В статье рассматриваются вопросы о формировании культуры общения, выявление специфики становления личности обучающегося в процессе познавательной деятельности и усвоения знаний в учебном пространстве.
Речь человека — это показатель его интеллекта и культуры. Чем речь точнее, образнее выражает мысль, тем значительнее человек как личность и тем ценнее он для общества. К сожалению, повседневная речь не только младших школьников и старшеклассников, но и студентов и даже дипломированных специалистов не отвечает этим качествам.
Традиционно обучение русскому языку было ориентировано, прежде всего, на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками. Сегодня назначение предмета «Русский язык» выражается в иных представлениях. Важным становится развитие личности школьника, способного жить и трудиться, творчески реализовывать себя в обществе XXI века. Выдвигаются новые требования к выпускнику современной начальной школы, к тем его качествам, которые призвана развить и сформировать школа. Развитие личности, интеллектуальное, нравственное, становится приоритетом образования и воспитания в школе. Такое требование обосновано в Федеральном государственном образовательном стандарте (второго поколения) начального общего образования. Социокультурная цель изучения русского языка становится приоритетной и понимается как формирование коммуникативных компетенций учащихся, овладение которыми необходимо каждому культурному человеку.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира [1].
Сегодня уже стало очевидным и признанным, что для российского образования коммуникативная традиция не нова [2]. Ее утверждение в модернизируемой системе общего основного образования требует усиления коммуникативного компонента содержания обучения по всем предметам гуманитарного цикла за счет внедрения коммуникативных и информационных технологий в учебный процесс, в том числе и при изучении предмета «Русский язык».
В связи с этим в качестве конечного результата изучения курса русского языка в школе выдвигается языковая личность — не усредненный носитель языка, а человек, обладающий способностью осуществлять речевую деятельность во всех ее фазах, формах и видах.
Одним из основных для человека умений является способность правильно и выразительно говорить. Это дает ему возможность находить общий язык с другими людьми, поддерживать с ними добрые отношения. У говорящего появляется уверенность в себе, что немаловажно для становления его как личности.
Снижение уровня культуры речи, употребление жаргонов и просторечий, вульгаризмов, нецензурных выражений, заметное снижение уровня овладения речью и культурой поведения — все это заставляет педагогов активно искать средства против таких тенденций. Одним из путей решения этой проблемы является работа по формированию культуры речевого общения у младших школьников в системе уроков русского языка.
Культура речевого общения — это важная часть урока русского языка, и, как и все новое, она неоднозначно воспринимается учителями, часто, к сожалению, с трудом находит признание в школе, особенно в начальных классах. Педагоги считают формирование культуры речевого общения никчемной тратой учебного времени. Подобное положение дел не может не вызывать недоумения и даже некоторого опасения. Ведь наблюдения за речью и общением учеников говорят об острой необходимости этой составляющей урока русского языка, на котором бы детей учили правильно, красиво и убедительно говорить, слушать собеседника, корректно вести дискуссию.
Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, чувствами, сопереживать, искать понимания и т. д. Каналом связи с другими людьми является общение.
Целенаправленная, систематическая работа по развитию культуры речевого общения начинается с приходом детей в школу. Именно в начальных классах закладываются правила культуры речевого общения: основы вежливости, точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя в школе, дома, на улице и в общественных местах. Если элементарные нормы культуры речевого общения не привиты детям с ранних лет, то позднее приходится восполнять этот пробел и нередко позволить проводить более трудную работу: перевоспитывать школьников, у которых укоренились отрицательные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу развития у них более тонких и сложных проявлений культуры речевого поведения: такта, деликатности, непринуждённости и т. д.
Лексика человеческих отношений многочисленна и разнообразна, как многолики и разнообразны сами человеческие отношения. Использование на уроках русского языка такой лексики имеет огромное значение в воспитании правильных норм поведения и общения. Известно, что для учащихся начальной школы характерна возрастная потребность стремиться к хорошему, доброму, они хотят выразить своё отношение в словах. Этому подчас препятствует отсутствие в лексиконе детей таких слов, как доброта, чуткий, отзывчивость, преданный и т. д.
Анализ учебников русского языка для начальной школы показал, что лексика в них разнообразна: в книгах много текстов о Родине, труде, дружбе. Между тем нет таких слов, как гостеприимство, верность, милосердие, тактичный и т. д. Работа с данной лексикой необходима для развития культурного общения между школьниками. Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, фантастикой, ложными кумирами и понятиями, что зачастую порождает агрессивность, жестокость, культ насилия. Именно поэтому так важно вызвать интерес к родному слову, правильно научить своего маленького ученика общаться.
Поэтому на уроках русского языка необходимо использовать упражнения, которые включали в себя лексику человеческих отношений и способствовали развитию навыков культуры общения младших школьников.
Изучение лексики человеческих отношений даст учащимся больше знаний о языке, позволит сформировать у детей нравственные представления. С целью обогащения словаря учащихся данной лексикой на уроках русского языка можно использовать задания следующего характера:
- Узнавание в тексте слов, относящихся к лексике человеческих отношений.
- Подбор к детскому слову синонимов и нахождение их в тексте, выяснение сходство и различие значении.
- Подбор к данному слову антонимов, нахождение в тексте антонимических пар и выяснение их значений.
- Работа с пословицами и поговорками.
- Работа со словарями.
Указанные задания должны быть комплексными, чтобы заставить ребенка одновременно думать, сопоставлять, рассуждать.
При введении урока учитывается отбор лексического материала, с которыми дети встречаются в речи окружающих, в учебниках, газетах и журналах: верный, внимание, доброта, добрый, дружба, дружный, ласка, ласковый, нежность, нежный, совесть, совестливый, уважение, уважаемый, ложь, лживый, правда, правдивый.
Можно провести упражнения, в которых использовались слова данной тематической группы.
1. Найдите пословицы с близкими по смыслу словами:
а) Скупой глядит — как бы другому не дать, а жадный глядит — как бы у другого отнять.
б) Клевета и ложь — не одно и то же. Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.
— Кого называют щедрым человеком, а кого — скупым? Как люди оценивают щедрость, а как — скупость?
2. Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
Старая дружба и в огне не горит, и воде не тонет. Друга за деньги не купишь. Не одежда красит человека, а добрые дела.
3. Перечислите качества людей, о которых рассказывают пословицы:
а) Моя хата с краю, я ничего не знаю.
б) В чужой лодке всегда больше рыбки.
в) Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.
(Равнодушие, зависть, жадность)
Работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отношений имеет большое значение для формирования навыков культуры общения.
От внутренней культуры в значительной мере зависит культура внешняя. Но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру — заставляет учащихся быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой.
С первых шагов самостоятельной жизни ребенок начинает практически познавать человеческие взаимоотношения. Мир человеческих взаимоотношений очень сложен. Внешняя небрежность в отношениях с людьми, грубость, невнимательность постепенно формируют соответствующие качества личности. Поэтому нельзя пренебрегать внешней формой речевого поведения, считать ее несущественной, неважной.
Формирование личности ребенка является целостным процессом. Поэтому решение любой конкретной воспитательной задачи, так или иначе, отражается на личности ребенка в целом, влияет на весь его внутренний мир, определяет те или иные формы привычного для него речевого поведения.
Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых — родителей и педагогов — на усвоение ребенком знаний, умений и навыков, т. е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно — нравственному воспитанию и становлению личности.
Очевидно, что недостаточное внимание к личности ученика в процессе развития речи, преимущественная ориентация применяемых методов обучения на деятельность учащегося, нередко в ущерб его личности, оборачиваются большими педагогическими просчетами. Это заставляет со всей остротой поставить вопрос о формировании культуры речевого общения младших школьников на уроках русского языка.
Школа ставит перед собой задачу — воспитание подлинно культурных людей, а культура невозможна без знания общечеловеческих правил речевого общения.
Литература:
- Завацкая Г. С. Компетентностный подход в методике преподавания русского языка // http://www.rusnauka.com/8. NPE 2007/ Philologia/20933.doc.htm.
- Матьяш О. И. Что такое коммуникация и нужно ли нам коммуникативное образование. // Теория коммуникации & прикладная коммуникация. Вестник Российской коммуникативной ассоциации, выпуск 2 / под общей ред. И. Н. Розиной. — Ростов н/Д: ИУБиП, 2004. — 244 с. — C. 103–122;
- О. И. Матьяш, С. А. Биби Коммуникативное образование в России: история и современность // Сибирь. Философия. Образование, 2003. № 7. — С.60–76.