Построение правового государства — одна из ключевых задач нашего времени. Для работоспособности правовых механизмов внутри страны необходимо создать условия для формирование правой культуры граждан еще со школьной скамьи.
Ключевые слова: правовая культура, современное общество, формирование, правовая грамотность, школьники.
Ключевой особенностью современного общества является наличие механизмов правового регулирования. Главным условием реализации и работоспособности данных механизмов является высокий уровень правовой культуры граждан. Для формирования правового государства необходимо, воспитывать и развивать чувство правосознания у юных граждан.
В настоящие время у многих школьников довольно низкий уровень правовой грамотности, что не соответствует требованиям и вызовам современного мира. Для решения этой проблемы необходимо целенаправленное повышение уровня правовой грамотности школьников, что поспособствует формированию социально активной жизненной позиции и поможет занять свое место в современном обществе [2].
Актуальность данной темы заключается в особой важности и роли правовой культуры в социализации личности. В современном обществе правовая культура стала частью всеобщей культуры. В концепции модернизации в качестве главного результата образования рассматривается готовность и способность молодых людей, оканчивающих школу, нести личную ответственность как за собственное благополучие, так и за благополучие общества. Целью образования является формирование правовой культуры и грамотности учащихся, знание и уважение законов своей страны и умение на практике применять полученные знания, уметь отстаивать свои права.
Формирование правовой культура учащихся — это процесс приобщения к социальной правовой среде, который может проходить в самых разных условиях. Процесс формирования правовой культуры строится в соответствии с основными компонентами правовой культуры: интеллектуальным, эмоционально-ценностным и практическим [3].
Формирование правовой культуры школьника — это сложный процесс его приобщения к социально-правовой среде, на который влияют множество разных факторов. Социально-правовое сознание начинает формироваться в подростковом возрасте. Изначальное представление и понимание таких понятий как закон, порядок вначале складывается в семье, а уже затем и в школе.
Правовое воспитание несовершеннолетних играет важную роль в современном обществе. Правильное и своевременное воспитание у подростков правовой культуры, а, следовательно, и морально нравственных ориентиров поможет выработать в ребенке индивидуальность, поможет сформировать твердую гражданскую позицию и будет способствовать его адекватному развитию.
Современная реальность, где сильно распространен правовой нигилизм и правовой инфантилизм, а также наблюдается низкий уровень правовой грамотности и порой неуважительное отношение к закону среди несовершеннолетних, и, как результат, возрастающее число совершаемых правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних, объективно требует возобновления работы по формированию правосознания и правовой культуры подрастающего поколения. Зачастую правовая база школьников ограничивается школьной программой и носит, как правило теоретический характер, вследствие чего вчерашние школьники не способны на практике применять знания, полученные ими в школе [2].
На формирование правовой культуры школьников оказывают влияние самые различные факторы (отношение родителей, позиция учителя в данном вопросе, поведение и поступки сверстников и т. п.). Главную роль на школьном этапе в формировании правового сознания школьников является деятельность учителя в данном вопросе. Задача педагога — наладить цельный и хорошо организованный учебный процесс, который сможет повлиять на сознание школьников и будет способствовать формированию у них правовой культуры и правового сознания. В процессе формирования правовой культуры школьников учитель должен учитывать следующие факторы: знание правовых норм; осознание своего правового статуса и соответствующих ему прав и обязанностей; овладение практическими навыками в сфере права. Стоит понимать и учитывать, что заложенная основа понимания и уважения к закону является основой при формировании личности законопослушного гражданина.
Наличие базы знаний в сфере права у школьников еще не обозначает и на дает гарантии положительного отношения и уважения к закону со стороны учеников. Поэтому основными целями формирования правовой культуры подрастающего поколения являются приобретение ценностных установок, взглядов, убеждений в сфере права, достижение правовой компетентности как способности использования полученных знаний в повседневной жизни, а также уважительного отношения к закону и праву [1].
Процесс формирования правовой культуры школьников может осуществляться в разных формах. Вот пример нескольких из них:
- Обучение на школьных уроках обществознания и права. На этих уроках школьники получают знания о законах и работе правовой системы, учатся применять теоретические знания на практике.
- Обучение во время внеурочной деятельности. На таких занятиях проводится дискуссии, круглые столы, детальный обзор и изучение различных отраслей права.
- Правовое самообразование. Ученики старших классов способны самостоятельно получать информацию с помощью чтения учебной литературы, справочных систем и электронных ресурсов. Ученики старших классов способны самостоятельно осмысливать полученную информацию и вникать в суть правовых явлений.
Формирование правосознания и правовой культуры у школьников, как целенаправленный процесс, ставит перед собой ряд задач:
— Создание у учащихся правовой базы высокого уровня, умения правильно трактовать и понимать законы и правовое акты;
— Создание условий для формирования уважительного отношения к закону, праву и правопорядку;
— Научить школьников применять полученные правовые знания на практике;
Недостаточно просто довести до ребёнка информацию о его правах и обязанностях, правомерном поведении, необходимости уважения общечеловеческих ценностей, прав и свобод других людей. Следует закрепить эти принципы в сознании, чтобы ребёнок мог использовать их в жизни. Надо воспитать внутреннюю потребность личности следовать закону и поступать правильно всегда, вне зависимости от обстоятельств [3].
В современных условиях, при расширении границ индивидуальной свободы и формирования самосознания правовая культура и правосознание не ограничивается только теоретическими и практическими знаниями в правовой сфере. Современная правовая культура помимо теоретических и практических навыков носит в себе также и морально нравственный характер. Стало недостаточно просто знать законы и уметь применять их на практике, необходимо также формировать уважительное отношение к этому закону, доносить до детей мысль о необходимости его соблюдения и уважения к правовой системе в целом.
Для решения данной задачи необходимо организовать правовое обучение и воспитание в стране, начиная со школьного возраста. В России в последнее время уделяется много внимания воспитанию подрастающего поколения на всех уровнях образования. Так, Правительство РФ своим распоряжением от 29 мая 2015 г. утвердило Стратегию развития воспитания в России, действие которой продлится до 2025 г. Она направлена на развитие общественно-государственной системы воспитания, основанной на межрегиональной и межведомственной координации усилий общественных институтов, развитие кадрового потенциала, на обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, на утверждение позитивных моделей поведения в детской среде, формирование правовой и политической культуры учащихся и др.
Современное государство и общество строится на основе законов и правовых норм. Всю свою жизнь человек сталкивается с теми или иными законами или правовыми нормами. Для того, чтобы вчерашний школьник мог нормально жить и социализироваться, он должен обладать достаточным уровнем правовых знаний и уметь приобретать имеющиеся у него знания на практике. Покупка в магазине, заключение различных договоров, взятие кредита или ипотеки, вся современная жизнь связана с правовыми нормами. Задача педагогов, родителей и государства дать детям знания во всех правовых отраслях, чтобы, став самостоятельными гражданами, вчерашние школьники были готовы к вызовам современного времени и общества [1].
Одной из ключевых проблем наших дней является низкий уровень правовой культуры у подростков. Незнание законов или пренебрежительное отношение к ним может привести к тому, что гражданин не сможет защитить свои права или станет жертвой мошенников или даже сам может встать на путь преступлений.
Проблема низкой правой культуры может быть решена при привлечении всех заинтересованных сторон: учителей, родителей, правоохранительных органов. Для достижения результата необходимо установить связи наладить сотрудничество школ с средними профессиональными и высшими учебными заведениями, необходимо наладить работу общественных движений и организаций, занимающихся вопросами правового просвещения молодежи.
Нельзя игнорировать данную проблему или относиться отстраненно к вопросу формирования и развития правового сознания и правовой культуры молодежи, это является главной задачей государства и общественности, и они в свою очередь должны приложить все усилия, чтобы решить данную проблему.
Для построения здорового общества и создания сильного государства необходимы люди с крепкой гражданской позицией, высоко развитым правосознанием и активной гражданской позицией. Одной из ключевых задач при воспитании молодого поколения является формирование высокого уровня правой культуры и способность применять полученные знания в повседневной жизни. Закон играет ключевую роль в жизни государства, на законе и праве строится государства и общество, следовательно, для создания сильного и крепкого государства необходимо дать будущему поколению все необходимые знания для самостоятельной жизни и успешного развития в обществе.
Литература:
- Гавриш Е. М. Правосознание как элемент правовой культуры школьников // Педагогическое образование в России. — 2012. — № 2. — С. 208–210.
- Карнаушенко Л. В. Правовое сознание и правовая культура в условиях социокультурных трансформаций российского общества // Социально- политические науки. — 2015. — № 4. — С.46–49.
- Карпова С. Е., Васильева Е. Н., Кондратьев А. Я., Иванова И. О. Правовая культура современной молодежи: актуальное состояние и пути её повышения // Молодой ученый. — 2018. — № 1. — С. 173–175.