Исследование уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 13.10.2021

Статья просмотрена: 2220 раз

Библиографическое описание:

Мигирова, Ю. Э. Исследование уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников / Ю. Э. Мигирова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 190-192. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84591/ (дата обращения: 15.11.2024).



Статья посвящена исследованию актуального уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников, в котором приняли участие обучающиеся 2-х классов (всего 60 детей): 30 учеников — контрольный класс, 30 учеников — экспериментальный класс.Дано определение понятию познавательный интерес. Рассмотрены взаимодополняющие методики диагностики познавательного интереса, с помощью которых проходило исследование. Приводится анализ результатов исследования, которое показало, что у современных младших школьников преобладает средний уровень сформированности познавательного интереса. Дети не проявляют сильной тяги к процессу познания, познавательный интерес школьников требует побуждения со стороны педагога. В заключении статьи автор приходит к выводу о том, что современная школа нуждается в системной и целенаправленной работе по формированию познавательного интереса младших школьников.

Ключевые слова : познавательный интерес, познавательная активность, мотивация, уровень сформированности познавательного интереса, младшие школьники, современная школа, начальная школа.

Одним из ведущих мотивов любой человеческой деятельности выступает познавательный интерес. Он является не только фактором развития личности, но и способом выражения личностных взглядов и предпочтений. Формирование интересов берёт начало в младшем школьном возрасте. Именно от развития познавательного интереса зависит эффективность учебной деятельности школьников.

Л. И. Божович определяла познавательный интерес как важнейший мотив, побуждающий учебную деятельность ученика. Психолог говорила о том, что развитие познавательного интереса происходит у младших школьников не одинаково. Так, например, у одних детей познавательный интерес может быть выражен очень ярко, тогда как у других детей он больше связан с практической активностью. Именно это и свидетельствует о различном уровне познавательного отношения ребёнка к действительности [2].

Целью нашего исследования являлось выявление актуального уровня сформированности познавательных интересов у современных младших школьников. В диагностике приняли участие обучающиеся 2-х классов (всего 60 детей): 30 учеников — контрольный класс, 30 учеников — экспериментальный класс.

Оценивали уровень имеющегося познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста с помощью следующих взаимодополняющих диагностических методик:

  1. Анкетирование по методике Г. И. Щукиной [1].
  2. Методика «Лесенка побуждений» А. И. Божович, И. К. Маркова [4].
  3. Диагностика «Познавательная потребность», автор Юркевич В. С. [3].

Анкетирование по методике Г. И. Щукиной нацелено на определение уровня познавательного интереса младших школьников. Данная методика проводится индивидуально с каждым испытуемым. В анкету включено 5 вопросов, каждый из которых раскрывает один из критериев уровня сформированности познавательного интереса: уровень познавательной активности, уровень самостоятельной деятельности, умение преодолевать трудности. В результате выделяется три уровня познавательного интереса: высокий, средний, низкий [1].

Методика «Лесенка побуждений» А. И. Божович, И. К. Маркова нацелена на определение выраженности мотивов учения. Данная методика проводится индивидуально с каждым испытуемым. Испытуемому даётся инструкция, затем предъявляется несколько отдельных карточек с восемью утверждениями. Данные утверждения соответствуют четырём познавательным мотивам и четырём социальным мотивам. По представленной инструкции экспериментатора, испытуемый выстраивает «лесенку» собственной мотивации. При обработке результатов можно выделить доминирующий мотив учения [4].

Диагностика «Познавательная потребность» Юркевича В. С. проводится с родителями школьников. Цель диагностики: определение интенсивности познавательной потребности. Анкета включает в себя 5 вопросов. Экспериментатор осуществляет подсчёт результатов согласно бальной системе. В соответствии с количеством баллов выделяют интенсивность познавательной активности [3].

Анализ проведённых диагностик выявил, что в экспериментальном классе у 21 % учащихся выявлен высокий уровень сформированности познавательного интереса, у 47 % средний уровень и у 32 % низкий уровень познавательного интереса. В контрольном классе у 29 % учащихся выявлен высокий уровень сформированности познавательного интереса, у 44 % средний уровень и у 27 % низкий уровень познавательного интереса.

Таким образом, мы достигли цели нашего исследования и выявили, что у современных младших школьников преобладает средний уровень сформированности познавательного интереса. Дети не проявляют устойчивого интереса к процессу познания. Познавательный интерес школьников требует побуждения со стороны учителя. Преодоление трудностей требует помощи со стороны, отмечается зависимость самостоятельной деятельности от ситуации.

Полученные результаты привели нас к пониманию, что важнейшей задачей современного обучения является формирование познавательного интереса младших школьников, так как у многих из них в незначительной степени выражена мотивация к обучению. Это может быть обусловлено тем, что педагогами в образовательном процессе ведется недостаточная систематическая работа по формированию познавательного интереса, что актуализирует необходимость системной и целенаправленной работы в данном направлении.

Литература:

  1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. –М.: Просвещение, 2003. — С. 34.
  2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.
  3. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: Учебное пособие / Е. П. Ильин. — СПб: Питер, 2011. — 512 с.
  4. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с. — c. 107
Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, уровень, контрольный класс, познавательная активность, школьник, экспериментальный класс, актуальный уровень, высокий уровень, младший школьный возраст, самостоятельная деятельность.


Ключевые слова

мотивация, познавательная активность, младшие школьники, начальная школа, познавательный интерес, современная школа, уровень сформированности познавательного интереса

Похожие статьи

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольной математике

Метод обучения — это система познавательных действий обучаемого и практической педагогической деятельности обучающего. Методы обучения предполагают наличие определенных способов приобретения знания учащимися как главного субъекта учебного процесса. В...

Методы изучения познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе

В статье анализируется содержание понятия о познавательной деятельности младших школьников. Познавательная деятельность в отечественной литературе понимается как учебная деятельность; деятельность учения, взаимосвязанная с деятельностью преподавания;...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей)

Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетиче...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Похожие статьи

Контент учебников по литературному чтению как фактор развития социального интеллекта младших школьников

В статье обоснована актуальность развития социального интеллекта в младшем школьном возрасте в ходе образовательного процесса. В качестве одного из методов развития автор предлагает использовать контент учебников по литературному чтению, при условии ...

Изменение показателей учебной мотивации детей от третьего к четвертому классу

В статье представлены результаты исследования, проведенного автором в рамках магистерской диссертации «Особенности мотивационной сферы детей во второй фазе младшего школьного возраста». В исследовании приняли участие 44 младших школьника, обучающихся...

Опорные конспекты как средство формирования учебной самостоятельности младших школьников

В статье рассмотрена проблема формирования учебной самостоятельности младших школьников. Актуальность темы обусловлена необходимостью в формировании рассматриваемого явления в рамках образовательного процесса. Современный учитель ставит перед собой р...

Формирование предпосылок естественно-научной грамотности у дошкольников в процессе реализации технологии А. И. Савенкова «Маленький исследователь»

В статье говорится об актуальности формирования исследовательского поведения дошкольника в рамках формирования предпосылок естественно-научной грамотности. Раскрыто значение исследовательской деятельности для формирования у детей любознательности, ин...

Самостоятельная работа как средство формирования творческой, всесторонне развитой личности школьников, развития их познавательной активности и самостоятельности

Статья раскрывает содержание понятия «самостоятельная работа», виды самостоятельных работ и целесообразность их использования на уроках математики. В статье говорится о том, что бурный рост научной информации, становление науки потребовали некоторой ...

Связь субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания

В статье приводятся данные исследования, направленного на проверку гипотезы о связи субъективного благополучия подростков и типа семейного воспитания, в котором приняли участие 101 человек, из них 55 подростков в возрасте 12–17 лет, обучающихся в шко...

Возможности выбора творческих методов при обучении дошкольной математике

Метод обучения — это система познавательных действий обучаемого и практической педагогической деятельности обучающего. Методы обучения предполагают наличие определенных способов приобретения знания учащимися как главного субъекта учебного процесса. В...

Методы изучения познавательной деятельности младших школьников в учебном процессе

В статье анализируется содержание понятия о познавательной деятельности младших школьников. Познавательная деятельность в отечественной литературе понимается как учебная деятельность; деятельность учения, взаимосвязанная с деятельностью преподавания;...

Приобщение детей младшего дошкольного возраста к художественно-эстетической деятельности (игры и занятия с детьми 3-4 лет из опыта работы воспитателей)

Художественно-эстетическое развитие имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно также формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни. Общаясь с эстетиче...

Задержка психического развития как фактор риска возникновения дидактогений у детей младшего школьного возраста в системе инклюзивного образования

Изучение дидактогении у детей младшего школьного возраста признано чрезвычайно важным, поскольку она может вызывать негативные психические и эмоциональные состояния, влияющие на отношения с окружающими и учебный процесс. В данной статье говорится, чт...

Задать вопрос