Статья посвящена исследованию актуального уровня сформированности познавательного интереса у современных младших школьников, в котором приняли участие обучающиеся 2-х классов (всего 60 детей): 30 учеников — контрольный класс, 30 учеников — экспериментальный класс.Дано определение понятию познавательный интерес. Рассмотрены взаимодополняющие методики диагностики познавательного интереса, с помощью которых проходило исследование. Приводится анализ результатов исследования, которое показало, что у современных младших школьников преобладает средний уровень сформированности познавательного интереса. Дети не проявляют сильной тяги к процессу познания, познавательный интерес школьников требует побуждения со стороны педагога. В заключении статьи автор приходит к выводу о том, что современная школа нуждается в системной и целенаправленной работе по формированию познавательного интереса младших школьников.
Ключевые слова : познавательный интерес, познавательная активность, мотивация, уровень сформированности познавательного интереса, младшие школьники, современная школа, начальная школа.
Одним из ведущих мотивов любой человеческой деятельности выступает познавательный интерес. Он является не только фактором развития личности, но и способом выражения личностных взглядов и предпочтений. Формирование интересов берёт начало в младшем школьном возрасте. Именно от развития познавательного интереса зависит эффективность учебной деятельности школьников.
Л. И. Божович определяла познавательный интерес как важнейший мотив, побуждающий учебную деятельность ученика. Психолог говорила о том, что развитие познавательного интереса происходит у младших школьников не одинаково. Так, например, у одних детей познавательный интерес может быть выражен очень ярко, тогда как у других детей он больше связан с практической активностью. Именно это и свидетельствует о различном уровне познавательного отношения ребёнка к действительности [2].
Целью нашего исследования являлось выявление актуального уровня сформированности познавательных интересов у современных младших школьников. В диагностике приняли участие обучающиеся 2-х классов (всего 60 детей): 30 учеников — контрольный класс, 30 учеников — экспериментальный класс.
Оценивали уровень имеющегося познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста с помощью следующих взаимодополняющих диагностических методик:
- Анкетирование по методике Г. И. Щукиной [1].
- Методика «Лесенка побуждений» А. И. Божович, И. К. Маркова [4].
- Диагностика «Познавательная потребность», автор Юркевич В. С. [3].
Анкетирование по методике Г. И. Щукиной нацелено на определение уровня познавательного интереса младших школьников. Данная методика проводится индивидуально с каждым испытуемым. В анкету включено 5 вопросов, каждый из которых раскрывает один из критериев уровня сформированности познавательного интереса: уровень познавательной активности, уровень самостоятельной деятельности, умение преодолевать трудности. В результате выделяется три уровня познавательного интереса: высокий, средний, низкий [1].
Методика «Лесенка побуждений» А. И. Божович, И. К. Маркова нацелена на определение выраженности мотивов учения. Данная методика проводится индивидуально с каждым испытуемым. Испытуемому даётся инструкция, затем предъявляется несколько отдельных карточек с восемью утверждениями. Данные утверждения соответствуют четырём познавательным мотивам и четырём социальным мотивам. По представленной инструкции экспериментатора, испытуемый выстраивает «лесенку» собственной мотивации. При обработке результатов можно выделить доминирующий мотив учения [4].
Диагностика «Познавательная потребность» Юркевича В. С. проводится с родителями школьников. Цель диагностики: определение интенсивности познавательной потребности. Анкета включает в себя 5 вопросов. Экспериментатор осуществляет подсчёт результатов согласно бальной системе. В соответствии с количеством баллов выделяют интенсивность познавательной активности [3].
Анализ проведённых диагностик выявил, что в экспериментальном классе у 21 % учащихся выявлен высокий уровень сформированности познавательного интереса, у 47 % средний уровень и у 32 % низкий уровень познавательного интереса. В контрольном классе у 29 % учащихся выявлен высокий уровень сформированности познавательного интереса, у 44 % средний уровень и у 27 % низкий уровень познавательного интереса.
Таким образом, мы достигли цели нашего исследования и выявили, что у современных младших школьников преобладает средний уровень сформированности познавательного интереса. Дети не проявляют устойчивого интереса к процессу познания. Познавательный интерес школьников требует побуждения со стороны учителя. Преодоление трудностей требует помощи со стороны, отмечается зависимость самостоятельной деятельности от ситуации.
Полученные результаты привели нас к пониманию, что важнейшей задачей современного обучения является формирование познавательного интереса младших школьников, так как у многих из них в незначительной степени выражена мотивация к обучению. Это может быть обусловлено тем, что педагогами в образовательном процессе ведется недостаточная систематическая работа по формированию познавательного интереса, что актуализирует необходимость системной и целенаправленной работы в данном направлении.
Литература:
- Актуальные вопросы формирования интереса в обучении / Под ред. Г. И. Щукиной. –М.: Просвещение, 2003. — С. 34.
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности. Воронеж: МОДЭК, 2001. — 349 с.
- Ильин Е. П. Мотивация и мотивы: Учебное пособие / Е. П. Ильин. — СПб: Питер, 2011. — 512 с.
- Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. — 490 с. — c. 107