В данной статье рассматриваются понятие и правовая природа такого института, как государственный (муниципальный) кредит. Автором отмечается его двойственная природа, при которой государство или муниципальное образование может выступать как кредитором, так и заемщиком.
Ключевые слова: государственный (муниципальный) кредит, финансовая политика, кредитор, заёмщик, государственный бюджет.
Неотъемлемой частью финансовой структуры любого государства выступает кредитование. Проводимые государством мероприятия требуют своего материального обеспечения, что обуславливает необходимость в осуществлении им эффективной финансовой деятельности. Однако между реальным поступлением финансов в государственную казну и потребностями страны могут возникнуть определенные противоречия. Поиск дополнительных денежных средств особую актуальность приобретает в условиях дефицита бюджета. В таком случае на помощь приходит такой инструмент, как государственный или муниципальный кредит. Однако правительство страны и в условиях сбалансированного бюджета не откажется от дополнительного финансового притока в государственную казну. Его потребность в дополнительных финансовых ресурсах никогда не иссякает. При этом такое положение вещей является вполне нормальным, т. к. без ожидания поступления обычных бюджетных доходов могут немедленно финансироваться дополнительные программы хозяйственной и социально-культурной политики.
Стоит отметить, что государство и муниципальные образования могут выступать как кредиторами, так и должниками. Другими словами, под государственным и муниципальным кредитом понимаются денежные отношения, в рамках которых Российская Федерация, ее субъекты или же муниципальные образования выделяют находящиеся в их распоряжении свободные денежные средства, и предоставляют их во временное пользование субъектам экономики (физическим и юридическим лицам), иностранным государствам, международным организациям на платной, возвратной, срочной основе или же осуществляют привлечение свободных денежных средств от названных субъектов.
Государственное и муниципальное кредитование осуществляется не просто с целью привлечения дополнительных денежных средств, а в определенных целях, а именно:
— разрешение проблемы управления бюджетным дефицитом и его финансирования;
— проведение политической программы, нацеленной на выравнивание социального и экономического уровня жизни населения и функционирования экономики в регионах;
— оказание поддержки муниципальным образованиям в решении неотложных социально-экономических задач;
— поддержка развития приоритетных отраслей экономики.
Правовая природа и содержание государственного и муниципального кредита находят свое выражение в осуществляемых им функциях: распределительной и регулирующей.
Перераспределение денежных ресурсов является важнейшей функцией государственного и муниципального кредита. Такое распределение осуществляется с учетом потребностей экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. При этом финансовые ресурсы могут перераспределяться между различными субъектами: федеральным и региональным бюджетами, региональным и муниципальным бюджетами, федеральным бюджетом и международными финансово-кредитными образованиями, иностранными физическими и юридическими лицами и федеральным бюджетом и т. д.
Государственный и муниципальный кредит, как выло указано выше, выполняет и регулирующую функцию. Ее суть заключается в том, что государство, в случае вступления в кредитные отношения, воздействует на денежное обращение, ставки на рынке ценных бумаг, объемы производства и занятость населения в трудовой сфере. При сознательном использовании такого вида кредита как инструмента регулирования экономики, правительство государства способно осуществлять необходимую финансовую политику. Регулирование государством денежного обращения реализуется путем размещения займов в различных инвесторских группах. Мобилизация средств физических лиц ведет к сужению платежеспособного спроса. Если же за счет кредита будут финансироваться производственные затраты, то наличная денежная масса в обращении абсолютно сократится. A безвозмездное выделение бюджетных ресурсов, в условиях их ограниченности, не всегда оправдано. Тем более, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе гораздо выше, чем на бесплатной и безвозвратной. При этом, у государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им кредитных ресурсов.
В другом случае, т. е. когда государство (муниципальные образования) выступает в качестве заемщика, речь, как уже было неоднократно указано выше, идет о государственном долге.
В соответствии с действующим законодательством, к государственному долгу Российской Федерации относятся ее долговые обязательства перед российскими и иностранными физическими и юридическими лицами, ее регионами, муниципальными образованиями, иностранными государствами, международными финансовыми организациями и иными субъектами международного права, которые возникли в результате ее государственных заимствований, а также долговые обязательства по предоставленным Российской Федерацией государственным гарантиям и долговые обязательства, обусловленные принятием законодательных актов об отнесении на государственный долг долговых обязательств третьих лиц, возникших до 2000 года (т. е. до вступления в силу Бюджетного Кодекса) [1, ст. 97]. Считаем необходимым отметить, что долговые обязательства РФ могут быть подразделены на три вида: краткосрочные (менее одного года), среднесрочные (от одного года до пяти лет) и долгосрочные(от пяти до 30 лет включительно) [1, ст. 98].
Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:
1) кредитам, привлеченным Российской Федерацией от кредитных организаций, иностранных государств, международных финансовых организаций и (или) иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц;
2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;
3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
4) государственным гарантиям Российской Федерации;
5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
В заключении статьи считаем необходимым отметить, что Существование государственного кредита вполне закономерно, поскольку кредитное финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными возможностями государства. С развитием экономических и социальных функций государства в условиях рыночного хозяйства соответствующие расходы неизбежно возрастают. Посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления [2, с. 102].
Литература:
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 22.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021) // СЗ РФ. — 1998 № 31. — ст. 3823; 2020. — № 52 (часть I). — ст. 8594.
- Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Л. А. Дробозиной. М.: ЮНИТИ, 2001. 527 с.