В статье предпринята попытка систематизировать современные представления о профессиональном сопровождении педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа. Рассмотрено понятие профессионального сопровождения. Выявлены основные особенности профессионального сопровождения указанной категории работников на базе педагогического колледжа.
Ключевые слова: профессиональное сопровождение, сопровождение, дошкольное образование, педагогический колледж, педагогическая поддержка, педагогическое сопровождение.
The article attempts to systematize modern ideas about the professional support of teachers of the preschool education system on the basis of a pedagogical college. The concept of professional support is considered. The main features of professional support of the specified category of employees on the basis of the pedagogical college are revealed.
Keywords: professional support, support, preschool education, pedagogical college, pedagogical support, pedagogical support.
Термину «профессиональное сопровождение» посвящено множество научных публикация, однако основной проблемой остается непроясненность компонентного состава данного понятия, отсутствие четкой процедуры и механизмов исполнения профессионального сопровождения. И несмотря на то, что термин прочно вошел в профессиональную жизнь педагогического сообщества, разработка процедурных моментов остается делом будущего.
Проблема использования термина «профессиональное сопровождение» обусловлена размытостью термина, так как в литературе очень часто данный термин заменяется близкими терминами, такими как «педагогическое сопровождение», «психолого-педагогическое сопровождение», «методическое сопровождение», «педагогическая поддержка» и др. Сам термин «профессиональное сопровождение» встречается в литературе достаточно редко. Между тем, по смыслу данное понятие является наиболее «прозрачным», так как сразу же становится понятным, о чем идет речь. Прямое значение связано с сопровождением педагога в его профессиональной деятельности.
В основе данного понятия лежит ключевое слово «сопровождение». «Сопровождать, — читаем мы в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Ушакова, — значит, «появляться, быть во время чьего-нибудь пути, следования, сопутствовать кому-чему-нибудь» [11, С. 692]. В Толковом словаре живого великорусского языка В. Даля сопровождение понимается как глагол: «сопроводить кого, провожать, сопутствовать, идти вместе с кем, для проводов, провожатым, следовать» [6, с. 549]. Н. Г. Осухова — разработчик концепции сопровождения подчеркивает, что сопровождение «в самом общем значении сопровождение — это встреча двух людей и совместное прохождение общего отрезка пути. Сопровождать — значить проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого» [9, с. 7].
Эволюционное развитие идей о сопровождении было осуществлено рядом авторов (Г. Л. Бардиер [2], М. Р. Битянова [3], А. В. Волосников [5], Л. М. Митина [10], Н. Г. Осухова [9] и др.), в трудах которых сопровождение рассматривается как «системная интегративная технология» [9, с. 17].
Л. Н. Олефиром отмечалась мысль о том, что профессиональное сопровождение является системой, представляющей «собой целостное взаимодействие следующих компонентов: научно-методического сопровождения; информационного сопровождения; организационно-управленческого сопровождения» [8, с. 371].
Автором А. В. Бугославской в диссертационном исследовании предлагается следующее определение: профессиональное сопровождение рассматривается «как комплекс целенаправленных педагогических действий, включающих создание условий для развития и профессионального становления личности с целью максимально самостоятельного поиска решения профессиональных задач любого уровня сложности при минимальном участии педагога; наблюдение за профессионально-личностным становлением, супервизию, совместную деятельность, партнерство» [4, с. 7].
Безусловно, первоначальным этапом в профессиональном сопровождении педагогических работников системы дошкольного образования на базе педагогического колледжа должна стать первичная диагностика. Именно на результатах диагностики можно судить о тех профессиональных проблемах, которые следует разрешить в ходе профессионального сопровождения. В последующем при исследовании профессионального сопровождения является выяснение вопроса о применяемых формах и методах данного процесса. Л. А. Абдрахимовой предлагаются следующие методы: наблюдение, консультирование, поощрение, проблемные ситуации, наставничество, поддержка и содействие [1].
В. П. Зелеевой были выделены целые группы профессионального сопровождения. К ним автор отнесла: «метод внутригрупповой межличностной поддержки; метод поощрения внимания к успеху каждого участника учебной группы; метод групповой рефлексии; метод самонаблюдения; методы самоорганизации; метод поручения руководства групповым проектом; метод «творческого выполнения задач»; метод формирования команды; метод обсуждения «зоны ответственности»; метод «шеринга» (обмена чувствами); методы признания и принятия» [7] и др.
Примененные методы и формы профессионального сопровождения педагогических работников системы дошкольного образования и их эффективность выявляется вторичной диагностикой, которая должна выявить, насколько профессиональное сопровождение позволило разрешить накопившиеся противоречия в деятельности педагогов.
Таким образом, профессиональное сопровождение как научное понятие является достаточно новым и требует тщательной проработки. Следует провести разграничение этого термина с уже распространенными понятиями, такими, как «педагогическая поддержка», «психолого-педагогическое сопровождение» и др. Требуется разработка механизма реализации профессионального сопровождения. Тем не менее в науке накоплен опыт проведения процедур сопровождения, и они связаны с такими формами и методами, как наблюдение, диагностика, консультирование, групповая рефлексия, самонаблюдение, поощрение, проблемные ситуации, метод «шеринга», наставничество, поддержка и содействие.
Литература:
- Абдрахимова Л. А. Педагогическое сопровождение развития профессиональной мотивации студентов к изучению иностранного языка как педагогическая проблема// Роль современного образования в условиях глобализации: Сборник научных трудов. — Казань: Ситивент, 2020. — С. 119–122.
- Бардиер Г. Л. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей / Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. — 2–е изд. — Санкт-Петербург: Стройлеспечать, 1996. — 90 с.
- Битянова М. Р. Психолого–педагогическое сопровождение школьников на этапе перехода из начального в среднее звено: Организационно–содержательная модель деятельности / М. Р. Битянова// Первое сентября: Школьный психолог. — URL: https://psy.1sept.ru/article.php?ID=200103315 (дата обращения — 10.10.2021).
- Бугославская, А. В. Педагогическое сопровождение профессионально-личностного становления будущих психологов: автореф. дис.... канд. пед. наук: 13.00.08 / Бугославская Александра Владимировна; [Место защиты: Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского]. — Ялта, 2020. — 22 с.
- Волосников А. В. Психологическое сопровождение сотрудников спецподразделений по борьбе с терроризмом / А. В. Волосников: дис.... кандидата психологических наук: 19.00.11. — Москва, 1999. — 250 с.
- Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ. — Москва: Олма-Пресс: Крас. пролетарий, 2004. — 700 с.
- Зелеева В. П. Методы педагогической поддержки студентов / В. П. Зелеева// Образование и саморазвитие. — 2009. — № 4(14). — С. 149–154.
- Олефир Л. Н. О некоторых подходах к рассмотрению содержания понятия «педагогическое сопровождение»// Проблемы педагогической инноватики в профессиональном образовании. Материалы XVIII Международной научно-практической конференции/ Отв. ред. Е. И. Бражник, Н. Н. Суртаева. — Санкт-Петербург: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург), 2017. — С. 370–377.
- Осухова Н. Г. Психологическое сопровождение личности в кризисных ситуациях: опыт эмпирического исследования: монография / Н. Г. Осухова. — Москва: Варсон, 2008. — 400 с.
- Психологическое сопровождение выбора профессии: Научно-метод. пособие / Под ред. д-ра психолог. наук Л. М. Митиной; Акад. пед. и соц. наук. Моск. психолого-соц. ин-т. — Москва: Моск. Психолого-соц. Ин-т: Флинта, 1998. — 179 с.
- Ушаков Д. Н. Большой толковый словарь русского языка: современная редакция / Д. Н. Ушаков. — Москва: Дом Славянской кн., 2008. — 959 с.