Проблемы финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России и пути их решения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (384) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 16.10.2021

Статья просмотрена: 860 раз

Библиографическое описание:

Спиридонова, Н. А. Проблемы финансовой сбалансированности бюджета Пенсионного фонда России и пути их решения / Н. А. Спиридонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 42 (384). — С. 33-35. — URL: https://moluch.ru/archive/384/84678/ (дата обращения: 18.12.2024).



Вматериале рассматриваются проблемы финансовой сбалансированности бюджета ПФР и пути их решения. Данная тема является актуальной для жителей Российской Федерации в современное время. В данной статье выделили главные задачи пенсионного фонда. Материал дает характеристику состоянию пенсионного фонда России и механизму управления его финансами.

Пенсионный фонд и механизм руководства его финансами требуют изменения финансовых, общественных и демографических условий с учетом передового мирового опыта, накопленного экономической наукой. Это требует глубокого научного анализа недостатков, которые связаны с проведением пенсионной реформы, ее результатов, деятельности пенсионной системы и, самое основное, работы Государственного пенсионного фонда.

Увеличение долгосрочной устойчивости и равновесии бюджетной организации Российской федерации требует создания и реализации мер, обеспечивающих решение недостатков, которые касаются, прежде всего, бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. Это связано с большей долей бюджета фонда в ВВП государства — около 10 %, в то время как федеральный бюджет РФ занимает около 20 % ВВП.

Пенсионный фонд создается для выплаты пенсий работникам по старости, инвалидности или потере кормильца в семье. Выплата производится за счет средств Пенсионного фонда РФ.

Страховые взносы предприятия составляют 28 % для тех типов заработной платы, на основании которых рассчитывается пенсия. Работодатели уплачивают страховые взносы один раз в месяц — в дату, установленную для получения заработной платы за заключительный месяц.

Работодатели подают банковские платежные поручения на перечисление страховых взносов совместно с платежным поручением о выплате заработной платы. По истечении срока уплаты страховых взносов неиспользованная сумма считается дефолтной и взимается штраф.

Критерием осуществления ПФР конституционно гарантированных социальных обязательств представляет собой обеспечение сбалансированности бюджета ПФР. Сбалансированность бюджета ПФР достигается за счет сбалансированности внутренних элементов бюджета ПФР, а именно сбалансированности накопительной и распределительной элементов бюджета ПФР, страховых и нестраховых поступлений и выплат, управления источниками финансирования дефицита бюджета ПФР, создание финансовых резервов, определения источников для финансирования кассовых разрывов.

Главная задача Пенсионного фонда — совместная ответственность поколений. Он преследует цель обеспечения уровня получаемых человеком жизненных благ за счет перераспределения средств во времени, где бы человек ни жил, он гарантирует себе своим трудом и прошлыми социальными отчислениями определенный уровень жизни в будущем.

Текущая пенсионная система сформировалась, когда экономические отношения строились только на государственной собственности, а государство строго регулировало все сферы существования общества и народного хозяйства [6, с. 666]. Состояние действующей пенсионной системы в Российской Федерации — одна из самых острых социально-экономических проблем [6, с. 668].

Проблема нехватки средств в бюджете Пенсионного фонда для финансирования страховых пенсий действующим пенсионерам связана с тяжелой демографической ситуацией в стране. Число пенсионеров растет с каждым годом с уменьшением активного населения, что приводит к росту нагрузки на трудоспособное население. В Российской Федерации на пенсионера работают 1,7 сотрудника, что говорит о масштабных дисбалансах.

Данная ситуация объясняется особенностями российской пенсионной системы, среди которых можно выделить: низкий стартовый возраст, высокая доля льготников, возможность получения пенсии для активных пенсионеров [6, с. 667]. Наличие большого количества возрастных привилегий ставит трудящихся в равное положение, что ведет к ситуации, когда люди, вне зависимости от продолжительности периода уплаты взносов и их размера, получают более высокую пенсию в течение определенного периода времени [6, с. 667].

Теневая занятость — тоже серьезная проблема. Конвертная заработная плата приводит к недостаточному поступлению страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда.

Увеличение количества пенсионеров также объясняется большим количеством досрочных (привилегированных) пенсионеров, которое повышается из года в год. Таким образом, на Пенсионный фонд возложена тяжелая финансовая нагрузка и выплата досрочного выхода на пенсию лицам, которые еще не достигли пенсионного возраста. Все эти «дыры» в пенсионной системе страны приводят к тому, что пенсионеры получают низкие пенсии. Доходы пенсионеров хронически отличаются от уровня цен [6, с. 668]. В настоящее время коэффициент замещения пенсий составляет около 40 %, в 2050 году он может снизиться до 25 %.

Пенсионная система Российской Федерации находится в критическом состоянии и требует эффективных мер по стабилизации финансового положения. Чтобы дать окончательную оценку финансовой устойчивости Пенсионного фонда Российской Федерации, нужно проанализировать формирование и расходование бюджета Фонда.

Сбалансированность бюджета ПФР в 2016–2021 гг. обеспечивается за счет средств федерального бюджета, выделяемых на обязательное пенсионное страхование, а также на возмещение выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. Текущая модель формирования бюджета ПФР не позволяет снижать нагрузку на федеральный бюджет. Несмотря на происходящие в последнее десятилетие изменения в отношении пенсионных прав граждан, механизма исчисления и индексации пенсий, ряд важных вопросов в области пенсионного обеспечения остаются нерешенными. К ним относят достойного уровня пенсионное обеспечение, создание условий для финансовой устойчивости пенсионной системы, достижение приемлемого уровня страховой нагрузки на бизнес и федеральный бюджет, обеспечение адекватности пенсионных прав заработной плате, с которой уплачиваются страховые взносы., или адекватность размера пенсии реальному вкладу застрахованного лица в пенсионную систему, обеспечение минимальных гарантий пенсионного обеспечения гражданина на уровне не ниже прожиточного минимума пенсионера, повышение роли трудового стажа в формирование пенсионных прав и расчет размера пенсии, создание условий для заинтересованности застрахованного лица в активном участии в формировании своих пенсионных прав и последующего выхода на пенсию.

Основные проблемы сбалансированности пенсионного фонда РФ.

Укрепление долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы России требует разработки и реализации мер, направленных на решение проблем, связанных, в первую очередь, с бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации. Это связано с тем, что значительная часть бюджета фонда в ВВП страны составляет около 10 %, а федеральный бюджет Российской Федерации составляет около 20 % ВВП.

Основными проблемами, определяющими бюджетную нестабильность Пенсионного фонда России, являются:

– отсутствие у Пенсионного фонда России инструментов бюджетирования, ориентированного на эффективность, даже в отношении затрат на содержание фонда;

– иной подход к пенсионному обеспечению российских пенсионеров, проживающих за рубежом, и иностранных пенсионеров, проживающих в России, что приводит к увеличению бюджетных расходов пенсионного фонда;

– отсутствие дефицитного, но очень дотационного бюджета Пенсионного фонда России, особенно с учетом ресурсов Фонда национального благосостояния;

– значительное увеличение расходов по «Общегосударственным делам» в 2014 г. с 0,01 до 68 млрд руб.

По каждому направлению Правительством Российской Федерации приняты определенные меры по решению таких проблем или поставлены задачи по их решению. Таким образом, в области инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, задача создания государственной программы «Развитие пенсионной системы» возложена на органы управления Пенсионного фонда. С 2015 года на федеральном уровне планировалось перейти к «программному бюджету», который целиком состоял из 42 государственных программ. К концу 2014 года не все затраты были представлены в необходимом формате.

Для повышения финансовой устойчивости бюджета Пенсионного фонда будет разумно и удобно на раннем этапе реформировать пенсионные выплаты, отменить пониженный тариф по взносам во внебюджетные фонды и другие меры, утвержденные долгосрочной стратегией пенсионной системы Российской Федерации.

Таким образом, пенсионный фонд и механизм управления его финансами требуют изменений в экономических, социальных и демографических условиях с учетом лучшего мирового опыта, накопленного финансовой наукой. Это обусловливает необходимость глубокого научного анализа проблем, связанных с реализацией пенсионной реформы, ее последствий, функционирования пенсионной системы и, что самое главное, деятельности Государственного пенсионного фонда.

Укрепление долгосрочной устойчивости и сбалансированности бюджетной системы России требует разработки и реализации мер по решению проблем, связанных прежде всего с бюджетом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Литература:

  1. Федеральный закон РФ от 30 июля 2013 г. № 255-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год» // Справочно-правовая система «Гарант». — М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  2. Федеральный закон от 14 октября 2014 № 298-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2013 год» // Справочно-правовая система «Гарант». — М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  3. Федеральный закон от 5 октября 2015 № 279-ФЗ «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2014 год» // Справочно-правовая система «Гарант». — М.: НПП «Гарант-сервис», 2015.
  4. Пенсионная система России: ключевые проблемы и направления реформирования / под ред. Д. Ю. Федотова. — Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2015. — 146 с.
  5. Публичный годовой отчет Пенсионного фонда Российской Федерации за 2016 год [Электронный ресурс] / Официальный сайт Пенсионного фонда Российской Федерации. [Электронный ресурс]- URL: http://files.pfrf.ru/userdata/presscenter/docs/godotchet_2015.pdf (дата обращения: 04.05.2016).
  6. В Минтруде впервые публично обсудили увеличение пенсионного возраста/Финансы/Новости Newsru.com. — 22 мая 2015. — Режим доступа: http://www.newsru.com/finance/22may2015/pensvozrast.html
Основные термины (генерируются автоматически): Пенсионный фонд, Российская Федерация, пенсионная система, долгосрочная устойчивость, заработная плата, пенсионер, Пенсионный фонд России, реализация мер, федеральный бюджет, Государственный пенсионный фонд.


Задать вопрос