Профессионализм воспитателя, его профессиональная компетентность и составляющие его компетентности продолжают вызывать высокий научный и практический интерес как в отечественной, так и в зарубежной психологической науке.
Приступая к проблемному полю исследования коммуникативной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения (ДОУ), обратимся к трактовке понятия «компетентность» по авторитетным энциклопедическим источникам. В общем виде компетентность раскрывается как необходимый и достаточный набор знаний, сведений, опыта в какой-либо сфере деятельности; как обладание, владение ими. [1]
Принимая во внимание то, что определение термина «компетентность» и компонентов ее составляющих напрямую обусловлено областью научного познания, в формате которого оно трактуется, представим существующие к настоящему времени в психологии, социологии, педагогике, менеджменте научные идеи к пониманию и объяснению сути изучаемого феномена.
Например, в педагогической науке компетентность рассматривается через совокупность определенных взаимосвязанных качеств, свойств личности (знаний, умений, навыков, приемов деятельности), задаваемых по отношению к конкретному кругу предметов и процессов и необходимых и достаточных для качественной продуктивной деятельности применительно к ним.
Известный отечественный педагог Г. М. Коджаспирова в авторском справочном издании «Педагогический словарь» (2000) объясняет компетентность учителя, как «…владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков, определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей, идеалов и педагогического сознания…».
В. А. Сластенин понимает профессиональную компетентность современного педагога как единство его теоретической и практической готовности к определенному виду профессионально-педагогической деятельности. Теоретическая готовность характеризуется наличием совокупности способностей педагога мыслить и анализировать, а практическая готовность раскрывается во внешних (предметных) умениях, которыми ученый считает, в первую очередь, организаторские и коммуникативные умения.
Как глубокое знание сути своего дела и исполняемой работы, конкретных способов и средств достижения искомых путей, раскрывается компетентность в социологии. А. М. Новиков в рамках социологии предлагает иное рассмотрение феномена компетентности: «…компетентность подразумевает, помимо технологической подготовки, целый ряд других компонентов, имеющих, в основном, внепрофессиональный или надпрофессиональный характер, но в то же время необходимых сегодня каждому специалисту. Это в первую очередь, такие качества личности, как самостоятельность, способность принимать решения, творческий подход к любому делу, умение доводить его до конца, умение постоянно учиться. Это гибкость мышления, наличие абстрактного, системного и экспериментального мышления, это умение вести диалог и коммуникабельность, способность к сотрудничеству и т. д. Над собственно профессиональной — технологической — подготовкой вырастает огромная внепрофессиональная надстройка требований к специалисту…». [2]
Мы разделяем позицию ученого и полагаем, что коммуникативная компетентность воспитателя должна включать надпрофессиональные составляющие, а именно: развитую антиципацию (умение прогнозировать, предвосхищать развитие, в том числе сложной коммуникативной ситуации), высшую степень саморегуляции, творческость (нетрадиционное, но продуктивное разрешение коммуникативных профессиональных проблем). Обобщая возможно отметить, что термин «компетентность» относится учеными к широкому кругу явлений, включающему собственно знания, умения, навыки, конкретный уровень развития разнообразных способностей, обеспечивающих специалисту решение профессиональной задачи. Как видно, понимание компетентности включает представление о ней как о сложном социокультурном явлении.
В психологии первые попытки научно описать феномен «компетентность» были осуществлены в связи с развитием науки управления и исследований субъективных факторов менеджмента, включая их коммуникативный аспект.
Изучение проблемы исследования коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ опиралось на анализ различных точек зрения на определение компетентности:
1) понимание компетентности как науки управления;
2) включение в понимание сути компетентности степени образования, опыта деятельности, стажа работы в должности;
3) представление компетентности во взаимосвязи профессиональных знаний и умений их реализации на практике.
Ученый имел в виду, что компетентность, в том числе коммуникативная, не выступает только технологической составляющей в структуре профессионализма воспитателя, а включает большой профессиональный опыт, обеспечивается профессионально-личностными качествами и отношениями воспитателя.
В психологических исследованиях до недавнего времени термин «коммуникативная компетентность» прямо не употреблялся, но подразумевалось, что педагогу, воспитателю необходимы соответствующие специальные знания и умения, свойства, качества.
Мы разделяем точку зрения В. С. Третьяковой и А. А. Игнатенко на изучаемый в исследовании феномен, согласно которой «… коммуникативная компетентность является одним из базовых компонентов культуры современного человека, в качестве структурных элементов которой выступают: ценностное отношение к языку, потребность осознавать и понимать социальную и психологическую сторону коммуникативных событий, готовность организовывать свое речевое поведение в этих событиях в соответствии с нормами и закономерностями общественной жизни». [3]
Коммуникативная компетентность в самом общем смысле представляет собой систему внутренних ресурсов личности, необходимых для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного воздействия.
Считаем, что именно коммуникативный аспект профессиональной деятельности воспитателя и владение им дает ему возможность строить целостный воспитательно- образовательный процесс системно и технологично.
В логике исследования рассмотрим точки зрения и научные взгляды, позиции ученых-психологов на феномен «коммуникативная компетентность».
Н. Н. Обозов коммуникативную компетентность определял как ориентированность личности в различных ситуациях общения и как способность эффективного взаимодействия с окружающими на основе понимания себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды.
Сложность феномена «коммуникативная компетентность воспитателя», который существует «на границах» личности и деятельности, и, функционируя в личностной форме, проявляется в воспитательно-образовательной деятельности, исходными единицами анализа которого являются субъектные образования личности воспитателя, обусловила специфику подхода к определению изучаемого феномена и выявлению структуры, содержания и уровневых характеристик коммуникативной компетентности воспитателя.
На основе анализа профессиограммы педагога (Е. С. Романова, В. А. Сластенин и др.), изучения содержания и специфики основных видов деятельности (воспитание, обучение, развитие) и функций (образовательная, воспитательная, развивающая, нормативная, коммуникативная, информационная, координирующая, рефлексивная, психологическая диагностическая) воспитателя ДОУ (Л. И. Маленкова, А. В. Мудрик и др.), конкретизации понятий «компетентность» (Л. В. Абдалина, А. А. Деркач, Э. Ф. Зеер, И. А. Зимняя и др.), «коммуникативная компетентность» (В. Г. Зазыкин, Л. А. Петровская и др.) сформулировано авторское определение коммуникативной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
На основании рассмотренных выше определений коммуникативную компетентность воспитателя мы рассматриваем как уровень владения знаниями и умениями организации эффективного взаимодействия с детьми, коллегами и опирающийся на гуманные ценности, потребность в общении и обеспечивающий качество образовательно-воспитательного процесса и самореализацию всех его участников.
Литература:
- Абдалина Л. В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М.: Изд-во РГСУ, 2008.
- Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.
- Третьякова В. С. Коммуникативная компетентность будущего педагога: понятие, сущность и структура // Вестник ЧГПУ. № 1. 2012.