В статье автор анализирует практику рассмотрения административных исковых заявлений прокурора, направленных на пресечение и предупреждение нарушений миграционного законодательства, некоторые проблемы их рассмотрения и возможные пути их решения.
Ключевые слова: прокурорский надзор за исполнением миграционного законодательства, административное исковое заявление, миграционное законодательство, меры прокурорского реагирования, орган прокуратуры, суд, полномочия органов прокуратуры.
Прокуратура РФ представляет собой единую централизованную систему органов власти, осуществляющих надзорные и иные полномочия в соответствии с действующих законодательством.
Главой 4 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре РФ» (далее ФЗ «О прокуратуре РФ») установлен надзор за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов.
Одной из отраслей надзора является надзор за исполнением миграционного законодательства.
Цели, принципы и задачи надзора в указанной сфере установлены приказом Генерального прокурора РФ от 01.07.2015 № 343 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции».
Действующим законодательством органы прокуратуры наделены рядом полномочий и комплексом мер прокурорского реагирования.
Их использование в соответствии с классификацией полномочий прокурора относится к полномочиям по пресечению нарушений закона.
ФЗ «О прокуратуре РФ» предусмотрен такой комплекс мер прокурорского реагирования как представление об устранении нарушений закона, протест на противоречащий закону правовой акт, предостережение о недопустимости нарушения закона и др.
Кроме того, отдельным законами установлены иные полномочия и акты прокурорского реагирования. Так, статьей 39 КАС РФ установлено такое полномочие как подача прокурором административного искового заявления.
В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и в иных случаях установленных законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 125 КАС РФ в административном исковом заявлении, поданном прокурором, должны быть указаны наименование суда, административный истец и административный ответчик.
Также указываются сведения о нарушенных правах и свободах человека и гражданина или законных интересов общества и государства, либо о причинах, которые могут повлечь за собой их нарушение. В административном исковом заявлении должны быть отражены требования прокурора к административному ответчику и изложение оснований и доводов, посредством которых административный истец обосновывает свои требования, иные сведения.
Практика осуществления органами прокуратуры указанного полномочия является довольно обширной, в т. ч. и при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции.
Предметом административных исковых заявлений прокурора вносимых органами прокуратуры при осуществлении надзора за исполнением миграционного законодательства могут являться оспаривание действий или бездействий органов власти, наделенных определенной компетенцией в миграционной сфере.
Также предметом административного искового заявления прокурора является о признании фиктивных браков, заключенных с иностранными гражданами, недействительными.
Так, прокуратурой Ленинского района г. Астрахани на основании информации о возможном фиктивном браке, заключенном между иностранной гражданкой и жителем г. Астрахани проведена прокурорская проверка.
В ходе проверки прокурорским работником установлено, что между гражданином Российской Федерации и иностранной гражданкой в 2019 году заключен брак. Вместе с тем намерений создать семью, находиться в семейных отношениях у супругов не имелось, общее хозяйство не велось, проживали раздельно. Единственной целью заключения брака являлось получение гражданкой государства ближнего зарубежья вида на жительство.
В этой связи прокуратура района обратилась в Ленинский районный суд г. Астрахани с исковым заявлением о признании брака недействительным, по результатам рассмотрения которого судом удовлетворены требования прокурора в полном объеме [6].
Кроме того, административное исковое заявление подается прокурором и в иных случаях нарушения миграционного законодательства со стороны юридических лиц.
Так, по фактам выявленных массовых нарушений миграционного законодательства прокурором Пензенском области подано административное исковое заявление в Ленинский районный суд г. Пензы с требованием ликвидации юридического лица. В рамках слушания по делу № 2А-3103/2019 судом установлено, что Пензенская городская общественная организация социальной защиты населения «Паритет» осуществляла ряд услуг иностранным гражданам [7].
Так, сотрудники ПГООСЗН «Паритет», не уполномоченного в установленном законом порядке, осуществляли проведение комплексного экзамена в целях выдачи сертификатов ряду иностранных граждан о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку.
В рамках слушания по делу установлено, что полученные сертификаты являлись подложными и впоследствии использованы упомянутыми иностранными гражданами для оформления разрешений на временное проживание в Российской Федерации и видов на жительство.
Кроме того, работник ПГООСЗН «Паритет» в целях организации незаконного пребывания иностранных граждан на территории страны подыскивал гражданок России, которые за денежное вознаграждение регистрировали фиктивный брак.
По результатам рассмотрения данного административного искового заявления суд удовлетворил требования прокуратуры, постановил ликвидировать указанную организацию.
Кроме того, административные исковые заявления подаются также с требованиями об ограничении доступа к интернет-ресурсам, а именно по признанию информации, запрещенной к распространению на территории РФ, в том числе к ресурсам, способствующим совершению нарушений требований миграционного законодательства.
Так, согласно решению Некрасовского районного суда Ярославской области по делу № 2А-429/2020 прокуратурой района подано административное исковое заявление с требованием ограничить доступ к интернет-ресурсу. Из материалов дела следовало, что на страницах сайта размещена информация о продаже дипломов любого учебного заведения России, а также сертификата на знание русского языка, отзывы клиентов, а также иная информация по вопросам приобретения указанных документов [8].
Мотивируя требования о необходимости блокировки ресурса прокурор Некрасовского района указывал, что в соответствии с п. «д» ч.1 ст. 13 Федерального закона от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве РФ» для получения гражданства РФ иностранным гражданам необходимо владение русским языком. Владение языком на необходимом уровне подтверждается сертификатом о прохождении государственного тестирования по русскому языку как иностранному языку.
В связи с чем, распространение сведений в сети «Интернет» о продаже поддельных сертификатов приведет к нарушению установленного на территории Российской Федерации паспортного, миграционного режима.
По результатам слушания по делу исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
Указанная практика является широко распространенной в деятельности органов прокуратуры РФ.
Так, аналогичные требования органов прокуратуры удовлетворены решением Безенчукского районного суда Самарской области от 21 сентября 2020 г. по делу № 2А-660/2020 по факту распространения на интернет-сайте сведений о продаже поддельных паспортов [9], Белореченским районным судом Краснодарского края по делу № № 2А-1560/2020 по факту продажи на интернет-сайте поддельных паспортов, патентов и иных документов и др. [10].
Одной из проблем рассмотрения административных исковых заявлений является срок рассмотрения судебным органом.
Так, на данный момент срок подготовки к рассмотрению и само судебное заседание по административному исковому заявлению длится месяц и может затянуться на продолжительный период времени.
В случае обжалования действий или бездействий административного ответчика судом должны быть объективно оценены обстоятельства по делу, должны быть опрошены стороны административного дела, изучены приведенные сторонами доказательства, что оправдывает установленный законом срок рассмотрения по делу.
В то время как установленный срок процедуры рассмотрения административных исковых заявлений по вопросам блокировки ресурсов, на которых размещены объявления о продаже поддельных паспортов, патентов, свидетельств о временной регистрации, а также оказания услуг по фиктивной постановке иностранных граждан на миграционный учет является затянутым, что позволяет злоумышленникам за данный срок реализовать свой преступный умысел.
В связи с чем, предлагаем внести изменения в действующее законодательство, которые можно осуществить двумя способами:
1) по аналогии с приказным производством, установленным ГПК РФ, ввести сокращенные сроки рассмотрения административных исковых заявлений с целью оперативного пресечения нарушения закона и предупреждения совершения данных нарушений в последующем;
2) по аналогии с введением нового полномочия прокурора по блокировке в сети «Интернет» сведений, порочащих честь и достоинство человека и гражданина, наделить прокурора полномочием по блокировке Интернет-ресурсов, содержащих сведения о предоставлении незаконных услуг преступного характера.
Так в соответствии со ст. 126 ГПК РФ при поступлении заявления, соответствующего всем требованием, рассматривается в пятидневный срок, по результатам рассмотрения выносится судебный приказ, вступающий в законную силу немедленно.
Введение аналогичного положения по ограничению доступа к информации на интернет-ресурсах, содержащие сведения запрещенные к распространению на территории РФ, позволит достигнуть оперативного предупреждения новых миграционных преступлений, а также пресечения нарушений миграционного законодательства.
Данный способ разрешения проблемы позволит не изменять саму уже многолетнюю судебную практику рассмотрения административных исковых заявлений прокурора.
Кроме того, данный путь решения проблемы соответствует требованию ФЗ «О прокуратуре РФ» о неподмене органами прокуратуры при осуществлении своих полномочий иных органов государственной власти.
Второй же способ решения данной проблемы связан с введением новых положений в действующее законодательство.
Так, 01.07.2021 принят федеральный закон от 01.07.2021 № 260-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Данный федеральный закон ввел ст. 15 1–2 , закрепляющее новое полномочие прокурора по рассмотрению вопроса о блокировке в сети «Интернет» недостоверной информации, порочащей честь и достоинство гражданина или подрывающая его репутацию.
В соответствии с данными поправками, гражданин обладает правом на подачу заявления в прокуратуру субъекта РФ о блокировке такой информации.
В течении десяти рабочих дней прокуратура субъекта обязана провести прокурорскую проверку по указанным в заявлении доводам, установить факт размещения в сети «Интернет» сведений, порочащих честь и достоинство заявителя, составить заключение о результатах проверки и направить его в Генеральную прокуратуру РФ для последующей блокировки информации.
Наделение отдельным полномочием прокурора по самостоятельному рассмотрению вопроса о признании информации в сети «Интернет» о предоставлении незаконных услуг преступного характера в миграционной сфере незаконной позволит разгрузить судебные органы власти, а также позволит более оперативно реагировать на нарушения миграционного законодательства и предупреждать нарушения закона.
Однако установленная процедура по блокировке органами прокуратуры сведений в интернете, порочащих честь и достоинство, является громоздкой и не отвечает критерию оперативности принятия мер реагирования, в связи с чем, предлагаем внести поправки в КАС РФ по введению новой главы о рассмотрении административных дел, связанных с ограничением доступа к информационным ресурсам.
В данной главе установить требования к форме и содержанию заявления об ограничении доступа к информационным ресурсам, кругу лиц, обладающим правом подавать такие заявления, а также статьи, регулирующие процедуру рассмотрения такого заявления, установив срок его рассмотрения в пять дней.
Такие поправки помогут расширить возможный комплекс мер прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона, а также повысить их эффективность.
Литература:
- Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре РФ»
- Приказ Генерального прокурора РФ от 01.07.2015 № 343 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции»
- «Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации» от 08.03.2015 № 21-ФЗ
- «Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации» от 14.11.2002 № 138-ФЗ
- Федеральный закон от 01.07.2021 № 260-ФЗ «О внесении изменения в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»
- По требованию прокуратуры фиктивный брак признан недействительным. — Текст: электронный // Новости прокуратуры РФ: [сайт]. — URL: https://procrf.ru/news/2483303-po-trebovaniyu-prokuraturyi-fiktivnyiy.html (дата обращения: 13.10.2021).
- Решение Ленинского районного суда г. Пензы Решение № 2А-3103/2019 2А-3103/2019~М-3561/2019 М-3561/2019 от 16.12.2019 по делу № 2А-3103/2019. — Текст: электронный // СудАкт: Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/1jgsOUg12EVO/ (дата обращения: 13.10.2021).
- Решение Некрасовского районного суда Ярославской области № 2А-429/2020 2А-429/2020~М-414/2020 М-414/2020 от 16.11.2020 по делу № 2А-429/2020. — Текст: электронный // СудАкт: Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/yQqDBc8hJ7Lm/ (дата обращения: 13.10.2021).
- Решение Безенчукского районного суда Самарской области № 2А-660/2020 2А-660/2020~М-645/2020 М-645/2020 от 21.09.2020 по делу № 2А-660/2020. — Текст: электронный // СудАкт: Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. — URL: https//sudact.ru/regular/doc/wBzRsebcGldS/ (дата обращения: 13.10.2021).
- Решение Белореченского районного суда Краснодарского края № 2А-1560/2020 2А-1560/2020~М-1658/2020 М-1658/2020 от 10.09.2020 по делу № 2А-1560/2020. — Текст: электронный // СудАкт: Судебные и нормативные акты РФ: [сайт]. — URL: https://sudact.ru/regular/doc/u7oLYHg3WhNn/ (дата обращения: 13.10.2021).