В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Ключевые слова: коммуникативные УУД, младшие школьники с ЗПР, начальная школа, диагностика, мониторинг, оценка.
Современный этап развития общества претерпевает большие изменения, которые касаются и системы образования нашей страны. Главное направление, внедряемое в эту систему — инклюзия. Она подразумевает включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательный процесс вместе с другими обучающимися. Основная цель инклюзивного образования — это развитие личности обучающихся с ОВЗ и облегчение их социальной адаптации.
Важным и необходимым условием успешной социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, а именно детей с задержкой психического развития (ЗПР), является их овладение коммуникативными универсальными учебными действиями (УУД), которые, в свою очередь, являются составной частью речевого общения. В настоящее время у обучающихся с ЗПР возникают большие трудности в овладении данными навыками, что и определяет актуальность нашего исследования.
Цель исследования: отобрать диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Объект: коммуникативные универсальные учебные действия.
Предмет: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Задачи:
- Проанализировать литературу по проблеме исследования.
- Подобрать методику для исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.
Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению [3]. Она представляет собой передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой происходит передача информации и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия — cпособность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельно организовывать речевую деятельности в устной и письменной форме [10].
Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся (ФГОС НОО) с ОВЗ [8] предполагает использование деятельностного и дифференцированного подхода в обучении для развития личности обучающегося с ЗПР, в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающего их успешную социальную адаптацию.
ФГОС НОО ОВЗ выделяет следующие результаты освоения программы:
— Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;
— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
— Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
Таким образом, обследование уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников с ОВЗ должно отражать данные аспекты.
Научный поиск в областях специальной педагогики показывает, что проблема развития коммуникативных УУД у обучающихся с ЗПР до конца не раскрыта. Это подтверждается фактом отсутствия определенных методик исследования уровня сформированности данных навыков. Поэтому важным является разработка такой методики.
Многочисленные психолого-педагогические исследования теоретически обосновывают сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка. Исследование, проведенное Соловьевой С. В. подтверждает, что коммуникативные УУД способствуют психическому развитию школьника, влияют на общий уровень его деятельности [7].
Особенностью обучающихся с ЗПР является медленное формирование и закрепление речевых форм. У них, как правило, отсутствует речевое творчество, отмечается доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения [6].
Для развития коммуникативных УУД у обучающихся с ЗПР необходимо точно знать на каком уровне сформированности находятся данные навыки, как они развиваются в соответствии с переходом ребенка из класса в класс. Для разностороннего изучения данного вопроса мы планируем использовать приемы диагностики, оценки и мониторинга. И прежде, чем знакомиться с методиками, позволяющими выявить уровень сформированности коммуникативных УУД, мы хотим интерпретировать и сравнить понятия «диагностика», «мониторинг» и «оценка».
Педагогическая диагностика — это процесс распознавания различных педагогических явлений и определение их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров [4].
Образовательный мониторинг — система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития [5].
Оценка — характеристика результатов учебной и педагогической деятельности, мнение о качестве и эффективности используемых образовательных технологий [9].
Трактовка данных понятий позволяет нам говорить о специфичности каждого из них. Однако, только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих методов позволит получить разносторонние сведения об образовательном процессе. Поэтому, при выявлении уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР, мы будем пользоваться каждым из этих приемов.
Вопросом диагностики сформированности УУД в начальной школе занимались такие авторы, как А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. В их пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» [1] отражен комплекс, направленный на оценку коммуникативного компонента УУД детей 6,5–7 лет. Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже) и методика «Кто прав?» (Г. А. Цукерман и др.) направлены на выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника. Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман) направлено на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации). Также комплекс предлагает задание для детей 8–10 лет «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»), которое предполагает выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.
Также данный комплекс также использует О. А. Шаталова в своем пособии «Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы» [2], Е. А. Мосявра в работе «Проблема диагностики коммуникативных учебных действий у младших школьников с ЗПР», что говорит о его эффективности и универсальности. Но комплекс, используемый авторами, предназначен для нормально развивающихся школьников.
Для исследования уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР, нами, планируется адаптация вышеуказанного комплекса в соответствии с особенностями данной категории детей, внедрение в исследование трёх групп методов: диагностики, мониторинга и оценки. Адаптация методов исследования в соответствии с возрастом обучающихся в каждом классе начальной школы для выявления динамики (либо её отсутствия) также является одной из наших задач экспериментального исследования.
Литература:
- Асмолов, А. Г. Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.
- Горлушкина, Н. Н. Педагогические программные средства./ Учебное пособие. — СПб: СПб ГИТМО (ТУ), 2002. С. 143.
- Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. – Киров: Аверс, 2001. — 142 с.
- Никишина, И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. — Волгоград. 2007. — 156 с.
- Полонский, В. М. Научно-педагогическая [Текст]: Словарь-справочник /. — М., 1995. — 256с.
- Растянников, А. В. Рефлексивный подход к проблеме формирования групповой способности к совместному творческому мышлению [Электронный ресурс] / А. В. Растянников. — URL:
- http://www.ipras.ru/ponomarev/rgnf/lab/texts/rastyannikov_galperin.pdf (дата обращения: 14.01.2021).
- Соловьева, С. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: от формального подхода к качественной образовательной практике [Текст] / С. В. Соловьева //
- Международный конгресс практиков инклюзивного образования. — 2016. – Т. 15. — С. 344
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: электрон. документ. — URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 17.02.2021).
- Шаталова, О. А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. // М.: Русское слово, 2012.
- Шипицына, Л. М. Азбука общения [Текст]: (Основы коммуникации). Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова и др. — Санкт-Петербург: ЛОИУУ, 1996. — 304 с. — Б. ц.