На сегодняшний день наблюдается снижение интереса к изучению литературы среди учащихся средних школ. Это связано с рядом факторов. Помимо очевидной лени со стороны учащихся и учителей, также наблюдается переход от развлекательного чтения к электронному чату в целом. В статье рассматривается ценность литературы как школьного предмета и рекомендуются современные методы, которые, на наш взгляд, будут способствовать повышению интереса преподавания и изучения литературы в школе.
Ключевые слова: инновации, интерактивное обучение, интерактивные преподавание литературы, художественное произведение, методы и подходы, информационное пространство.
Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.
На сегодняшний день наблюдается снижение интереса к изучению литературы среди учащихся средних школ. Это связано с рядом факторов. Помимо очевидной лени со стороны учащихся и учителей, также наблюдается переход от развлекательного чтения к электронному чату в целом. В статье рассматривается ценность литературы как школьного предмета и рекомендуются современные методы, которые, на наш взгляд, будут способствовать повышению интереса преподавания и изучения литературы в школе [2].
Литература — это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии. Задачи и цели литературного образования в школе — это интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны [2]. В совершенствуемых государственном стандарте и учебной программе по русскому языку и литературе большое внимание уделяется усилению межпредметных связей в преподавании русского языка и литературы. Нужно пояснить, что только интенсивные методы обучения и использование уже имеющихся у учащихся знаний по другим предметам позволят сформировать коммуникативные компетенции учащихся, повысить их грамотность, уровень владения русским языком и интерес к изучению литературы [3].
Литература как предмет:
— Знакомит с величайшими умами, личностями и великими учителями всех возрастов мира.
— Направлен на то, чтобы помочь понять себя, а также других.
— Предоставляет возможность для развития сенсорных, эмоциональных, социальных, интеллектуальных и религиозных чувств или способностей.
— Тренирует ум и обучает ребенка самостоятельной работе и непредвзятым суждениям, то есть анализу и критике.
— Помогает управлять разумными объектами. Фактически, это знакомит человека со здоровыми человеческими ценностями и взглядами, характером и поведением, а также позволяет понять сложную природу человека
— Помогает в анализе, интерпретации и работе с миром реальности.
— Помогает в приобретении и укреплении языковых навыков.
— Расширяет культурные потребности и кругозор ребенка.
— Раскрывает ребенку красоту и возможности языка (то есть эстетическую ценность литературы).
— Поощряет попытки творческого письма, основанного на понимании творческих процессов, а также на признании принципа творчества.
На самом деле природа литературы делает ее настолько бесплодной, что, она предлагает обширный резервуар человеческого опыта и суждений об опыте, развитие воображения, вход в человеческие ситуации, которые в противном случае могли бы выйти за рамки нашего кругозора [1].
Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра.
Это подразумевает, что, хотя другие предметы способствуют созданию целостного человека, литература обладает уникальной эффективностью в раскрытии ума и освещении его; также очищения ума от предрассудков и полученных идей, и оставляет его свободным и активным. Таким образом, литература по своей природе формирует личность ребенка более эффективно, чем другие предметы.
В Республике Узбекистан литература является обязательным предметом в общеобразовательной программе старших классов средней школы, а также в университетах и колледжах, особенно для тех студентов, которые специализируются на языковых и литературных курсах. Литература предлагает студентам другие навыки, такие как чтение, письмо и устная речь. Преподавание литературы не только связано с обучением студентов тому, как выполнять литературную интерпретацию и анализ, но также помогает студентам развивать чувствительность, самосознание и более глубокое понимание мира и других людей.
Учебная литература может стать мотивирующей и интересной, если учитель применяет соответствующие стратегии обучения в классе. Очень часто учителя либо читают лекции, либо используют методы вопросов и ответов или декламации. Повторение часто неуместно, потому что вопрос остается на уровне «кто-что-когда-где», но вряд ли «когда и почему» [3].
Так, задача учителя — воспитывать и повышать интеллект учащихся. При традиционном подходе к преподаванию литературы учитель сосредотачивается только на лингвистической компетенции, такой как чтение, напоминание и декламация литературных произведений.
Возвращаясь к навыкам понимания литературы, учителя узнают, как они могут развить грамотность своих учеников. Такая информация также предоставит меры о том, как улучшить их учение, в частности, используя инновационные учебные задания в их литературных классах. Фактически, что большинство профессоров литературы в университетах используют метод лекций. Следовательно, многие студенты университетов полагаются только на критические замечания профессоров, а не на чтение подлинного художественного текста. В результате изучение литературы становится неинтересным.
Таким образом, учитывая многочисленные цели, которые ставит перед учащимися изучение литературы, учителям не следует ослаблять интерес учащихся, применяя подходы и методы, которые не вызывают затруднений для учащихся. Также, выбирая текст из списка, учитель, насколько это зависит от него, должен учитывать все качества текста, а также интерес учащихся. Не следует забывать и о том, что учителя должны преподавать литературу, используя соответствующие литературные термины, и обеспечивать, чтобы учащиеся могли идентифицировать их в своей последующей деятельности по чтению.
Литература:
- Аладьина А. А. Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности. — Т., 2003.
- Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
- Габдулхаков Ф. А. Очерки. Методика обучения русскому языку. — Наманган, 2013.