Статья посвящена проблемам ограничения конституционных прав и свобод граждан, возможности ограничения прав и свобод в силу необходимости охраны и защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ключевые слова: права, свобода, ограничение, государство, публичное право, конституционная норма.
Современные процессы отечественных демократических реформ, направленные на обновление национальной правовой системы, создание условий для эффективного решения проблем конституционных прав и свобод человека и гражданина, усиливают внимание к вопросам определения объема оснований необходимых ограничений гарантированных правомочий. Речь идет о выяснении особенностей конституционно-правовых ограничений прав и свобод человека и гражданина сквозь призму международно-правовых требований в целях наполнения этого понятия новым содержанием.
Как подчеркивает известный юрист С. П. Головатый, появилась потребность в тщательном переосмыслении юридической регламентации прав человека в отечественном основополагающем акте, прежде всего в контексте выводов и рекомендаций венецианской комиссии Совета Европы (официально — Европейской комиссии за демократию через право) по тексту Конституции Российской Федерации., В том числе относительно возможных ограничений основных прав, не учтенных по сей день.
Актуальность уточнения конституционных основ допустимых ограничений государством, его органами в осуществлении прав и свобод признают и другие ученые-юристы [5, с. 67].
На конституционном уровне закреплено, что основные права и свободы человека могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо федеральным законом, требованиями общественной и государственной безопасности, интересами сохранения и поддержания государственного и конституционного устройства. Таким образом, права человека являются не правовым абсолютном, а могут быть ограничены в рамках закона, причем ограничению подвергаются не только конституционные права, но и иные, в частности, субъективные гражданские права и свободы — право собственности, иные вещные права и свободы.
Несмотря на то, что в соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, и признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства, ограничение прав и свобод человека допускается в силу защиты и охраны публичных интересов государства и общества, являющихся общепризнанными.
Состав ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указывает на возможность ограничения прав и свобод гражданина в силу необходимости охраны и защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства [6, с. 167].
Это указывает на публичные ограничения прав, допускаемые в конституционно значимых интересах настоящей нормы, а также частные ограничения и самоограничения прав в пределах личного усмотрения в рамках соблюдения ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, когда права и свободы одного субъекта ограничены правами и свободами другого субъекта в силу органичности и однородности общественно охраняемого интереса и публичного права.
Это указывает на публичные ограничения прав, допускаемые в конституционно значимых интересах настоящей нормы, а также частные ограничения и самоограничения прав в пределах личного усмотрения в рамках соблюдения ч.3 ст.17 Конституции РФ, когда права и свободы одного субъекта ограничены правами и свободами другого субъекта в силу органичности и однородности общественно охраняемого интереса и публичного права.
То есть, возможно, и допустимо ограничение прав и свобод человека и гражданина не только в силу публично охраняемых интересов государства и общества, но и в силу недопустимости ограничения и нарушения прав и свобод другого индивидуума превышением субъективного распоряжения своим субъективным правом.
Вместе с тем нельзя не сказать о том, что публичное право не может являться всеобщим ограничителем частного субъективного права, а также конституционного права личности, иначе такие права попросту утратят свою ценность, а право публичное будет возведено в абсолют. «Государство задает праву границы», — так считает А. С. Палазян [7, с. 195], и в этом нельзя с ним не согласиться, поскольку административный аппарат государства определяет границы реализации властных полномочий аппарата государственного управления путем публичного права.
Конституционный Суд РФ полагает, что основы ограничения прав и свобод человека и гражданина, определенные Конституцией РФ, являются законодательными источниками этих ограничительных мер, которые вводятся в действие федеральными законами в строгом соответствии с конституционными положениями.
Таким образом, обеспечивается соблюдение прав и свобод человека и гражданина на основах демократизма, в тех пределах, которые конкретно установлены основным законом страны.
Те ограничения прав, которые определены в качестве возможных Конституцией Российской Федерации, должны реализовываться в жизни одинаковым образом. То есть, исходя из того, что конституционные нормы достаточно обобщенно раскрыли сущность ограничительных мер, возникают противоречия, когда различные органы трактуют их понимание субъективно.
Понимание конституционных норм в едином общем порядке необходимо, так как это обеспечит равенство прав различных категорий граждан, судебная практика будет складываться прецедентно и единообразно, а между государственными органами не будут возникать недопонимания.
Литература:
- Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. 25 дек. — № 273.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, введен в действие с 1 января 1997 г. с изм. и доп. от 15 сент. 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25.
- Рабинович, П. М. Конституционные гарантии прав человека и гражданина: направления совершенствования/ П. М. Рабинович.- Вестник Конституционного Суда РФ,.2011.- № 1.- С. 68–75.
- Василевич Г. А., Остапович И. Ю., Калинина Е. Г. Пандемия коронавируса как основание ограничения прав и свобод человека // Правоприменение. — 2021. — № 5. — С. 62–76.
- Лапаева, В. В. Проблема ограничений прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) / В. В. Лапаева, 2005. — С. 13.