Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 19.10.2021

Статья просмотрена: 841 раз

Библиографическое описание:

Бобряшова, В. Н. Диагностика, мониторинг и оценка уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития / В. Н. Бобряшова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 241-243. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84740/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматриваются трактовки понятий «коммуникация», «коммуникативные УУД». В тексте статьи находят отражение дифференциация понятий «диагностика», «мониторинг» и «оценка. Также автор представляет обзор методик, подобранных для исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Ключевые слова: коммуникативные УУД, младшие школьники с ЗПР, начальная школа, диагностика, мониторинг, оценка.

Современный этап развития общества претерпевает большие изменения, которые касаются и системы образования нашей страны. Главное направление, внедряемое в эту систему — инклюзия. Она подразумевает включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в образовательный процесс вместе с другими обучающимися. Основная цель инклюзивного образования — это развитие личности обучающихся с ОВЗ и облегчение их социальной адаптации.

Важным и необходимым условием успешной социальной адаптации обучающихся с ОВЗ, а именно детей с задержкой психического развития (ЗПР), является их овладение коммуникативными универсальными учебными действиями (УУД), которые, в свою очередь, являются составной частью речевого общения. В настоящее время у обучающихся с ЗПР возникают большие трудности в овладении данными навыками, что и определяет актуальность нашего исследования.

Цель исследования: отобрать диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Объект: коммуникативные универсальные учебные действия.

Предмет: процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
  2. Подобрать методику для исследования уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития.

Коммуникация — это процесс взаимного обмена информацией между партнерами по общению [3]. Она представляет собой передачу и прием знаний, идей, мнений, чувств. Универсальным средством коммуникации является речь, с помощью которой происходит передача информации и осуществляется воздействие друг на друга участников совместной деятельности.

Коммуникативные универсальные учебные действия — cпособность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использовать правила общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельно организовывать речевую деятельности в устной и письменной форме [10].

Федеральный государственный стандарт начального общего образования обучающихся (ФГОС НОО) с ОВЗ [8] предполагает использование деятельностного и дифференцированного подхода в обучении для развития личности обучающегося с ЗПР, в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающего их успешную социальную адаптацию.

ФГОС НОО ОВЗ выделяет следующие результаты освоения программы:

— Осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составление текстов в устной и письменной формах;

— Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

— Уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

— Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Таким образом, обследование уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников с ОВЗ должно отражать данные аспекты.

Научный поиск в областях специальной педагогики показывает, что проблема развития коммуникативных УУД у обучающихся с ЗПР до конца не раскрыта. Это подтверждается фактом отсутствия определенных методик исследования уровня сформированности данных навыков. Поэтому важным является разработка такой методики.

Многочисленные психолого-педагогические исследования теоретически обосновывают сущность и значение формирования коммуникативных умений и навыков в развитии ребенка. Исследование, проведенное Соловьевой С. В. подтверждает, что коммуникативные УУД способствуют психическому развитию школьника, влияют на общий уровень его деятельности [7].

Особенностью обучающихся с ЗПР является медленное формирование и закрепление речевых форм. У них, как правило, отсутствует речевое творчество, отмечается доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, пониженная речевая активность, бедность речевого общения [6].

Для развития коммуникативных УУД у обучающихся с ЗПР необходимо точно знать на каком уровне сформированности находятся данные навыки, как они развиваются в соответствии с переходом ребенка из класса в класс. Для разностороннего изучения данного вопроса мы планируем использовать приемы диагностики, оценки и мониторинга. И прежде, чем знакомиться с методиками, позволяющими выявить уровень сформированности коммуникативных УУД, мы хотим интерпретировать и сравнить понятия «диагностика», «мониторинг» и «оценка».

Педагогическая диагностика — это процесс распознавания различных педагогических явлений и определение их состояния в определенный момент на основе использования необходимых для этого параметров [4].

Образовательный мониторинг — система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития [5].

Оценка — характеристика результатов учебной и педагогической деятельности, мнение о качестве и эффективности используемых образовательных технологий [9].

Трактовка данных понятий позволяет нам говорить о специфичности каждого из них. Однако, только сочетание, взаимосвязь и взаимодополнение этих методов позволит получить разносторонние сведения об образовательном процессе. Поэтому, при выявлении уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР, мы будем пользоваться каждым из этих приемов.

Вопросом диагностики сформированности УУД в начальной школе занимались такие авторы, как А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. В их пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» [1] отражен комплекс, направленный на оценку коммуникативного компонента УУД детей 6,5–7 лет. Задание «Левая и правая сторона» (Ж. Пиаже) и методика «Кто прав?» (Г. А. Цукерман и др.) направлены на выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника. Задание «Рукавички» (Г. А. Цукерман) направлено на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперации). Также комплекс предлагает задание для детей 8–10 лет «Дорога к дому» (модифицированный вариант методики «Архитектор-строитель»), которое предполагает выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Также данный комплекс также использует О. А. Шаталова в своем пособии «Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы» [2], Е. А. Мосявра в работе «Проблема диагностики коммуникативных учебных действий у младших школьников с ЗПР», что говорит о его эффективности и универсальности. Но комплекс, используемый авторами, предназначен для нормально развивающихся школьников.

Для исследования уровня сформированности коммуникативных УУД у младших школьников с ЗПР, нами, планируется адаптация вышеуказанного комплекса в соответствии с особенностями данной категории детей, внедрение в исследование трёх групп методов: диагностики, мониторинга и оценки. Адаптация методов исследования в соответствии с возрастом обучающихся в каждом классе начальной школы для выявления динамики (либо её отсутствия) также является одной из наших задач экспериментального исследования.

Литература:

  1. Асмолов, А. Г. Как проектироватьуниверсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / [А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др.]; под ред. А. Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. — 151 с.: ил.
  2. Горлушкина, Н. Н. Педагогические программные средства./ Учебное пособие. — СПб: СПб ГИТМО (ТУ), 2002. С. 143.
  3. Жуков, Ю. М. Диагностика и развитие компетентности в общении [Текст] / Ю. М. Жуков, Л. А. Петровская, П. В. Растянников. – Киров: Аверс, 2001. — 142 с.
  4. Никишина, И. В. Диагностическая и методическая работа в дошкольных образовательных учреждениях. — Волгоград. 2007. — 156 с.
  5. Полонский, В. М. Научно-педагогическая [Текст]: Словарь-справочник /. — М., 1995. — 256с.
  6. Растянников, А. В. Рефлексивный подход к проблеме формирования групповой способности к совместному творческому мышлению [Электронный ресурс] / А. В. Растянников. — URL:
  7. http://www.ipras.ru/ponomarev/rgnf/lab/texts/rastyannikov_galperin.pdf (дата обращения: 14.01.2021).
  8. Соловьева, С. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: от формального подхода к качественной образовательной практике [Текст] / С. В. Соловьева //
  9. Международный конгресс практиков инклюзивного образования. — 2016. – Т. 15. — С. 344
  10. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс]: электрон. документ. — URL: https://base.garant.ru/70862366/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/ (дата обращения: 17.02.2021).
  11. Шаталова, О. А. Диагностика уровня сформированности универсальных учебных действий у учащихся начальной школы. // М.: Русское слово, 2012.
  12. Шипицына, Л. М. Азбука общения [Текст]: (Основы коммуникации). Программа развития личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками (для детей от 3 до 6 лет) / Л. М. Шипицына, О. В. Защиринская, А. П. Воронова и др. — Санкт-Петербург: ЛОИУУ, 1996. — 304 с. — Б. ц.
Основные термины (генерируются автоматически): действие, начальная школа, психическое развитие, выявление уровня, совместная деятельность, школьник, образовательный процесс, письменная форма, речевое общение, успешная социальная адаптация.


Похожие статьи

Проблема развития лидерских качеств старших подростков

В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных ...

Особенности развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В статье описаны особенности развития регулятивных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Проанализированы научные исследования по данной теме, приведены данные самостоятельного исследования на ба...

Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Физические диктанты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

В статье рассматриваются вопросы разработки форм физических диктантов, выполнение которых способствует формированию таких познавательных общеучебных универсальных действий как «структурирование знаний» и «осознанное и произвольное построение речевого...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются приемы использования театрализованных игр для формирования определенных коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра. Приведены примеры использования коммуникативных игр, алгоритм игр-имитаций, напр...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Похожие статьи

Проблема развития лидерских качеств старших подростков

В статье рассматриваются понятия «лидер», «лидерство», «лидерские качества», приводятся классификации лидеров, дается описание методики «Методика для изучения социализированности личности учащегося». Приводится анализ эмпирических данных, полученных ...

Особенности развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи

В статье описаны особенности развития регулятивных универсальных учебных действий (УУД) у младших школьников с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Проанализированы научные исследования по данной теме, приведены данные самостоятельного исследования на ба...

Арт-терапия как один из методов формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи в условиях реализации ФГОС НОО ОВЗ

Статья посвящена проблеме формирования коммуникативной компетенции у младших школьников с нарушениями речи и преодолению школьной дезадаптации посредством применения арт-терапии на коррекционных и логопедических занятиях. Представленный материал осно...

Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы

Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...

Физические диктанты как средство формирования познавательных универсальных учебных действий

В статье рассматриваются вопросы разработки форм физических диктантов, выполнение которых способствует формированию таких познавательных общеучебных универсальных действий как «структурирование знаний» и «осознанное и произвольное построение речевого...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в условиях дополнительного образования детей 11–12 лет

В статье рассматривается процесс формирования коммуникативных универсальных учебных действий (КУУД) в условиях занятий школьников в секции по мини-футболу в школе. Автором предложены и апробированы в учебно-тренировочном процессе приемы формирования ...

Приемы использования театрализованных игр для формирования коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра

В статье рассматриваются приемы использования театрализованных игр для формирования определенных коммуникативных умений учащихся с расстройствами аутистического спектра. Приведены примеры использования коммуникативных игр, алгоритм игр-имитаций, напр...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Формирование интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей с общим недоразвитием речи

В статье рассматривается проблема формирования интеллектуальной готовности к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи третьего уровня. Приводятся определения понятия «интеллектуальная готовность» с точки з...

Задать вопрос