Моделирование потока заявок в вычислительной системе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 17.10.2021

Статья просмотрена: 394 раза

Библиографическое описание:

Лункина, Д. С. Моделирование потока заявок в вычислительной системе / Д. С. Лункина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 11-13. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84708/ (дата обращения: 19.12.2024).



В статье автор исследует понятия и математические модели систем массового обслуживания для обеспечения разработки программного средства моделирования потока заявок.

Ключевые слова: системы массового обслуживания, моделирование потока заявок, разработка программного средства.

Во многих областях человеческой деятельности возникает необходимость моделирования поведения некоторой системы. Решение подобных задач предлагает теория систем массового обслуживания. Теория систем массового обслуживания занимается анализом процессов в системах массового обслуживания, в которых однородные действия (события) повторяются многократно [1, с. 4].

В теории систем массового обслуживания обрабатываемую заявку называют требованием. В общем случае под требованием понимают запрос на удовлетворение некоторой потребности, например, покупка продуктов в магазине.

Средства, обслуживающие требования, называются обслуживающими устройствами или каналами обслуживания. Например, кассир в магазине.

Основной задачей теории массового обслуживания является изучение режима функционирования обслуживающей системы и исследование явлений, возникающих в процессе обслуживания. Также, в теории массового обслуживания возникают задачи оптимизации: каким образом достичь определенного уровня обслуживания (максимального сокращения очереди или потерь требований) при минимальных затратах.

Модели систем массового обслуживания применяются во многих сферах деятельности человека. Поэтому разработка программного средства моделирования потока заявок является актуальной задачей.

Для обеспечения разработки программного средства прежде всего необходим анализ предметной области.

Рассмотрим классификацию систем массового обслуживания. Системы массового обслуживания классифицируются по нескольким признакам [1, с. 13]. Наглядно классификация систем массового обслуживания представлена на рис. 1.

Классификация систем массового обслуживания

Рис. 1. Классификация систем массового обслуживания

По источнику потока заявок системы массового обслуживания делятся на замкнутые и разомкнутые. В замкнутых системах массового обслуживания источник заявок находится непосредственно в системе. Например, обработка деталей на станке. Для разомкнутых систем массового обслуживания заявки источник заявок находится вне самой системы. Например, покупатели в магазине.

По количеству каналов обслуживания системы массового обслуживания делятся на одноканальные и многоканальные. Различие между данными видами систем массового обслуживания в количестве каналов обслуживания. Пример одноканальной системы массового обслуживания — продавец точки продажи прессы. Пример многоканальной системы массового обслуживания — кассиры супермаркета.

По длине очереди системы массового обслуживания делятся на системы с отказами, с ограниченной очередью и с неограниченной очередью.

По времени ожидания системы массового обслуживания делятся на системы с неограниченным временем ожидания и с ограниченным временем ожидания.

Для задания системы массового обслуживания необходимо обозначить характеристики времени обслуживания одной заявки t обсл. и временной интервал поступления заявок t пост . Также для задания систем массового обслуживания могут быть использованы параметры: μ — количество обрабатываемых одним каналом в единицу времени заявок (или интенсивность потока обслуживания) и λ — количество поступающих в единицу времени заявок [1, с. 11].

Рассмотрим существующие показатели эффективности систем массового обслуживания [1, с. 35]:

А − среднее количество заявок, обслуживаемых системой массового обслуживания в единицу времени (или абсолютная пропускная способность);

Q − вероятность обслуживания поступившей заявки (или относительная пропускная способность).

(1)

P отк. − вероятность отказа:

(2)

В ходе работ по реализации программного средства моделирования потока заявок были разработаны алгоритмы для шести видов систем массового обслуживания: одноканальные (с отказами, с ограниченной очередью, с неограниченной очередью) и многоканальные (с отказами, с ограниченной очередью, с неограниченной очередью).

Для программного средства моделирования потока заявок выбраны следующие средства реализации: язык программирования c# и интегрированная среда разработки Microsoft Visual Studio.

Программное средство моделирования потока заявок производит вычисления показателей эффективности системы массового обслуживания по заданным пользователем параметрам, моделирует поток заявок и поток обслуживания в заданном интервале времени, а также рассчитывает оптимальные параметры для эффективной работы заданном системы.

Для тестирования разработанного программного средства был использован пример решения задачи по теории массового обслуживания.

Секретарю директора завода поступает в среднем 1,2 телефонных вызовов в минуту. Средняя продолжительность разговора составляет 2 минуты. Найти основные характеристики СМО и оценить эффективность её работы [с. 16].

Имеем входные данные: ,

.

Аналитическое решение:

Интенсивность потока обслуживания: ,

Абсолютная пропускная способность: ,

Относительная пропускная способность: ,

Вероятность отказа: .

Результат работы программного средства моделирования потока заявок представлен на рис. 4.

Результат работы программного средства с тестовыми входными параметрами

Рис. 4. Результат работы программного средства с тестовыми входными параметрами

Таким образом, тестирование показало работоспособность и корректность программного средства.

Разработанное программное средство может применяться в обучающих целях и для решения конкретных задач, возникающих в различных сферах деятельности человека.

Литература:

  1. Солнышкина, И. В. Теория массового обслуживания: учеб. пособие / И. В. Солнышкина. — Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КиАГТУ», 2015–76 с.
  2. Лаврусь, О. Е. Теория массового обслуживания. Методические указания, учебная программа и задания для контрольных работ № 1, 2 для студентов заочной формы обучения специальности 071900 «Информационные системы в технике и технологиях» / О. Е. Лаврусь, Ф. С. Миронов. — Самара: СамГАПС, 2002–38с.
Основные термины (генерируются автоматически): массовое обслуживание, программное средство моделирования потока заявок, программное средство, система, классификация систем, неограниченная очередь, ограниченная очередь, теория систем, абсолютная пропускная способность, относительная пропускная способность.


Ключевые слова

системы массового обслуживания, моделирование потока заявок, разработка программного средства

Похожие статьи

Моделирование задачи формирования инфологических моделей при создании программных средств поддержки проектирования прикладных автоматизированных систем

Работа посвящена снижению трудоемкости проектирования прикладных автоматизированных систем (ПАС) с использованием программных инструментов для инфологического моделирования задач в рамках методологии автоматизации интеллектуального труда (МАИТ). Инфо...

Разработка бизнес-моделей для оптимизации процессов

В статье автор исследует роль разработки бизнес-моделей для оптимизации процессов, а также основные принципы их проектирования и внедрения.

Концептуальное моделирование задачи формирования алгоритмических структур инфологических моделей предметных задач

Увеличение сложности и объема информационных систем требует высокого качества проектирования и реализации для обеспечения их эффективности. Методология автоматизации интеллектуального труда (МАИТ) предлагает системный подход к этому процессу, начиная...

Актуальность использования виртуальных лабораторных работ для дисциплины «Основы компьютерного моделирования»

Виртуальные лабораторные работы обеспечивают максимальную наглядность, точность соответствия модели реального оборудования для проведения экспериментов. В данной статье рассматриваются важность создания виртуальных лабораторных работ для дисциплины «...

Структурно-процессное моделирование системы контроллинга на предприятии

Цель исследования состоит в разработке модельной конструкции системы контроллинга, состоящей из структурной и процессной частей. В основу исследования положена методология системного анализа. Результатом моделирования явилась разработка структурной и...

Разработка информационной системы корпоративного тестирования сотрудников со встроенным блоком графоаналитического представления результатов

В данной статье автор пытается создать прототип информационной системы тестирования корпоративных работников. Рассматриваются технологии для разработки и отладки информационных систем, а также способы построения архитектуры программного обеспечения.

Методика построения информационно-аналитических систем

В работе рассматривается архитектура современной информационно-аналитической системы с точки зрения технологических процессов. Приводятся рекомендации по реализации этой архитектуры используя OLTP*системы.

Исследование методов автоматического программирования с применением искусственного интеллекта

В статье автор исследует методы применения искусственного интеллекта для разработки инструментов разработки программного обеспечения направлены на создание интеллектуальных систем, способных автоматически анализировать, оптимизировать и документирова...

Использование имитационного подхода для моделирования экспериментов

В данной статье рассматривается один из подходов к моделированию систем различного уровня — имитационное моделирование. Рассматривается суть метода, варианты и области использования, а также рассматривается современное программное обеспечение, позвол...

Исследование и анализ стратегий моделирования спецификаций структур инфологической модели предметной задачи в «ИС 2»

В современном мире, который постоянно развивается, возникает необходимость в постоянном совершенствовании существующих автоматизированных систем (АС) и разработке новых. Методы и программные средства, применяемые при их создании, играют ключевую роль...

Похожие статьи

Моделирование задачи формирования инфологических моделей при создании программных средств поддержки проектирования прикладных автоматизированных систем

Работа посвящена снижению трудоемкости проектирования прикладных автоматизированных систем (ПАС) с использованием программных инструментов для инфологического моделирования задач в рамках методологии автоматизации интеллектуального труда (МАИТ). Инфо...

Разработка бизнес-моделей для оптимизации процессов

В статье автор исследует роль разработки бизнес-моделей для оптимизации процессов, а также основные принципы их проектирования и внедрения.

Концептуальное моделирование задачи формирования алгоритмических структур инфологических моделей предметных задач

Увеличение сложности и объема информационных систем требует высокого качества проектирования и реализации для обеспечения их эффективности. Методология автоматизации интеллектуального труда (МАИТ) предлагает системный подход к этому процессу, начиная...

Актуальность использования виртуальных лабораторных работ для дисциплины «Основы компьютерного моделирования»

Виртуальные лабораторные работы обеспечивают максимальную наглядность, точность соответствия модели реального оборудования для проведения экспериментов. В данной статье рассматриваются важность создания виртуальных лабораторных работ для дисциплины «...

Структурно-процессное моделирование системы контроллинга на предприятии

Цель исследования состоит в разработке модельной конструкции системы контроллинга, состоящей из структурной и процессной частей. В основу исследования положена методология системного анализа. Результатом моделирования явилась разработка структурной и...

Разработка информационной системы корпоративного тестирования сотрудников со встроенным блоком графоаналитического представления результатов

В данной статье автор пытается создать прототип информационной системы тестирования корпоративных работников. Рассматриваются технологии для разработки и отладки информационных систем, а также способы построения архитектуры программного обеспечения.

Методика построения информационно-аналитических систем

В работе рассматривается архитектура современной информационно-аналитической системы с точки зрения технологических процессов. Приводятся рекомендации по реализации этой архитектуры используя OLTP*системы.

Исследование методов автоматического программирования с применением искусственного интеллекта

В статье автор исследует методы применения искусственного интеллекта для разработки инструментов разработки программного обеспечения направлены на создание интеллектуальных систем, способных автоматически анализировать, оптимизировать и документирова...

Использование имитационного подхода для моделирования экспериментов

В данной статье рассматривается один из подходов к моделированию систем различного уровня — имитационное моделирование. Рассматривается суть метода, варианты и области использования, а также рассматривается современное программное обеспечение, позвол...

Исследование и анализ стратегий моделирования спецификаций структур инфологической модели предметной задачи в «ИС 2»

В современном мире, который постоянно развивается, возникает необходимость в постоянном совершенствовании существующих автоматизированных систем (АС) и разработке новых. Методы и программные средства, применяемые при их создании, играют ключевую роль...

Задать вопрос