снижения уровня преступности в нашей стране, предотвращения рецидива преступления необходимо не только своевременно выявлять группы людей с резкими антиобщественными взглядами, проводить работу с ними, но и осуществлять разъяснительные беседы с гражданами, освобождающихся их заключения. Важно помогать им в поиске нового жилья, работы, достойных условий существования.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008. № 6-ФКЗ, от 05.02.2014. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014. № 11-ФКЗ, от 30.12.2018. № 7 ФКЗ, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 2020.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года) (ред. от 24.02.2021) // Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954, в «Российской газете» от 18 (ст.ст. 1–96), 19 (ст.ст. 97–200)
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8 января 1997 г. N 1-ФЗ // Текст Кодекса опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 13 января 1997 г. N 2 ст. 198, в «Российской газете» от 16 января 1997 г. N 9–10
4. Вопросы тюремной политики европейских стран: Сб. материалов. Красноярск. 1997.
5. Сенаторова М. А. Проблемы трудоустройства граждан, освобождённых из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2015. № 16
6. УФСИН России по Амурской области «Профилактика рецидивных преступлений, в том числе в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы» URL: https://28.fsin.gov.ru/prokuratura-razyasnyaet/profilaktika-retsidivnykh-prestupleniy-v-tom-chisle-v-ispravitelnykh-uchrezhdeniyakh-ugolovno-ispoln.php (дата обращения 08. 10. 2021)