Инновации в изучении литературы в школах Узбекистана на современном этапе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 22.10.2021

Статья просмотрена: 316 раз

Библиографическое описание:

Ходжаева, Н. Т. Инновации в изучении литературы в школах Узбекистана на современном этапе / Н. Т. Ходжаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 294-296. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84728/ (дата обращения: 15.11.2024).



На сегодняшний день наблюдается снижение интереса к изучению литературы среди учащихся средних школ. Это связано с рядом факторов. Помимо очевидной лени со стороны учащихся и учителей, также наблюдается переход от развлекательного чтения к электронному чату в целом. В статье рассматривается ценность литературы как школьного предмета и рекомендуются современные методы, которые, на наш взгляд, будут способствовать повышению интереса преподавания и изучения литературы в школе.

Ключевые слова: инновации, интерактивное обучение, интерактивные преподавание литературы, художественное произведение, методы и подходы, информационное пространство.

Использование широкого спектра педагогических технологий дает возможность педагогическому коллективу продуктивно использовать учебное время и добиваться высоких результатов обученности учащихся. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения.

На сегодняшний день наблюдается снижение интереса к изучению литературы среди учащихся средних школ. Это связано с рядом факторов. Помимо очевидной лени со стороны учащихся и учителей, также наблюдается переход от развлекательного чтения к электронному чату в целом. В статье рассматривается ценность литературы как школьного предмета и рекомендуются современные методы, которые, на наш взгляд, будут способствовать повышению интереса преподавания и изучения литературы в школе [2].

Литература — это культурно-исторический феномен, несущий существенный объем знаний по истории, психологии, философии, религии, этнографии. Задачи и цели литературного образования в школе — это интеллектуальное и эмоциональное развитие личности, воспитание гражданина своей страны [2]. В совершенствуемых государственном стандарте и учебной программе по русскому языку и литературе большое внимание уделяется усилению межпредметных связей в преподавании русского языка и литературы. Нужно пояснить, что только интенсивные методы обучения и использование уже имеющихся у учащихся знаний по другим предметам позволят сформировать коммуникативные компетенции учащихся, повысить их грамотность, уровень владения русским языком и интерес к изучению литературы [3].

Литература как предмет:

— Знакомит с величайшими умами, личностями и великими учителями всех возрастов мира.

— Направлен на то, чтобы помочь понять себя, а также других.

— Предоставляет возможность для развития сенсорных, эмоциональных, социальных, интеллектуальных и религиозных чувств или способностей.

— Тренирует ум и обучает ребенка самостоятельной работе и непредвзятым суждениям, то есть анализу и критике.

— Помогает управлять разумными объектами. Фактически, это знакомит человека со здоровыми человеческими ценностями и взглядами, характером и поведением, а также позволяет понять сложную природу человека

— Помогает в анализе, интерпретации и работе с миром реальности.

— Помогает в приобретении и укреплении языковых навыков.

— Расширяет культурные потребности и кругозор ребенка.

— Раскрывает ребенку красоту и возможности языка (то есть эстетическую ценность литературы).

— Поощряет попытки творческого письма, основанного на понимании творческих процессов, а также на признании принципа творчества.

На самом деле природа литературы делает ее настолько бесплодной, что, она предлагает обширный резервуар человеческого опыта и суждений об опыте, развитие воображения, вход в человеческие ситуации, которые в противном случае могли бы выйти за рамки нашего кругозора [1].

Концепция и технология интерактивного обучения основаны на явлении интеракции (от англ. interaction — взаимодействие, воздействие друг на друга). В процессе обучения происходит межличностное познавательное общение и взаимодействие всех его субъектов. Развитие индивидуальности каждого школьника и воспитание его личности происходит в ситуациях общения и взаимодействия людей друг с другом. Адекватной, с точки зрения сторонников этой концепции, и наиболее часто применяемой моделью таких ситуаций является учебная игра.

Это подразумевает, что, хотя другие предметы способствуют созданию целостного человека, литература обладает уникальной эффективностью в раскрытии ума и освещении его; также очищения ума от предрассудков и полученных идей, и оставляет его свободным и активным. Таким образом, литература по своей природе формирует личность ребенка более эффективно, чем другие предметы.

В Республике Узбекистан литература является обязательным предметом в общеобразовательной программе старших классов средней школы, а также в университетах и колледжах, особенно для тех студентов, которые специализируются на языковых и литературных курсах. Литература предлагает студентам другие навыки, такие как чтение, письмо и устная речь. Преподавание литературы не только связано с обучением студентов тому, как выполнять литературную интерпретацию и анализ, но также помогает студентам развивать чувствительность, самосознание и более глубокое понимание мира и других людей.

Учебная литература может стать мотивирующей и интересной, если учитель применяет соответствующие стратегии обучения в классе. Очень часто учителя либо читают лекции, либо используют методы вопросов и ответов или декламации. Повторение часто неуместно, потому что вопрос остается на уровне «кто-что-когда-где», но вряд ли «когда и почему» [3].

Так, задача учителя — воспитывать и повышать интеллект учащихся. При традиционном подходе к преподаванию литературы учитель сосредотачивается только на лингвистической компетенции, такой как чтение, напоминание и декламация литературных произведений.

Возвращаясь к навыкам понимания литературы, учителя узнают, как они могут развить грамотность своих учеников. Такая информация также предоставит меры о том, как улучшить их учение, в частности, используя инновационные учебные задания в их литературных классах. Фактически, что большинство профессоров литературы в университетах используют метод лекций. Следовательно, многие студенты университетов полагаются только на критические замечания профессоров, а не на чтение подлинного художественного текста. В результате изучение литературы становится неинтересным.

Таким образом, учитывая многочисленные цели, которые ставит перед учащимися изучение литературы, учителям не следует ослаблять интерес учащихся, применяя подходы и методы, которые не вызывают затруднений для учащихся. Также, выбирая текст из списка, учитель, насколько это зависит от него, должен учитывать все качества текста, а также интерес учащихся. Не следует забывать и о том, что учителя должны преподавать литературу, используя соответствующие литературные термины, и обеспечивать, чтобы учащиеся могли идентифицировать их в своей последующей деятельности по чтению.

Литература:

  1. Аладьина А. А. Роль интерактивных методов обучения в формировании креативной личности. — Т., 2003.
  2. Беспалько В. П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. — М., 1995.
  3. Габдулхаков Ф. А. Очерки. Методика обучения русскому языку. — Наманган, 2013.
Основные термины (генерируются автоматически): изучение литературы, литература, преподавание литературы, русский язык, учитель, интерактивное обучение, очевидная лень, развлекательное чтение, школьный предмет, электронный чат.


Похожие статьи

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Дистанционное обучение как образовательная система XXI века: недостатки и достоинства, перспективы и возможности

Автор рассматривает условия внезапного перехода с традиционной формы обучения на дистанционное. Дистанционное обучение предполагает, что практически весь учебный материал осваивается учеником самостоятельно. В статье автор показывает положительные и ...

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Использование иллюстраций на уроках истории

В статье рассматривается роль и значение использования иллюстраций на уроках истории как средства повышения эффективности обучения и развития критического мышления у учащихся. Основываясь на теоретических исследованиях и практическом опыте, авторы де...

Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ

Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы

В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...

Новые педагогические подходы к изучениям иностранного языка

В статье рассмотрены некоторые педагогические подходы интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагают...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Похожие статьи

Внедрение образовательных трендов в процесс обучения географии на этапе старшей школы

Статья посвящена проблеме поиска перспективных методов и технологий в преподавание школьного курса географии в старших классах. В статье выделяется актуальность формирования информационной географической мобильности обучающихся старших классов. Опред...

Дистанционное обучение как образовательная система XXI века: недостатки и достоинства, перспективы и возможности

Автор рассматривает условия внезапного перехода с традиционной формы обучения на дистанционное. Дистанционное обучение предполагает, что практически весь учебный материал осваивается учеником самостоятельно. В статье автор показывает положительные и ...

Применение различных стилей обучения на уроках географии

Статья посвящена изучению влияния различных стилей обучения на уроках географии. В материале рассматривается как различные стили обучения могут оказывать влияние на образовательный процесс, взаимодействие педагога с учениками и усвоение предметного м...

Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения в школе

В соответствии с конструктивной точкой зрения, обучение должно активно вовлекать учащихся в образовательный процесс через участие в реальных ситуациях из жизни. Игры интеллектуального сотрудничества могут быть востребованы на старшей ступени обучения...

Использование иллюстраций на уроках истории

В статье рассматривается роль и значение использования иллюстраций на уроках истории как средства повышения эффективности обучения и развития критического мышления у учащихся. Основываясь на теоретических исследованиях и практическом опыте, авторы де...

Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ

Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...

Духовно-нравственное воспитание студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы

В данной статье затронута проблема духовно-нравственного воспитания студентов педагогического колледжа посредством преподавания литературы. Автор описывает опыт работы по решению одной из актуальнейших проблем в преподавании литературы — нежелание чт...

Использование материалов искусства на уроке английского языка в старших классах средней школы

В данной статье рассмотрены проблемы использования материалов искусства на уроках иностранного языка в старших классах средней школы. Для поддержания плодотворной и эффективной деятельности учащихся, удачно применение нетрадиционных форм проведения з...

Новые педагогические подходы к изучениям иностранного языка

В статье рассмотрены некоторые педагогические подходы интерактивной модели обучения и различные аспекты методики, применяемые на уроках английского языка. Для эффективного усвоения и активизации лексики и для поддержания целостности группы предлагают...

Проект по сенсорному развитию «Познаем мир, играя»

В статье «Познаем мир, играя» рассказано о разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры детей раннего возраста. Целью является обеспечивать накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине ...

Задать вопрос