В статье рассматриваются основы правового регулирования и ключевые направления деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области.
Ключевые слова: исполнительное производство, проблемы исполнительного производства, исполнение судебных решений, судебный пристав исполнитель, исполнительная система
Если развитие системы способов защиты гражданских прав зависит от эволюции ценностей в обществе и выбора субъекта, то реализация мер механизма гражданско-правовой защиты может быть фактической только с развитием системы исполнительного принуждения, которая зависит, в свою очередь, от правильного применения исполнительных мер.
Под исполнительными понимаются принудительные меры со стороны государства, то есть это действия, предпринимаемые государственными органами в отношении личности должника или его имущества против его воли. Как справедливо отмечают Н. М. Ковязина, Е. А. Иерусалимская, «именно такие меры способствуют достижению следующих целей: 1) фактическому удовлетворению интересов субъектов по защите гражданских прав; 2) воплощению всех иных мер гражданско-правовой защиты. Как любое правовое государство, Российская Федерация гарантирует защиту провозглашенных прав и свобод, в том числе гражданских прав. На практике такая государственная гарантия реализуется именно через меры исполнения» [7, с. 112].
Ст. 2 Конституции Российской Федерации обращает внимание на то, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства [1]. В рамках данной нормы граждане реализуют своё конституционное право на судебную защиту, где решающее значение непосредственно имеет обязательное исполнение решения суда [9, с. 208].
По общему правилу, судебное решение является обязательным для всех субъектов РФ и подлежит неукоснительному исполнению (ч. 2 ст. 13 ГПК РФ [3], ч. 1 ст. 16 АПК РФ [2], ст. 16 КАС РФ [4]). Стоит обратить внимание на то, что по данному вопросу Конституционный Суд РФ неоднократно высказывал свою позицию в отношении того, что в случае несвоевременного исполнения судебного акта, защита нарушенных или оспариваемых прав не может быть признана действенной [6].
Соответственно, после вступления его в законную силу и истечения срока на апелляционное обжалования, помимо исключений, подразумевающие немедленное исполнение (ст. 211 ГПК РФ, ст. 182 АПК РФ, ст. 188 КАС РФ), решение суда может быть исполнено: либо в добровольном, либо принудительном порядке.
Добровольное исполнение решения суда основано на собственном желании выполнить обязанным лицом то или иное действие. Стоит отметить, что срок исполнения в таком случае, прямо не предусмотрен российским законодательством.
Что касается принудительного исполнения судебных актов, то согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 02.10.2007 г. № 229 «Об исполнительном производстве» (далее — ФЗ № 229) данным вопросом занимается Федеральная служба судебных приставов и её территориальные органы [5].
Федеральная служба судебных приставов является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц, правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также уполномоченным на ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, и на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью указанных юридических лиц, включенных в государственный реестр
Управление Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области (далее — Управление) является территориальным органом ФССП России, действующим на территории Сахалинской области.
Основными Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области являются:
организация и контроль работы по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, обеспечению безопасности при совершении исполнительных действий, охране зданий, помещений судов, зданий и помещений территориального органа, а также организация пропускного режима в зданиях, помещениях судов;
организация и осуществление принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц;
организация и исполнение межгосударственного розыска лиц, осуществляемого в соответствии с международными договорами Российской Федерации;
организация и непосредственное исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве по делам, отнесенным уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к подследственности ФССП России;
ведение государственного реестра юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности (далее — государственный реестр);
осуществление федерального государственного контроля (надзора) за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, включенных в государственный реестр;
осуществление иных задач, установленных федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Минюста России и ФССП России.
В 2020 году на исполнении в Управлении Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской находилось 478 404 исполнительных производства, что на 9 514 исполнительных производств больше, чем в 2019 году.
Сумма, подлежащая взысканию по исполнительным производствам, снизилась по сравнению с АППГ на 2 млрд 4 млн. рублей и составила 32 млрд. 575 млн. рублей [8].
За 2020 год окончено и прекращено 274 971 исполнительное производство, из них фактическим исполнением окончено 191 448 исполнительных производств.
Общая взысканная судебными приставами-исполнителями сумма денежных средств в счет погашения задолженностей составила по итогам 2020 года 4 млрд 147 млн. рублей.
Налогов и сборов взыскано на сумму 1 млрд. 424 млн. 256 тыс. рублей, административных штрафов — 238 млн. 680 тыс. рублей, доход федерального бюджета пополнен за счет взыскания исполнительского сбора в размере 126 млн. 925 тыс. рублей (за 2019 год — 104 млн. 671 тыс. рублей).
За 2020 год заведено 709 разыскных дел в отношении должников, а также их имущества (за 2019 год — 710). Всего прекращено в отчетном периоде 586 разыскных дел (за 2019 год — 704), из них 507 — в связи с розыском (за 2019 год — 616). Установлено 87 единиц автотранспорта (за 2019 год — 60) [8].
В рамках реализуемой ФССП России единой информационной политики Управлением проводится систематическая работа по разъяснению законодательства, регламентирующего деятельность судебных приставов. Так, информационными поводами стали вопросы, связанные с возможностью оформления трудовой пенсии для ребенка при признании родителя-должника безвестно отсутствующим, а также информирование обо всех способах оплаты задолженностей, в частности с помощью сервиса «Банк данных исполнительных производств».
Как видим, перед Управлением на современном этапе стоят задачи, направленные на повышение эффективности деятельности структурных подразделений по основным направлениям деятельности: исполнение судебных решений и актов других органов и должностных лиц, выявление преступлений, подведомственных ФССП России, и административных правонарушений, а также обеспечение установленного порядка деятельности судов и исполнительных действий, недопущения снижения показателей по основным направлениям деятельности.
Литература:
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020 // Собрание законодательства РФ.- 2020.- № 11.- ст. 1416.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 22.07.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 30.- ст. 3012.
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 01.07.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2002.- № 46.- ст. 4532.
- Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 30.04.2021, с изм. от 15.07.2021) // Собрание законодательства РФ.- 2015.- № 10.- ст. 1391.
- Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ (ред. от 30.12.2020) «Об исполнительном производстве» // Собрание законодательства РФ.- 2007.- № 41.- ст. 4849.
- Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 г. № 8-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти» в связи с жалобами граждан Э. Д. Жуховицкого, И. Г. Пойма, А. В. Понятовского, А. Е. Чеславского и ОАО «Хабаровскэнерго» // СПС «Консультант Плюс»: [сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54659/92d969e26a4326c5d02fa79b8f9cf4994ee5633b/ (дата обращения: 13.10.2021).
- Ковязина, Н. М. Исследование проблем совершенствования национальной системы принудительного исполнения / Н. М. Ковязина, Е. А. Иерусалимская // Вестник Саратовской государственной юридической академии.- 2021.- № 1 (138).- С. 111–117.
- Отчеты и доклады о деятельности Управления Федеральной службы судебных приставов по Сахалинской области. — Текст: электронный // Официальный сайт ФССП: [сайт]. — URL: https://r65.fssp.gov.ru/activity_report/ (дата обращения: 13.10.2021).
- Цыганова, Д. С. К вопросу о принудительном исполнении судебных решений / Цыганова Д. С. // Modern Science.- 2021.- № 1–2.- С. 208–213.