Статья посвящена проблемам раелизации прав на жилище, его доступности, а также правовой природе права на жилье.
Ключевые слова: права, свобода, ограничение, государство, публичное право, конституционная норма, жилище.
Статья 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций в 1948 году, называет жилище одной из основных гарантий достойного уровня жизни, важного для ощущения благосостояния семьи, без которого невозможно поддержание здоровья любого человека и его близких. Поэтому право на жилище — это, пожалуй, одно из самых важных для каждого члена общества прав и вполне естественно, что его безусловное соблюдение должно быть закреплено в Основном законе, а, следовательно, гарантировано государством как конституционно обеспеченное право.
Конституционно гарантированному праву на жилище (ст. 40 Конституции РФ) соответствует обязанность государственных и муниципальных органов по предоставлению жилых помещений, прежде всего малообеспеченным гражданам в соответствии с установленными нормами жилищного законодательства субъектов РФ. Однако среднее время ожидания предоставления им жилых помещений составляет 15–20 лет.
Прежде всего, государство определяет направление жилищной политики в русле качественного развития основных социальных условий жизнеобеспечения населения. При рассмотрении стратегии развития России до 2020 г. на заседании Государственного совета в феврале 2008 г.
Стоит отметить, что на практике реализация права каждого на жилище, безусловно связана с возможностями государства, в том числе экономической, а также от политической и правовой ситуацией в стране. Речь должна идти о достижении разумного баланса между возможностями государства и объемами реализации социальных прав граждан, в том числе и конституционного права граждан на жилище, а граждане вправе рассчитывать на помощь со стороны государства, создающего благоприятные условия для реализации различных слоев населения этого права [5, с. 65].
К гарантиям реализации права на обладание жилым помещением можно также отнести и право на получение различных льгот и субсидий, связанных с его содержанием [6, с. 114].
Таким образом, исходя из проведенного анализа, считаем верным дать следующее определение жилищной политики и обозначить ее существенные признаки. В частности, предлагаем под жилищной политикой понимать деятельность органов власти, направленная посредством установления современных целей, определения задач, принципов, разработки программ, инструментов, методов на обеспечение реализации конституционного права всех граждан на жилище, отвечающее различным потребностям и возможностям, а также — законодательно установленным требованиям.
Некоторые авторы [7, с. 23] считают нормы шестого раздела ЖК РФ о товариществах собственников жилья противоречащими статье 291 ГК РФ, поскольку в последней сделана отсылка к специальному закону о товариществах собственников жилья, который, в свою очередь.после принятия предположительно должен входить в состав гражданского законодательства, однако нам представляется, что в упомянутой статье ГК РФ как раз и имеются в виду нормы Жилищного кодекса о товариществах собственников жилья, поэтому явного противоречия и здесь мы не находим.
Еще одним казусом, часто называемым в научной литературе противоречием, является установленный ч. 5 ст. 161 ЖК РФ обязательный для собственников жилых помещений порядок заключения договора управления многоквартирным домом с той управляющей организацией, которая была выбрана органом местного самоуправления по итогам открытого конкурса, которым предусмотрено, что договор в таком случае заключается в соответствии со статьей 445 ГК РФ. При этом согласно указанной статьи обязательное заключение договора предусмотрено только для одной стороны, тогда как вторая свободна в этом отношении. В вышеприведенном случае, установленном Жилищным кодексом, заключение договора является обязательным для обеих сторон.
Примером несогласования сфер влияния и содержания норм Жилищного и Гражданского кодексов являются основания прекращения права собственности на жилое помещение.
Так, статья 234 ГК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований прекращения права собственности. Однако, при анализе статьи 29 Жилищного кодекса выявляется еще одно дополнительное основание отчуждения права собственности, а именно этим предусматривается ответственность за самовольное переустройство и перепланировку жилого помещения, которое производилось без должного согласования и повлекшее угрозу жизни и здоровья, а также нарушение иных прав граждан.
В данном случае выход можно найти в статье 293 ГК РФ «Прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение» и ссылаться на нее при разрешении споров В соответствии с ней прекращение права собственности наступает если собственник, нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение. Таким образом можно использовать бесхозное содержание как основание для прекращения права собственности при несогласованной перепланировке нарушающей права и законные интересы граждан, а также влекущей угрозу жизни и здоровью. При этом прекращение права собственности должно являться крайней мерой ответственности.
Так, на наш взгляд для улучшения основ жилищного законодательства, необходимо предпринять следующие меры, а именно:детально проработать и законодательно урегулировать сферу отношений между арендодателем и потенциальным съемщиком жилья;внедрить электронного документооборота на ипотечном рынке и создать единую информационную системы в жилищной сфере.
Литература:
- Конституция Российской Федерации // Российская газета. — 1993. 25 дек. — № 273.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1994. — № 32. — Ст. 3301.
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 1996. — № 5. — Ст. 410.
- Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ, введен в действие с 1 января 1997 г. с изм. и доп. от 15 сент. 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1996. — № 25.
- Пчелинцева Л. М. Проблемы исследования природы и содержания конституционного права на жилище // URL: http://www.lawmix.ru/comm.php?id=3065.
- Герасимов Р. А. Конституционное право на жилище и механизм его реализации: Автореф. на соискание ученой степени кандидата юридических наук. СПб.: Издательство юридического института, 2006.
- Маслей С. Э. Некоторые проблемы правового регулирования жилищных отношений // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2011. № 2 (27). С. 102–106