Научная статья посвящена исследованию и анализу роли финансового контроля как инструмента воздействия государства на деятельность государственных компаний. Автор акцентирует свое внимание на рассмотрении положений, связанных с осуществлением финансового контроля за деятельностью государственных компаний на примере Государственной компании «Автодор». На основе проведенного изучения данных положений формулируется вывод о всесторонности финансового контроля за деятельностью Государственной компании «Автодор». Автор отмечает, что имеющаяся в настоящее время система внутреннего финансового контроля названной компании является в достаточной мере эффективной и обеспечивает соблюдение финансовой дисциплины как самой компании, так и ее дочерними, зависимыми организациями.
Ключевые слова: финансовый контроль, цели и задачи финансового контроля, государственная компания, органы государственного финансового контроля, органы внутри-финансового контроля государственной компании.
Финансовый контроль является одним из основных и важных институтов в финансово-правовой науке. В связи с усложнением финансово-хозяйственных отношений, развитием рыночной экономики, внедрением информационных технологий возрастает значимость и необходимость в осуществлении контроля за все более увеличивающимися в связи с этим финансовыми потоками и средствами. Это в большей степени касается публичных средств используемых государственными, муниципальным образованиями, публичными организациями, так как от рационального и эффективного использования этих средств зависит благополучие, стабильность и уровень жизни людей.
Финансовый контроль это неотъемлемый, значимый элемент финансовой деятельности публично-правовых субъектов (государственных унитарных предприятий, учреждений, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний). По мнению Е. Ю. Грачевой «финансовый контроль — это контроль со стороны уполномоченных государственных органов и организаций за законностью действий в процессе собирания, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов» [3]. В отношении государственной компании как публичной организации имеющие свои денежные фонды контроль осуществляется как за средствами, переданными государством, так и за собственными средствами.
Особенности порядка проведения и виды финансового контроля за деятельностью Государственной компании «Автодор» основывается на ее финансово-правовом статусе. Так как Государственная компания выполняет публичные функции с управлением децентрализованными публичными финансовыми ресурсами, осуществление эффективного финансового контроля за деятельностью компании является очень важным аспектом.
Целью проведения финансового контроля за деятельностью Государственной компании «Автодор» является проверка соответствия законности и рациональности деятельности государственной компании по осуществлению функций образования и использования денежных средств, имущества и иных активов.
Основными задачами при проведении указанного контроля являются:
- контроль за рациональным и целевым использованием имущественных взносов Российской Федерации, предоставленных Государственной компании «Автодор»;
- контроль за законным и целевым использованием предоставленных Государственной компании «Автодор» бюджетных субсидий (средств);
- контроль за образованием и использованием доходов Государственных компании «Автодор» полученных от собственной деятельности, инвестированием временного свободных денежных средств;
- контроль за законным и целевым расходованием финансовых средств фонда Государственной компании «Автодор»;
- контроль за правильным и достоверным ведением бухгалтерского учета и отчетности, консолидируемой финансовой отчётности, а также за правильным и достоверным составлением годовой отчета Государственной компании «Автодор»;
- контроль за законным образованием и рационально-целевым использованием иных финансовых ресурсов и средств;
По субъектам проведения финансового контроля за деятельностью Государственной компании можно выделить общественный контроль, контроль со стороны государства в лице ее органов, внутрихозяйственный контроль Государственной компании, независимый аудит.
Важную и основную часть финансового контроля занимает государственный финансовый контроль.
Государственный финансовый контроль подразделяется на:
— внешний государственный финансовый контроль (аудит), который проводится Счетной Палатой РФ;
— внутренний государственный финансовый контроль, проводимый Федеральным казначейством, органом государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (органами местных администраций).
Вместе с этим сама Государственная компания осуществляет внутри себя финансовый контроль за своей деятельностью, которая представляет собой сложную разветвлённую систему органов финансового контроля.
Контроль проводится:
1) Органами управления Государственной компании;
2) Ревизионной комиссией Государственной компании;
3) Подразделением Внутреннего аудита Государственной компании;
4) Бухгалтерией (в части составления отчётности)
5) Иными структурными подразделениями Государственной компании.
В общем плане контроль внутри Государственной компании «Автодор» осуществляется за средствами, переданными из бюджетов бюджетной системы, средствами, переданными для осуществления деятельности по доверительному управлению имуществом, средствами, полученными от своей деятельности, составлением отчёта, программ, бухгалтерской (финансовой) отчётности и т.д., фондом Государственной компании и другими финансами и средствами.
Государственная компания является организацией, для которой законодательством установлено обязательное проведение независимого аудита. Аудит проводится только аудиторской организацией, индивидуальные аудиторы не вправе осуществлять аудит в отношении Государственной компании (ст.18 Федеральный закон N 145-ФЗ), это в первую очередь связано с большим объемом, сложностью финансовой, бухгалтерской отчётности, которая требует масштабной проверки высокопрофессиональными специалистами. Аудит может быть обязательным, ежегодным и внеочередным, который может быть проведён по решению Наблюдательного совета компании и заключается в проверке бухгалтерской(финансовой), консолидируемой отчётности.
Делая вывод из вышеперечисленного, можно говорить о том, что в связи с особенным финансово-правовым статусом Государственной компании «Автодор», спецификой ее деятельности, управлением большими финансовыми средствами роль финансового контроля имеет немаловажное значение. Данная важная роль реализуется:
в наличии широкой системы органов финансового контроля как государственных (Счетная Палата РФ, органы внутреннего государственного контроля и т.д), так и внутрилокальных(органы управления компании, ревизионная комиссия, подразделение внутреннего аудита и т.д.)
в обязанности проведения обязательного аудита независимой аудиторской организацией;
в наличии высоких стандартов проведения финансового контроля, проведения аудита.
Литература:
- ВинницкийА. В. Организационно-правовая форма государственных компаний: недостатки регулирования и перспективы реформирования // Современное право. 2010. №?.С. 70–75
- Винницкий А. В. О необходимости законодательного закрепления института юридических лиц публичного права // Журнал российского права. 2011. No 5. С. 81
- Грачёва Е. Ю. Государственный финансовый контроль как важнейший инструмент обеспечения публичных интересов в условиях рынка // Вестник университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).2014.