Понятие, значение и признаки ценных бумаг в современном предпринимательском обороте | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 15.10.2021

Статья просмотрена: 1025 раз

Библиографическое описание:

Борисенко, Т. А. Понятие, значение и признаки ценных бумаг в современном предпринимательском обороте / Т. А. Борисенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 62-65. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84622/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной научной статье, в общем виде представлена информация о ценных бумагах в современном предпринимательском обороте Российской Федерации.

Данные, представленные в научной статье, будут полезны самому широкому кругу читателей как интересующихся тематикой текущего, так и дальнейшего развития ценных бумаг.

Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что ценные бумаги представляют собой универсальный и очень эффективный способ привлечения денежных средств для осуществления предпринимательской и коммерческой деятельностей.

Тем не менее, как и иной любой денежно — финансовый инструмент, в том числе и ценные бумаги, требуют наличия как теоретических, так и практический знаний в области их непосредственного использования.

Как показывает практика развития современной Российской Федерации и всех иных стран глобального мира, наиболее эффективными ценными бумагами, выступает их бездокументарный формат, что в полной мере соответствует всей реальной действительности.

Ключевые слова: документарная ценная бумага, бездокументарная ценная бумага, реквизиты, номинальная стоимость, рыночная стоимость.

In this scientific article, information about securities in the modern business turnover of the Russian Federation is presented in general form.

The data presented in the scientific article will be useful to the widest range of readers both interested in the current and further development of securities.

Even today, it is safe to say that securities are a universal and very effective way to attract funds for entrepreneurial and commercial activities.

Nevertheless, like any other monetary and financial instrument, including securities, require both theoretical and practical knowledge in the field of their direct use.

As the practice of the development of the modern Russian Federation and all other countries of the global world shows, the most effective securities are their non-documentary format, which fully corresponds to the whole reality.

Keywords: documentary security, non-documentary security, details, nominal value, market value.

Как следует из фактического существа тематики данной научной статьи, под понятием ценных бумаг в современном предпринимательском обороте понимается следующее — это, по сути, любые ценные бумаги, которые содержат в себе следующие обязательные составляющие [1]:

– содержат в себе определенную совокупность имущественных, либо неимущественных прав, соответствующего субъекта права;

– формируются основными, либо дополнительными выпусками;

– и наконец, имеют одинаковый объем и сроки осуществления прав, если они были выпущены в рамках одного основного, либо дополнительного выпусков.

Таким образом, на основании всего вышесказанного необходимо резюмировать следующее, ценные бумаги в формате осуществления предпринимательской деятельности, по сути, представляют собой финансово — правовой институт по привлечению заемных средств на рынке, минуя банковские кредиты, которых характеризуются высокими процентами, что в полной мере соответствует всей реальной действительности.

Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что ценные бумаги представляют собой наиболее универсальный и эффективный инструмент по привлечению финансовых средств, итоговое значение которого будет возрастать с каждым годом.

В настоящее время, на финансовом рынке Российской Федерации сложилась уникальная ситуация, общий смысл которой заключается в том, что итоговая доходность по ценным бумагам наиболее развитых компаний современного мира, в разы превосходит процентную ставку по самым выгодным депозитам в безусловном порядке всего рассматриваемого вопроса.

Уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что итоговое значение ценных бумаг в предпринимательском обороте, позволяет соответствующему субъекту коммерческой деятельности, перейти на новый уровень своего дальнейшего развития.

Тем не менее, далеко на каждый субъект предпринимательской деятельности, имеет право и реальную возможность по изданию и последующему размещению на фондовом рынке ценных бумаг.

В продолжение дальнейшего рассмотрения тематики настоящей научной статьи, также необходимо отметить следующее, нормы текущего гражданского законодательства Российской Федерации, все ценные бумаги подразделяют на следующие из них:

– ценная бумага на предъявителя;

– ордерная ценная бумага;

– и наконец, именная ценная бумага.

Виды ценных бумаг по гражданскому законодательству Российской Федерации

Рис. 1. Виды ценных бумаг по гражданскому законодательству Российской Федерации

Дополнительно ко всему вышесказанному также необходимо отметить следующее, все без исключения ценные бумаги могут быть либо в документарном, либо в бездокументарном виде.

К документарным ценным бумагам относятся те из них, которые были выпущены и продолжают свой оборот в «бумажном формате».

Кроме всего прочего, документарная ценная бумага должна иметь все необходимые реквизиты и иные обязательные данные, которые устанавливаются нормами действующего гражданского законодательства Российской Федерации.

Формы ценных бумаг по гражданскому законодательству Российской Федерации

Рис. 2. Формы ценных бумаг по гражданскому законодательству Российской Федерации

В свою очередь, под бездокументарными ценными бумагами понимаются соответствующие записи о правах в специальных регистрационных книгах, реестрах и иных массивах данных, ведение которых осуществляют специальным образом уполномоченные субъекты права (регистратора).

Исходя из всего вышесказанного необходимо отметить следующее, под непосредственными признаками ценных бумаг в современном предпринимательском обороте, понимаются следующие из них:

– наличие определенного количества права в отношении того или иного субъекта предпринимательской деятельности;

– наличие возможности получить в любое время, тот объем права, который закреплен в соответствующей документарной ценной бумаге;

– наличие возможности осуществлять свободный оборот любой документарной ценной бумаги;

– наличие документарной формы выражения ценной бумаги;

– наличие определенного объема частных прав в каждой ценной бумаге;

– необходимость осуществления презентации о выпуске ценных бумаг, тем или иным субъектом коммерческой деятельности;

– наличие обязательной и безусловной оборотоспособности каждой ценной бумаги;

– и наконец, наличие полной и безусловной публичной достоверности, каждой без исключения ценной бумаги.

В продолжение дальнейшего рассмотрения тематики настоящей научной статьи, также необходимо отметить следующее, под правами, которые закрепляют ценные бумаги, понимаются следующие из них:

– право требования определенной денежно — финансовой суммы;

– право осуществления участия в непосредственном управлении тем или иным субъектом коммерческой деятельности;

– право на получение прибыли по результатам деятельности соответствующего субъекта коммерческой деятельности;

– и наконец, право на получение того или иного вида вещного права в безусловном порядке всего рассматриваемого вопроса.

Как и любой иной финансовый инструмент, в том числе и ценные бумаги, обладают своей стоимостью, которую подразделяют на следующие виды:

– нарицательная стоимость ценной бумаги, которая выражает ее начальную стоимость;

– рыночная стоимость ценной бумаги, которая выражает ее текущую капитализацию;

– и соответственно, рыночная цена ценной бумаги, которая выражает ее оборотную стоимость на соответствующей торговой площадке.

При этом также важно отметить следующее, далеко не каждая ценная бумага стоит ровно столько же, сколько указано в ее нарицательной стоимости в силу постоянной изменчивости множества факторов рыночного характера и содержания.

Для получения наиболее точной оценки ценных бумаг того или иного субъекта предпринимательской деятельности, в обязательном порядке осуществляют их предварительную оценку, уполномоченным на это действие субъектом права.

Основные методы оценки ценных бумаг по гражданскому законодательству Российской Федерации

Рис. 3. Основные методы оценки ценных бумаг по гражданскому законодательству Российской Федерации

К наиболее распространенным и широко применяемым методам оценки ценных бумаг, в настоящее время относят следующие из них:

– способ оценки ценных бумаг по их ожидаемой доходности на ближайшую перспективу;

– способ оценки ценных бумаг на основе анализа выплаты дивидендов;

– и соответственно, применение модифицированной модели оценки ценных бумаг, того или иного субъекта предпринимательской деятельности.

Таким образом, уже сегодня можно с уверенностью говорить о том, что ценные бумаги при всей их эффективности и универсальности, тем не менее, требуют наличия определенных знаний и умений по их использованию в вопросах реальной действительности.

Как правило, субъекты права, осуществляющие свою экономическую деятельность на обороте ценных бумаг, самым детальным образом сначала изучают финансово — экономические и иные аналогичные показатели интересуемой компании — эмитента, и лишь затем, осуществляют их покупку.

Более того, в таких случаях осуществляют покупку ценных бумаг сразу нескольких субъектов коммерческой деятельности с тем расчетом, чтобы убытки одних, были компенсированы доходами других компаний — эмитентов.

Подводя итог всему вышесказанному, необходимо отметить следующее, итоговая роль ценных бумаг в коммерческом обороте, как Российской Федерации, так и в иных странах современного мира будет только увеличиваться с каждым годом, так как он позволяет осуществлять привлечение денежных средств, под максимально низкие проценты, что в полной мере соответствует всей реальной действительности.

Тем не менее, при отсутствии достаточного опыта, либо ведя высокорисковую деятельность по обороту ценных бумаг разных компаний — эмитентов, можно полностью потерять все вложенные средства.

Именно поэтому, в вопросах непосредственного использования ценных бумаг, от каждого субъекта предпринимательской деятельности требуется отличное знание экономической теории и наличие постоянно обновляемой практики.

Еще одним немаловажным развитием области правоприменения ценных бумаг, выступает возможность для субъекта коммерческой деятельности в виде выхода на национальные и общемировые фондовые биржи с правом осуществления их выпуска, с целью их доступности для инвесторов из самых разных стран глобального мира.

Тем не менее, даже в формате внутреннего использования, исключительно на территории Российской Федерации, ценные бумаги представляют собой отличный инструмент как по привлечению денежных средств для своего дальнейшего развития того или иного субъекта предпринимательской деятельности, так и делегирования той или иной части управленческих, вещных и всех иных аналогичных прав, что в полной мере соответствует всей реальной действительности.

В заключение всего вышесказанного также необходимо отметить следующее, наиболее эффективными и соответственно наиболее распространенными ценными бумагами, является ее бездокументарный формат, поскольку именно он обладает целым рядом несомненных преимуществ, которые заключаются в следующем:

– отсутствует необходимость в выпуске бумажных вариантов ценных бумаг;

– самым существенным образом повышается защита от разного рода неправомерных действий;

– весь объем правовой ответственности за хранение, списание и введение всех иных управомочивающих действий в отношении бездокументарных ценных бумаг, возлагается на уполномоченное лицо в виде держателя реестра ценных бумаг в безусловном порядке всего рассматриваемого вопроса.

Как представляется из фактического существа рассматриваемого вопроса, именно бездокументарные ценные бумаги представляют собой наиболее эффективный способ их использования как об этом и было сказано выше в формате данной научной статьи, который и далее будет всячески развиваться и совершенствоваться.

Даже при наличии значительного числа преимуществ у бездокументарных ценных бумаг, их бумажный или по иному документарный формат, в ближайшей перспективе не исчезнет, поскольку они также выполняют существенную часть вопросов, которые невозможно исполнить, никаких иным образом.

Таким образом, правовое понятие, значение и признаки ценных бумаг в современном предпринимательском обороте, представляют большое практическое значение, которое с каждым годом только будет продолжать увеличиваться и расширяться.

Литература:

  1. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О рынке ценных бумаг» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2021) [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс.
Основные термины (генерируются автоматически): бумага, Российская Федерация, ценная бумага, коммерческая деятельность, предпринимательская деятельность, реальная действительность, полная мера, современный предпринимательский оборот, субъект, безусловный порядок.


Ключевые слова

рыночная стоимость, реквизиты, документарная ценная бумага, бездокументарная ценная бумага, номинальная стоимость

Похожие статьи

Учет и налогообложение ценных бумаг

Статья посвящена бухгалтерскому учету и налогообложению ценных бумаг. Повышение роли рынка ценных бумаг в управлении капиталами населения для их использования на производстве, в предоставлении большого числа возможностей для размещения финансовых сре...

Исполнение договорных обязательств по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд

В данной научной статье, в общем виде поднята проблематика в области непосредственного исполнения договорных обязательств, вытекающих из фактического существа договора по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации....

Понятие корпоративных ценных бумаг

В статье авторы исследуют понятие корпоративных ценных бумаг, стремясь определить их наиболее эффективным образом как для практической деятельности (непосредственного вступления в правовые отношения по поводу них и разрешения возможных конфликтов, по...

Понятие и признаки рекламы как объекта правового регулирования в Российской Федерации

Реклама — наиболее доступный метод стимулирования продаж товаров и услуг, комплексное явление, охватившее различные сферы деятельности человека: бизнес, политику, науку, творчество. Реклама изучается в плоскости различных отраслей науки, в связи с че...

Использование средств индивидуализации в коммерческом обороте

В статье рассматривается проблема, которая связана с эволюцией отечественного законодательства в сфере регулирования средств индивидуализации. Раскрывается история возникновения средств индивидуализации и прослеживается их использование в коммерческо...

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Актуальные вопросы правового регулирования малоформатной торговли

Автором рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности участников рынка малоформатной (нестационарной) торговли, что является особенно актуальным в текущих условиях, так как малоформатная торговля зачастую представляет собой единственны...

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования производства и распространения рекламы

В современном мире реклама играет большую роль как в экономическом развитии различных областей предпринимательства, являясь двигателем роста спроса и предложения на рынки товаров и услуг, так и в правовом поле гражданских правоотношений, которые повс...

Некоторые положения защиты прав потребителя в розничной торговле

В современной экономико-правовой действительности вопросы розничной торговли приобретают особую актуальность, часть общества настаивает на исключении «классического»» («привычного») варианта торговли и перехода на электронную торговлю, однако многие ...

Гражданско-правовая защита от недостоверной информации, распространенной в сети интернет

В настоящее время степень актуальности защиты гражданских прав от недостоверной информации в сети Интернет стремительно повышается. Связано это с тем, что Интернет затрагивает практически все сферы жизни каждого человека, однако правовое регулировани...

Похожие статьи

Учет и налогообложение ценных бумаг

Статья посвящена бухгалтерскому учету и налогообложению ценных бумаг. Повышение роли рынка ценных бумаг в управлении капиталами населения для их использования на производстве, в предоставлении большого числа возможностей для размещения финансовых сре...

Исполнение договорных обязательств по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд

В данной научной статье, в общем виде поднята проблематика в области непосредственного исполнения договорных обязательств, вытекающих из фактического существа договора по поставке товаров для государственных и муниципальных нужд Российской Федерации....

Понятие корпоративных ценных бумаг

В статье авторы исследуют понятие корпоративных ценных бумаг, стремясь определить их наиболее эффективным образом как для практической деятельности (непосредственного вступления в правовые отношения по поводу них и разрешения возможных конфликтов, по...

Понятие и признаки рекламы как объекта правового регулирования в Российской Федерации

Реклама — наиболее доступный метод стимулирования продаж товаров и услуг, комплексное явление, охватившее различные сферы деятельности человека: бизнес, политику, науку, творчество. Реклама изучается в плоскости различных отраслей науки, в связи с че...

Использование средств индивидуализации в коммерческом обороте

В статье рассматривается проблема, которая связана с эволюцией отечественного законодательства в сфере регулирования средств индивидуализации. Раскрывается история возникновения средств индивидуализации и прослеживается их использование в коммерческо...

Проблемы правового регулирования использования товарных знаков в сфере информационных технологий

С развитием информационных технологий в Российской Федерации возникают новые проблемы в правовой защите товарных знаков. Поскольку бизнес все больше основывается на цифровых платформах и интернет-маркетинговых стратегиях для достижения целевой аудито...

Актуальные вопросы правового регулирования малоформатной торговли

Автором рассматриваются вопросы правового регулирования деятельности участников рынка малоформатной (нестационарной) торговли, что является особенно актуальным в текущих условиях, так как малоформатная торговля зачастую представляет собой единственны...

Актуальные проблемы гражданско-правового регулирования производства и распространения рекламы

В современном мире реклама играет большую роль как в экономическом развитии различных областей предпринимательства, являясь двигателем роста спроса и предложения на рынки товаров и услуг, так и в правовом поле гражданских правоотношений, которые повс...

Некоторые положения защиты прав потребителя в розничной торговле

В современной экономико-правовой действительности вопросы розничной торговли приобретают особую актуальность, часть общества настаивает на исключении «классического»» («привычного») варианта торговли и перехода на электронную торговлю, однако многие ...

Гражданско-правовая защита от недостоверной информации, распространенной в сети интернет

В настоящее время степень актуальности защиты гражданских прав от недостоверной информации в сети Интернет стремительно повышается. Связано это с тем, что Интернет затрагивает практически все сферы жизни каждого человека, однако правовое регулировани...

Задать вопрос