В данной статье рассмотрена программа «Дальневосточный гектар» по истечении пятилетнего периода с начала реализации Федерального закона от 01.05.2016 № 119-ФЗ. Проведен анализ статистических данных на примере Сахалинской области, а также выделены основные преимущества и недостатки указанной программы.
Ключевые слова: Дальневосточный гектар, земельный участок, безвозмездное пользование, инфраструктура, Сахалинская область.
Дальневосточный гектар — программа, согласно которой каждый гражданин Российской Федерации может бесплатно получить земельный участок площадью до 1 га на территории Дальнего востока, а с 01.08.2021 в Арктической зоне Российской Федерации [1].
В соответствии с Федеральным законом от 01.05.2016 № 119 ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 октября 2016 года на всей территории Сахалинской области началось предоставление земельных участков в безвозмездное пользование.
Статистические данные о результатах реализации программы на территории Сахалинской области (по состоянию на 27.09.2021) представлены в таблице 1.
Таблица 1
Информация о количестве предоставленных земельных участков в рамках реализации Федерального закона № 119-ФЗ о дальневосточном гектаре по состоянию на 27.09.2021
Основываясь на количестве заявлений, поступивших за пятилетний период существования программы, можно выделить ее основные преимущества и недостатки.
К преимуществам программы можно отнести следующие.
Во-первых, целый гектар земли дают в пользование бесплатно всем зарегистрированным гражданам Российской Федерации (до принятия программы право на бесплатное получение земельного участка в собственность имели многодетные семьи, религиозные организации, граждане, в чьей собственности находились объекты недвижимости, право собственности на которые было зарегистрировано до вступления в силу ЗК РФ [2]. При этом не запрещено объединяться с любым человеком (или несколькими людьми) и получить больший участок для совместного пользования, особенно это выгодно для членов одной семьи;
Во-вторых, чтобы получить участок не требуется переезжать на Дальний Восток или в Арктическую зону для постоянного проживания, достаточно пройти простую процедуру подачи заявления: всё оформляется через интернет, а единственный необходимый документ — паспорт гражданина Российской Федерации.
В-третьих, по истечении пятилетнего срока безвозмездного пользования землей участок оформляется в собственность или в аренду.
Четвертым пунктом служит упрощенный порядок предварительного согласования предоставления земельного участка, т. е. в отличие от Земельного Кодекса, где нужно проводить межевание и кадастровые работы, по программе «Дальневосточный гектар» государство берет на себя процедуру образования земельного участка.
В-пятых, гражданин может без проведения публичных слушаний выбрать любой вид разрешенного использования из условных видов разрешенного использования земельного участка, установленных градостроительным регламентом для определенной территориальной зоны.
Также к ряду преимуществ программы можно отнести меры поддержки освоения «Дальневосточного гектара».
К недостаткам программы «Дальневосточный гектар» относится.
Во-первых, границы участка формируются через интернет, а на деле земля может оказаться не в том состоянии, на которое рассчитывал человек.
Во-вторых, большое количество отказов. Основной причиной отказов стало пересечение выбранных гражданами земельных участков на участки, принадлежащие другим гражданам, границы которых не приведены в соответствие с Земельным кодексом Российской Федерации. При этом часто оказывалось, что на выбранной земле уже стоят дома или хозяйственные постройки. Кроме того, заявители порой выбирали участки в местах общественного пользования — парки, скверы, дороги, что также становилось причиной отказа.
В-третьих, возникают проблемы с обеспечением земельных участков, которые являются смежными и (или) компактно расположенными и находятся в границах населенного пункта или на расстоянии не более двадцати километров от населенного пункта, транспортной и энергетической инфраструктурой, хотя в соответствии с пунктом 24 статьи 8 Федерального закона № 119-ФЗ органы государственной власти, органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие по обустройству территории указанной инфраструктурой [3].
Кроме того, из-за самостоятельного выбора гражданами месторасположения и границ земельных участков, в будущей перспективе сложно представить как государство будет создавать населенные пункты и инфраструктуру, ведь земельные участки накладываются в произвольной форме.
Таким образом, учитывая все преимущества и недостатки программы «Дальневосточный гектар», а также статистические данные по количеству предоставленных земельных участков в безвозмездное пользование, можно прийти к выводу, что программа, действительно пользуется огромным спросом у населения, но смогут ли граждане освоить предоставленные им земельные участки, ведь одним из все-же ключевых критериев для их освоения, является инфраструктура, отсутствие которой приведет к не использованию земельных участков по целевому назначению, ввиду элементарного отсутствия возможности землепользователей привезти на земельные участки строительные материалы для его освоения.
Литература:
- Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.05.2016 № 119-ФЗ (последняя редакция), статья 2;
- Земельный кодекс Российской Федерации, статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно (введена Федеральным законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ);
- Федеральный закон «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 01.05.2016 № 119-ФЗ (последняя редакция), стать 8, пункт 24.