Психологические факторы, влияющие на профессиональную самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бартенева, Д. А. Психологические факторы, влияющие на профессиональную самореализацию воспитателя дошкольного образовательного учреждения / Д. А. Бартенева, О. И. Гончарова, О. Н. Тихоновская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 239-241. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84732/ (дата обращения: 17.10.2024).



В современных социокультурных условиях жизнедеятельности общества значительно возрос интерес к компетентности личности в целом, к ее успешному проявлению, в частности воспитателями, в ситуациях профессионально- педагогической, воспитательной деятельности. Это обусловлено не только значительными изменениями в политической, экономической, культурной сферах общества, но и выросшими требованиями к профессионально‒ личностным качествам педагога-воспитателя.

Поэтому сегодня актуальной выступает научно- практическая проблема формирования, совершенствования профессиональной самореализации воспитателей ДОУ, и, соответственно, отмечается активный поиск, как психологических закономерностей, алгоритмов, так и факторов и условий продуктивности данного процесса.

В рамках системного подхода развитие мы рассматриваем как «движение» критериев компетентности, как возникновение, формирование, преобразование новых качеств и свойств у воспитателя. Развитие профессионализма и такой составляющей, как коммуникация, указывает на многообразие источников и движущих сил изучаемого процесса.

Рассматривая профессиональную компетентность как уровень владения воспитателем знаниями и умениями организации эффективного взаимодействия с детьми, коллегами и опирающийся на гуманные ценности, потребности, необходимо представить более целостно те факторы, которые способны влиять на успешность ее развития. Речь может идти, как о положительных, так и негативных параметрах такого влияния.

В теоретических и прикладных психолого-акмеологических исследованиях при анализе категории «факторы» принято подчеркивать их преимущественно субъективный характер. [1]

Мощными психологическими факторами ученые-психологи считают индивидуальные предпосылки меры эффективности профессиональной деятельности специалиста — мотивация личности, ее направленность, компетентность. Не остается без внимания специфика организации профессионально- педагогической среды, качество менеджмента, профессионализм сотрудников и заведующего ДОУ. [2]

Научные предпосылки изучения проблемы психологических факторов достижения и совершенствования профессионализма воспитателя ДОУ мы видим в теориях психического развития личности. Отметим, что в данных теориях делаются акценты на различных факторах — либо на внутренних причинах психического развития, либо на внешних факторах (Л. С. Выготский, А. Маслоу, К. Роджерс и др.).

При этом абсолютизация роли отдельных факторов развития ограничивает возможности науки и практики в подтверждении многоплановости личностного-профессионального роста, в том числе совершенствования коммуникативной компетентности воспитателя, в важности учета психологических факторов изучаемого процесса.

Анализ научной литературы позволил выделить ряд факторов, влияющих в той или иной степени на развитие коммуникативной компетентности воспитателя ДОУ, среди которых:

— социальная ситуация (само)развития воспитателя (параметры формирования его личности, образование);

— индивидуально-психологические характеристики личности воспитателя (пол, возраст, свойства личности, уровень развития личностного, психологического и профессионального здоровья, коммуникация);

— социально-экономическая ситуация, в которой проходит воспитательная деятельность и ее динамические параметры — менталитет, нормы и ценности общества; [1]

— особенности и функции воспитательной деятельности;

— корпоративная культура образовательной организации (А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Л. С. Стенникова, Е. Н. Филоненко и др.). [3]

Выявленные и описанные в эмпирических авторами психологические факторы возникновения, функционирования, преобразования какого-либо целостного образования, явились основанием более дифференцированного подхода к решению проблемы нашего исследования и обратить внимание на особенностях факторов, способных содействовать и обеспечить возможность перехода воспитателя на новую ступень профессиональной самореализации и личностного роста в целом.

Таким образом, логично сам процесс развития профессионального развития воспитателя рассматривать в качестве фактора личностного и профессионального роста, самореализации.

Анализ параметров воспитательно- образовательной деятельности воспитателя, учет ее специальных условий дали возможность предварительно выделить ряд показателей — мобильность, способность к антиципации, рефлексивность, субъектность, толерантность, самоконтроль и причиной, движущей силой, источником развития его самореализации, обеспечивающей конструктивные взаимоотношения в межличностном общении и эффективность профессиональной деятельности . [4]

Рассмотрим подробнее компонентный состав каждого фактора.

В первый фактор «общительность» со значимой весовой нагрузкой вошли такие компоненты, как «направленность на людей», «взаимопонимание», «контактность» и др. Характерно, что факторный анализ указывает на важность способности воспитателя быть ориентированным на людей, гуманно относиться к ним; проявлять понимание, устанавливать конструктивные отношения с детьми, коллегами, администрацией.

Второй фактор «гибкость» характеризуется следующими психологическими особенностями: «мобильность, подвижность», «способность переключаться на другую деятельность», «умение приспосабливаться к ситуациям» и др.

Отмеченный фактор указывает на важность конструктивного и продуктивного межличностного диалога. Гибкость, выступает мощным фактором общения и неотделим от исполнения управленческих и организационных решений воспитателя и влияет на их результативность и продуктивность.

Третий фактор «самоконтроль» объединяет следующие психологические характеристики личности: «сознательную регуляцию поведения», «наличие эталона и возможности получения сведений о контролируемых действиях и состояниях», а также «регуляцию собственного поведения и др. [4]

Представление о данном факторе важно в связи с тем, что самоконтроль, по сути, выступает способностью воспитателя успешно достигать цели деятельности в сложной эмоциональной обстановке. Здесь поможет владение воспитателем механизмами психологической устойчивости.

«Взаимоотношения» как фактор, влияющий на развитие коммуникативной компетентности воспитателя, содержал такие особенности проявления: «принятие ответственности за свои действия», «конструктивное взаимодействие», «способность не ущемлять чужих интересов» и др. Отмеченные компоненты интерпретировались в исследовании как уверенность, инициативность, настойчивость и самостоятельность воспитателя в достижении конфликтологической компетентности; как его способность уверенно решать многочисленные воспитательно‒образовательные задачи без ущерба для коллег, детей.

Последний пятый фактор — это «толерантность» воспитателя. Он оказывал влияние на развитие коммуникативной компетентности воспитателя за счет его способности «переносить влияние неблагоприятных факторов», «терпимость к различным мнениям», «способность к конструктивным отношениям с коллегами, родителями детей» и др.

Подчеркнем, что данный фактор не только обусловливает, но и стимулирует стремление к конструктивному взаимодействию с коллегами, администрацией, т. е. непосредственно влияет на процесс развития конфликтологической компетентности воспитателя.

Как видно, эмпирически выявленные психологические факторы развития коммуникативной компетентности воспитателя тесно взаимосвязаны и взаимодействуют между собой. Их структура подвижна и в значительной степени обусловлена индивидуально‒психологическими особенностями личности каждого воспитателя, его коммуникативными умениями и спецификой профессионально‒воспитательной деятельности.

Таким образом, выделенные психологические факторы — общительность, гибкость, самоконтроль, взаимоотношения, толерантность в совокупности определяли уровень развития конфликтологической компетентности воспитателя и активно учитывались и совершенствовались в ходе экспериментальной работы.

Литература:

  1. Абдалина Л. В. Развитие профессионализма педагога: от теории к практике: монография. М.: Изд-во РГСУ, 2008.
  2. Деркач А. А. Акмеологические основы развития профессионала. М.: Изд-во Моск. Психолого-социального ин-та; Воронеж, 2004.
  3. Филоненко Е. Н. Проблема развития профессиональной компетентности воспитателя ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО // Стратегические направления развития образования в Оренбургской области: Научно-практическая конференция с международным участием. 2017.
  4. Попова Т. А. Карта профессионального развития педагога // «Традиции и инновации в педагогическом образовании»: Сборник научных трудов III Международного круглого стола. 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): коммуникативная компетентность воспитателя, воспитательная деятельность, коллега, компетентность воспитателя, развитие, способность, уровень развития.


Похожие статьи

Планирование совместной деятельности педагога с родителями по формированию личностных качеств ребёнка

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Психологические аспекты исследования факторов карьерной успешности руководителя образовательного учреждения

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения

Социальная ответственность руководителя современного образовательного комплекса как фактор, влияющий на психологический климат коллектива

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Похожие статьи

Планирование совместной деятельности педагога с родителями по формированию личностных качеств ребёнка

Влияние учебно-воспитательной среды на сохранение и развитие творческой деятельности школьника

Влияние детско-родительских отношений на уровень сформированности нравственных представлений у детей дошкольного возраста

Роль профессиональной компетентности педагога дошкольного образования в работе с детьми

Психологические аспекты исследования факторов карьерной успешности руководителя образовательного учреждения

Теоретико-практические условия развития правовой компетенции руководителя общеобразовательного учреждения

Социальная ответственность руководителя современного образовательного комплекса как фактор, влияющий на психологический климат коллектива

Особенности развития коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста

Влияние проектной деятельности на повышение познавательного интереса младших школьников

Влияние личностных качеств педагога на формирование детской одаренной личности

Задать вопрос