Дошкольный возраст — это период больших перемен и подготовки к новому этапу взросления — обучению в школе. Именно этот период, когда активно начинают протекают процессы всестороннего развития ребенка, т. е. развитие новых способностей и навыков, обучение новым знаниям. Это является одним из ответственных этапов развития является социализация дошкольников.
Ключевые слова : рефлексивный круг, дошкольники, педагог, технология, социализация.
«Рефлексия» от лат. — «обращение на себя» — это особая активность человека, направленная на осмысление личный поступков и состояний самопознания, на раскрытие своего внутреннего мира.
Дошкольный возраст обычно это время активной детской социализации. Наши малыши живут и развиваются в абсолютно новых социокультурных критериях XXI века. Н. П. Гришаева отмечает: «…чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, маркетизация и технологизация детской субкультуры, изолированность ребёнка в семье, отсутствие дворовой социализации и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребёнка в обществе вообще и личностной готовности ребёнка к школе, в частности» [3].
В Федеральном государственном стандартеглава III, «Требования к условиям реализации…» п. 3.2.5 условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей… полагают:
1) уважительное отношение к каждому ребёнку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
3) создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми…» [1].
В следствии этого нужно сделать подходящие обстоятельства для социализации дошкольников в дошкольном учреждении. Обучать их вести взаимодействие в детском коллективе, выстраивать дружеские взаимоотношения, показывать инициативу в заботе о находящихся вокруг, развивать умение держать под контролем свое поведение, задумывать собственные воздействия и оценивать их итоги. Воплотить в жизнь все это разрешает разработка Н. П. Гришаевой«Рефлексивный круг». Это разработка, которая разрешает инициировать речевую деятельность ребят, тем более с речевыми нарушениями, а также мыслительные способности этих детей [3].
Цель этой технологии: становление связной речи у дошкольников, раскрытие «я» малыша (познанию его себя, своих мыслей, личных поступков и состояний) [5].
Задачи педагогической технологии «Рефлексивный круг»:
– объединить коллектив группы; развивать умение формулировать собственные ощущения и треволнения публично;
– формировать умение выслушивать и воспринимать друг друга, улаживать неоднозначные вопросы и решать инциденты с помощью речи;
– учить ребят строить планы на день (в дальнейшем — неделю, месяц), передавать свое отношение к мероприятиям дня, недели и отчасти строить свои планы на будущее.
Как раз круг, по наблюдению специалистов по психологии, считается его залогом безопасности вследствие того, что тональность круга, его добросердечность и теплота определяют совместную атмосферу жизни детского коллектива. В процессе работы по этой технологии случается взаимный обмен опытом между ребятами, выявляются всевозможные высказывания по тому или иному поводу, активизируется творческий потенциал дошкольника, складывается опыт общения меж детьми.
Существует несколько видов рефлексивных кругов:
– личностные. Здесь задача состоит в том, чтобы содействовать познаю самого себя, собственных мыслей, эмоций, собственного внутреннего мира, оценка себя в обществе сверстников и взрослых, становление речи как способа общения;
– событийные. Здесь задача это: осмысление личных поступков и состояний (учатся разбирать и транслировать собственное отношение к мероприятиям прошедшей недели, дня и отчасти планировать свою собственную работу на будущее);
– творческие. Задача: становление креативного потенциала (дети обучаются фантазировать, сочинять), релаксация, представления о музыке, красоте, составление рассказов и т. п.;
– понятийные. Задача: содействовать разумному осознанию и восприятию духовной реальности человека, развитие умения улаживать неоднозначные вопросы и решать конфликтные ситуации с помощью общения между сверстниками.
Еще пойдет речь об основных направления взаимодействия педагога с дошкольниками:
- Планирование — рассмотрение намерений на будущее и осуществление общих дел.
- Информационные — рассмотрение и обсуждение новостей.
- Проблемная история — предлагаются темы для обсуждения педагогом и детьми.
- Развивающий разговор — обучает детей участвовать в обсуждении вопросов, направлять их и не давать прямых комментариев, либо готовых ответов.
- Детское объединение — обучает дошкольников заинтересованности друг к другу, обучает дружить и настраиваться на положительный чувственный настрой.
- Способности общения — обучает ребят культуре диалога между сверстниками и взрослыми.
- Равенство и инициатива — помощь нами взрослыми равных возможностей, как у тихих, и бойких, а также лидеров [4].
Каждодневный «Рефлексивный круг» важен для ребят дошкольного возраста в целях саморегуляции поведения, инициативности, ответственности, а еще самостоятельности, они проводятся перед завтраком и после полдника.
Круг с утра важен для ребят тем, собственно, что они сами выбирают направление своей дальнейшей деятельности, на весь день. Темы «Рефлексивных кругов» прописываются по «Ситуации месяца», по запланированной проектной работе, по календарно-тематическому планированию, по образовавшимся в ходе дня обстоятельствам (если, например, в группе случился раздор или разногласия).
Работу в круге начинается со звукового сигнала, это имеет место быть: сигнал, хлопок, звучание музыкального инструмента, какая-то тихая мелодия, стихотворение и многое другое. Ребята стремительно определяются и сориентировавшись на месте, собственно, понимают, что педагог их дожидается. Для обсуждения он организовывает и поддерживает чувственный настрой, включается легкая, запоминающаяся музыка. Дошкольники и педагог садятся в круг на ковре, для того чтобы они понимали, чья наступила очередь говорить, передается по кругу любой предмет, например, мячик, колокольчик, любая небольшого размера игрушка, в центр устанавливается свеча. Дети, передавая предмет, отвечают на поставленный воспитателем вопрос, правило утреннего и вечернего круга одно, у кого мячик, тот и говорит.
Задача утреннего круга — это разделить свои впечатления со сверстниками, узнать, что нового произошло, обсудить планы на будущее, а также какие-то образовавшиеся за это время проблемы, настроение ребят, условиться о правилах и т. д.
Вечерний круг: ведется в форме рефлексии — обсуждая с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня. Задача вечернего круга обучить их проводить самоанализ своих действий, а также сверстников. В случае если потребует обстоятельства дня, то «вечерний круг» проводится еще раз, незамедлительно после инцидента. Обговаривая условия произошедшего, и ищем пути совместного их разрешения. Важно, чтобы дети сами определили этот путь.
Рассмотрим один день из жизни группы...
Я предлагаю всем сесть в круг и поприветствовать рядом сидящего, пусть это будет добрая и открытая улыбка. Так как она способствует положительному настрою, развивает уверенность в себе, а также внутренней раскованности.
Собрались мы дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг!
Дружно за руки беремся
И друг другу улыбнёмся.
Улыбнулись? Значит, готовы к общению. Сегодня на улице солнечный, тёплый денек, давайте подышим им, наполнимся энергией солнца (дети берутся за руки, руки поднимают вверх к солнцу, делают глубокий вдох, руки направляют в середину круга — выдох). Молодцы!
Предлагаю вам сыграть с помощью «волшебных» очков в одну очень занимательную игру. Воспитатель показывает «волшебные» очки: «Тот, кто их оденет, то увидит в других все самое хорошее, даже то, что не всегда и разглядишь. Любой из вас может примерить очки и разглядеть остальных». Дети по очереди одевают очки и называют положительные стороны друг друга. Педагог: «А сейчас мы вновь оденем очки и посмотрим вокруг нас другими глазами. Что бы вы хотели поменять вокруг себя, чтобы мир стал лучше?» (дети отвечают). Это всё может помочь нам увидать в других, что-то лучшее.
На вечернем круге мы подводим итоги дня и формулируем выводы. Все дети становятся в круг воспитатель передает длинную ленточку. При передаче ее по кругу любой обязан сказать своему рядом стоящему другу любое ласковое слово. Впоследствии чего, все дети садятся на ковер и им дается мячик для передачи друг другу. Педагог задает вопросы по теме дня, мячик передается по кругу от ребенка к ребенку, который хочет высказаться. В конце нашего круга, ребята сообщают о своих желаниях на следующий день.
Данная технология позволила пополнить развивающую предметно-пространственную среду в группе детского учреждения: планшетом самонаблюдения «Зеркало» (ежедневно дети, приходя в группу, укрепляют свое эмоциональное состояние два раза в день — хорошее настроение или печальное настроение); «Ковриком примирения», на нем дети учатся разрешать конфликтные ситуации, а также мириться сначала при помощи взрослого, а затем самостоятельно; «Стульчиком послушания» для тех, кто нарушил правила поведения; «Секретным телефоном», по нему дети звонят и сообщают о своих радостях, огорчениях, впечатлениях и т. д.; а также картотекой упражнений и игр на формирование эмоционального интеллекта.
В случае если говорить о воздействии данной технологии на развитие шестилеток, то тут с полной уверенностью возможно подметить положительный эффект, т. е. дети начали усваивать этические нормы в обществе, свойственные для их возрастной категории. Они не остаются равнодушными к происходящему в группе, могут обходительно общаться со сверстниками, а также с окружающими их взрослыми, становятся не безучастными в жизни группы, а также могут поддержать беседу друг с другом, внимательно слушают и понимают окружающих.
Дети подготовительной к школе группе будут готовы разобраться в собственных эмоциях и поделиться с другими собственными эмоциями, а еще они имеют все шансы понять эмоции своих сверстников, как положительные, так и отрицательные. Скромные и застенчивые, становятся раскованными и активными в дальнейшем.
Литература:
- Законодательные материалы Российская Федерация. Законы. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019). Зарегистрировано в Минюсте России 14 ноября 2013 г. N 30384.
- Голованова, Н. Ф. Социализация и воспитание ребёнка / Н. Ф. Голованова. — М.: Речь, 2004.
- Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в дошкольной образовательной организации. — М.: Вентана — Граф, 2015.
- Гришаева Н. П. Проблемы формирования социальных ориентаций у современных дошкольников / Образование и наука в России: состояние и потенциал развития: Ежегодник. Вып. 5 — М.: ФНИСЦ РАН; 2020. С. 358–375.