В статье рассматривается понятие административно-правового статуса участников дорожного движения. Анализируется содержание административно-правового статуса пешеходов, пассажиров, водителей транспортных средств. Подчеркиваются общие и субъективные особенности статуса участников дорожного движения.
Ключевые слова: административно-правовой статус, участники дорожного движения, административная правоспособность, пешеходы, пассажиры, водители транспортных средств.
The article discusses the concept of the administrative and legal status of road users. The content of the administrative and legal status of pedestrians, passengers, and drivers of vehicles is analyzed. The general and subjective features of the status of road users are emphasized.
Keywords: administrative and legal status, road users, administrative legal capacity, pedestrians, passengers, drivers of vehicles.
Согласно статистическим данным в России в результате дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП): погибло 15 788 пешеходов, ранено в ДТП 17 517 пассажиров и водителей, всего произошло 137 662 ДТП [9]. Показатели состояния безопасности дорожного движения за 2020 год (январь-декабрь) в Российской Федерации, безусловно, снизились, по сравнению с 2019 годом, с учетом ограничений, введенных органами власти (причина ковид). Однако позволяют выделить большую группу таких лиц, непосредственных участников дорожного движения, как пешеходы, пассажиры и водители транспортных средств, о которых говорится в приведенной статистике.
Проанализировав административно-правовой статус участников дорожного движения, в немногочисленных работах ученых (А. В. Амеличкин [6], М. А. Барышников [7], В. В. Шаргородский [8]), обращавшихся к категории административно-правового статуса участников дорожного движения, основной проблемой является то, что в целом не раскрывается весь спектр понятия и содержания этого подинститута. Так как изменение общественных отношений, совершенствование правовых норм, появление тех или иных транспортных средств, расширении особых свойств техники, достижений науки и движение прогресса, не позволяют в полной мере раскрыть того потенциала, который охватывается областью дорожного движения. Отсюда административно-правовой статус участников дорожного движения не отражает полноту правового регулирования, постоянно требуя совершенствования, как понятийного аппарата, так и введения норм, правил, и санкций за их нарушение.
Правовая категория административно-правовой статус, охватываемый институтом административного права, в свое содержание включает права и обязанности, свободы человека и гражданина, гражданство, правоспособность. По отношению к рассматриваемому направлению, пешеходы, пассажиры и водители транспортных средств, являются участниками дорожного движения, в той мере, в которой они сами участвуют в правоотношениях, урегулированных конкретно-определенными нормами права. А именно Правилами дорожного движения, с учетом Постановления Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 [5], нормами Кодекса РФ об административных правонарушениях [1], Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» [3].
Правоотношения в сфере дорожного движения, охватываются возможностью «перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог» (абз. 1 ст. 2 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). А сами участники дорожного движения, это лица, принимающие непосредственное участие в процессе дорожного движения. Субъекты таких правоотношений — водители транспортных средств (далее ТС), их пассажиры, пешеходы.
Проблема в том, что согласно Правилам дорожного движения имеются и иные субъекты, к примеру, велосипедист, организованная пешая колонна, регулировщик, водитель механического ТС. А среди ТС есть и такое как электромобиль, тогда можно говорить о водителе электромобиля. Такие субъекты несколько расширяют группу участников дорожного движения и подлежат последующей классификации. В частности, велосипедист является самостоятельным субъектом, так как само средство передвижения — велосипед, несмотря на управление с помощью мускульной энергии, может иметь и электродвигатель. Тогда следует говорить о водителе электрического транспортного средства малой мощности (не более 0,25 кВт со скоростью не более 25 км/ч), а не о велосипедисте. А к пешеходам отнесены инвалиды — управляющие инвалидными колясками (без двигателя, и при наличии электродвигателя).
Становясь участниками дорожного движения, субъекты приобретают права и обязанности, а исходным элементом является их административная правоспособность (В. В. Шаргородский [8]), так как именно она наделяет юридическим свойством каждого индивидуального субъекта. В том числе во взаимосвязи с возможностью нести ответственность, при неисполнении прав и обязанностей, несоблюдении правил дорожного движения. Однако, если граждане РФ обладают правоспособностью с рождения, то говоря об иностранных гражданах, на них распространяется правило правовой связи с тем государством, гражданами которого они являются. Кроме того, объем прав и обязанностей варьируется, находясь в прямой зависимости от конкретной категории субъектов, участников дорожного движения. В этом и состоят особенности административно-правового статуса участников дорожного движения.
Административная правоспособность субъектов в сфере дорожного движения зависит от многих факторов и обстоятельств, как от общей правоспособности (ст. 17 Гражданского кодекса РФ [2] — далее ГК РФ), дееспособности (ст. 21 ГК РФ), так и объема конкретных прав и обязанностей, которые возникают, действуют и прекращаются. Например, право на управление ТС подтверждается водительским удостоверением (ч. 4 ст. 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения») для получения водительского удостоверения необходимо пройти курс специального обучения и сдать экзамены в ГИБДД. Согласно ч. 1 ст. 28 того же закона, основаниями прекращения действия права на управление ТС для водителей являются: истечение срока действия водительского удостоверения; наличие медицинских противопоказаний; лишение права на управление ТС.
В то же время имеются два условия, водитель, управляющий транспортным средством не только должен иметь водительские права, но и обладать правом управления. Поскольку если водитель, управляет ТС и не имеет права управления, за исключением учебной езды, то совершает правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ. Если же водитель уже лишен права управления, то ответственность наступает по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ.
Сказанное можно подтвердить судебной практикой, на основании п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ» [4], где разъяснено, что «лицом, не имеющим права управления транспортными средствами, является лицо, которое на момент совершения административного правонарушения не получало такое право в установленном законом порядке, лицо, срок действия соответствующего удостоверения которого истек, а также лицо, действие права управления транспортными средствами которого прекращено судом в связи с наличием медицинских противопоказаний или медицинских ограничений (ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»). К таким лицам административное наказание в виде лишения права управления транспортными средствами не применяется.
Таким образом, понятие административно-правовой статус участников дорожного движения охватывает не только общие положения института административного права, но и специальное законодательство и положения, регулирующие правоотношения в этой сфере. Этот подинститут специфичен и имеет особенности, расширяя не только сами группы субъектов, но и их правоспособность, в сфере дорожного движения, которые в свою очередь зависят от многих факторов и обстоятельств.
Представляется, что необходимо введение четкой классификации в сфере субъектов управляющих транспортными средствами в Правилах дорожного движения. А именно, необходимо внесение таких дополнений, которые могли бы отделить группу пешеходов, от иных категорий водителей, управляющих различными транспортными средствами. В частности, все лица, управляющие механическими, электрическими, средствами, должны относиться к категории водителей. В том числе велосипедисты, управляющие электрическим транспортным средством малой мощности (не более 0,25 кВт со скоростью не более 25 км/ч), и водители электромобилей. Тем более, что движение велосипедистов происходит на дорогах, а не на тротуаре, отведенном пешеходам. Считаем, что велосипедист, обладающий транспортным средством малой мощности, оснащенным электрическим оборудованием, должен двигаться только по отведенному участку дороги, и обладать на это разрешением.
Все электрические транспортные средства малой мощности (не более 0,25 кВт со скоростью не более 25 км/ч), также должны иметь технические паспорта и страховки, на случай совершения ДТП и возможности наступления страхового случая, с компенсацией убытков и ущерба иным участникам дорожного движения.
Кроме того, регулировщик также субъект — участник дорожного движения, который представляет собой самостоятельную группу. Это лицо, осуществляющее контроль, управляющее процессом движения транспортных средств. Поэтому данный субъект также может рассматриваться и включаться в круг административно-правовых отношений в сфере безопасности дорожного движения, с наделением соответствующих прав и обязанностей.
Литература:
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.07.2021)// Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 28.06.2021, с изм. от 08.07.2021) // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
- Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 02.07.2021 № 434-ФЗ) «О безопасности дорожного движения»// Собрание законодательства РФ. 11.12.1995. № 50. Ст. 4873.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 № 20 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» // Бюллетень Верховного Суда РФ. № 9, сентябрь, 2019.
- Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090 (ред. от 31.12.2020) «О Правилах дорожного движения» (вместе с «Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения») (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 22.11.1993. № 47. Ст. 4531.
- Амеличкин А. В. Административно-правовые основы защиты прав и законных интересов участников дорожного движения: дис.... канд. юрид. наук. Москва, 2013. С. 59.
- Барышников М. В. Административно-правовой статус участника дорожного движения: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М.: 2007. С.29.
- Шаргородский В. В. Понятие и содержание административно-правового статуса участников дорожного движения // https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-soderzhanie-administrativno-pravovogo-statusa-uchastnikov-dorozhnogo-dvizheniya
- Показатели состояния безопасности дорожного движения 2020г.// Официальный сайт Госавтоинспекции http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения 10.10.2021).