Особенности волевого дефицита осужденных с выученной беспомощностью, поиск возможных мер по ее профилактике | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (385) октябрь 2021 г.

Дата публикации: 20.10.2021

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Хрушкова, К. А. Особенности волевого дефицита осужденных с выученной беспомощностью, поиск возможных мер по ее профилактике / К. А. Хрушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 43 (385). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/archive/385/84758/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье представлены зарубежные и отечественные подходы к формированию и развитию силы воли, раскрыты компоненты успешного прививания волевых качеств лицам, отбывающим наказание, а также рассмотрены первопричины возникновения беспомощного состояния в контексте волевого дефицита, выявлены меры дальнейшей профилактической работы.

Ключевые слова: выученная беспомощность, ресурс, сила воли, поисковая активность, вера, смысложизненные ориентации.

Неподконтрольность собственной жизни, невозможность достижения результата независимо от приложенных усилий, состояние бессилия, ощущение напрасности проявленной активности — все это в полной мере отражает состояние выученной беспомощности.

Исследования среди осужденных показали, что актуальными состояниями на период отбывания наказания являются отчужденность, недоверчивость, подозрительность, некоторая озлобленность, внутреннее переживание вины и обиды, которое зачастую выражается в проявлении агрессии, тревоги и пр. Длительное пребывание в таком состоянии неизбежно истощает человеческий ресурс, что в свою очередь приводит к пассивности, преобладанию депрессивных тенденций и пр.

Большинство психологических ресурсов базируется на придании психике человека определенного смысла. Именно смысложизненные ориентации позволяют человеку мобилизовать себя в трудной ситуации, помочь в достижении цели, запустить энергетический потенциал и др. [1, с. 28].

Существует мнение о том, что «жизненная энергия» не покидает человеческий организм так легко и безвозвратно (Г. Селье). Человек, как сложная биологическая система, обладающая социальными навыками, настроена на выживание в неблагоприятной окружающей среде. По этому поводу было проведена масса исследований и все как один доказывают, что человек обладает выживаемостью [1, с. 29].

Несмотря на нахождение в экстремальных условиях, поисковая активность, ресурсное состояние значительно снижается в виду отсутствия смысла жизни самих заключенных. В работе Энжел и Шмайл такое поведение, отказ от поисковой активности описывается как защита психики от неблагоприятных факторов [1, с. 29].

Согласно исследований психологии веры, ощущение полноты жизни у личности возникает, когда человек реализует свои идеалы, продвигаясь к великой, глобальной цели. В противном случае, если наблюдается слабое понимание, для чего он живет, теряется способность оценить собственные возможности и в жизненной борьбе не устоять [2, с. 284]. Исследования психологии веры привели к тому, что именно смирение может стать способом принятия неудачи и стать ресурсным состоянием в ситуации отсутствия смысла, беспомощности [2, с. 285]. Самоуважение выступает предпосылкой личностного развития [2, с. 284].

Среди отечественных специалистов, в работе которых отражены мотивационные и волевые компоненты к активизации личностного потенциала, можно отметить исследования Ротенберга В. С., Арвашарского В. В. (2015), которые раскрывают понятие «поисковой активности» личности.

По мнению Ротенберга В. С., Арвашарского В. В. поисковая активность обладает стимулирующим действием на организм человека и повышает его устойчивость к стрессам [1, с. 26]. Она своего рода «лекарство» от бессилия. В случае неудачи она влияет на переоценку, переосмысление ситуации или на изменение самого прогноза, т. е. на отыскание новых шансов, не учтенных в процессе формирования безнадежного прогноза. При неблагоприятных обстоятельствах ресурсом для выживания и восстановления может выступать множество факторов: творчество, социальная среда, саморазвитие и пр. А иммунизация от выученной беспомощности заключается в равномерном чередовании успехов и неудач (50:50) [1, с. 32].

В современном мире активно проводятся исследования в вопросах развития и укрепления силы воли. Зарубежная точка зрения относительно силы воли в целом базируется на той идее, что необходимо контролировать свои импульсы, следить за своим состоянием (психоэмоциональным и физическим), а также применять позитивные установки, размеренность и методичность в постановке своих целей.

Макгонигал К. в своей работе отмечает, что когда индивид проигрывает в чем-либо, у него возникает искушение во всем обвинить самого себя. При этом человек считает себя слабым, ленивым, склонным к самоупрекам и самоукорам. Однако истинная трудность заключается в том, что мозг человека находится в состоянии, которое плохо подходит для самоконтроля. В случае если индивид пребывает в постоянном стрессе, сила воли ослабляется и вместо уверенного и уравновешенного «Я» приходит эмоциональное и импульсивное «Я». Согласно ее исследований нарушение силы воли может быть скорректировано определением истинного мотива своего поведения в той или иной ситуации [5, с. 91].

Трейси Б. в своей работе подход к развитию силы воли рассматривает как умение полностью сосредоточиться на нужной задаче и выполнить ее от начала и до конца.

Изучая волевой компонент, Мишел У. показывает, что люди, которые умеют откладывать удовольствие, способны достигать в жизни гораздо более впечатляющих результатов.

В отечественной психологии вопросами воли занимался В. И. Селиванов (1949), который выделил сознательную самостимуляцию волевых усилий, а именно самоободрение, самоодобрение, самоприказ [4, с. 138]. Автор отметил, что волевое усилие не возникает спонтанно. Оно формируется под влиянием самостимуляции, являющейся психологическим механизмом волевой активности.

О важности развития и поддержания на должном уровне волевых качеств осужденных в период отбывания наказания описано в работах Дмитриева Ю. А., Казака Б. Б. Без осуществления контроля происходит ослабление усилий, проявляемых во время полезной деятельности, поскольку основными мотивами прежде всего были боязнь наказания или получение льгот [3, с. 408].

В пенитенциарной практике отмечено, что у заключенных процесс преодоления трудностей и достижения цели имеет импульсивный характер. В волевом действии осужденных часто выпадает этап планирования, в итоге для завершения действия спецконтингенту не хватает выдержки и настойчивости. Трудности преодолеть они не способны, достичь положительных целей не представляется возможным в полной мере [6, с. 159–162]. Поэтому цели достигаются либо только частично, либо заменяются легкодоступными, либо заменяются отрицательными, а на протяжении срока отбытия наказания порой чередуются, что делает поведение спецконтингента неустойчивым.

Таким образом, волевой компонент осужденных поддерживается внешними условиями, а значит, создает искусственную среду для поддержания волевой сферы. Однако в данном случае можно заключить, что не формируется внутреннее осознание необходимости развития волевых качеств у заключенных, если рассматривать их с позиции парадигмы личностного роста. Контроль поведения обеспечивается жестким приучением к правилам и нормам без важного аспекта, а именно — внутреннего выбора самого человека.

Заключенные находятся в ситуации подавления воли, вызванной изоляцией, а также принудительными условиями жизнедеятельности (соблюдение правил внутреннего распорядка с одной стороны и криминальные нормы и установки с другой и пр.). Т. е. они не способны проявлять полноценную самостоятельность, делать выбор, контролировать свои предпочтения.

Зачастую стремление к выражению собственной воли и своего внутреннего «Я», «Эго» находит выражение в протестном и импульсивном поведении в исправительном учреждении.

Этот момент в свою очередь снижает эффективность проведенных коррекционных мероприятий и усложняет задачу для персонала учреждения, поскольку требует длительного комплексного подхода: воспитательного, психологического и медицинского. Однако и в этом случае эффект может быть не достигнут в полном объеме.

В рамках исследования коррекционная работа со спецконтингентом, с нашей точки зрения, должна иметь под собой цель изменение когнитивных настроек личности, изменение восприятия ситуации заключения как «страшного», «ужасающего». Формирование установки на то, что срок отбывания наказания — это не процесс бесправного подчинения, а развития своего внутреннего потенциала путем укрепления своей силы воли, активации поисковой активности личности является одним из основных векторов работы с осужденными. Также большой вес имеет профилактика потребительского отношения к жизни среди спецконтингента, преодоление сибаритства (бездельничания, празднолюбия, избалованности), потворства себе и своим импульсивным потребностям.

В связи с этим в социально-психологическом и воспитательном блоке по работе со спецконтингентом мы предлагаем обратить внимание на следующие моменты:

  1. Поскольку эффективное развитие волевых качеств осужденных лишь силами психологического воздействия малодостижимо, поэтому проработка данного вопроса требует комплексного подхода и активного участия заинтересованных лиц других служб и отделов, направленного на формирование размеренности и методичности в постановке своих целей, самостимуляции осужденных, чередовании успехов и неудач, умении полностью сосредоточиться на нужной задаче. В свою очередь это будет служить глобальной цели — исправлению, повышению навыков социально-приемлемого, адаптивного поведения.
  2. Корректировка поведения и коммуникативных навыков сотрудников может значительно повлиять на общую тональность взаимодействия с осужденными. Сохранение уважения к себе и окружающим может стать ключевым компонентом формирования устойчивой самооценки и самоуважения спецконтингента, укрепление их веры в то, что «лучшее» возможно.
  3. Актуален вопрос способствованию саморазвития спецконтингента, когнитивных и творческих особенностей. Введение нововведений в развитие трудовой, учебной деятельности, обновление перечня предлагаемых профессий будет благотворно сказываться на личностном развитии осужденных.
  4. Укрепление нравственности и духовности спецконтингента способно оказывать плодотворное воздействие на развитие смысложизненных ориентаций и формирование целей в жизни. Воспитывая в душах добродетель, в свою очередь укрепляется вера в себя и свое будущее, задаются правильные полезные жизненные ориентиры, формирует ресурсное состояние.

Литература:

  1. Аршавский В. В., Ротенберг В. С. Поисковая активность и адаптация / В. В. Аршавский — «Издательские решения», 2015 г. С. 121.
  2. Грановская Р. М. Психология веры. 2-е изд., Мастера психологии, изд. Питер, 2020, С. 480.
  3. Дмитриев Ю. А. Казак Б. Б. Пенитенциарная психология. Высшее образование, 2007, С. 688.
  4. ИльинЕ. П. Психология воли. Е. П. Ильин — «Питер», 2009 —«Мастера психологии» С. 338.
  5. Макгонигал К. Сила воли. Как развить и укрепить / Келли Макгонигал; пер. с англ. Ксении Чистопольской. — 9-е изд. — М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. — 304 с.
  6. Скрипка Л. В. Особенности изучения воли впервые осужденных к лишению свободы уголовно-исполнительное право, Рязань, стр. 159–162, 2014 г.
Основные термины (генерируются автоматически): поисковая активность, сила воли, выученная беспомощность, ресурсное состояние, волевое качество осужденных, достижение цели, нужная задача, период отбывания наказания, полная мера, психология веры.


Похожие статьи

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Похожие статьи

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Личностные детерминанты формирования одиночества у студентов вуза

В статье проводится теоретический анализ понятия одиночества в психологии, рассматриваются причины формирования и особенности проявления одиночества. Эмпирически изучены личностные детерминанты формирования одиночества как психического состояния у ст...

Графическое обоснование адаптивной физической культуры как технологии реабилитации детей с расстройствами аутистического спектра

В статье идет речь о методе коррекции аутизма средствами адаптивной физической культуры, цель и задачи ее применения, которые обоснованы графически. Выстроены конкретные рекомендации для занятий адаптивной физической с детьми с РАС, обоснованы средст...

Проблема высокой тревожности учащихся младшего школьного возраста и ее коррекции в современных условиях

В данной статье рассматриваются теоретические аспекты тревожности детей младшего школьного возраста в современных условиях, проблемы эффективного подбора практических методических инструментов по коррекционной работе по снижению высокого уровня трево...

Развитие эмоциональной сферы у ребенка младшего школьного возраста

В статье анализируются результаты формирующего эксперимента, направленного на развитие эмоциональной сферы ребенка младшего школьного возраста. Приводятся результаты первичной диагностики, позволившей очертить круг проблем, описывается программа форм...

Психологические особенности аутодеструктивного поведения современных подростков

В статье рассмотрен феномен «аутодеструктивности», приведены основные теоретические подходы к изучению данного феномена. Определены личностные характеристики подростков, склонных к аутодеструктивному поведению и подростков без склонности. Также предс...

Проблема мотивации учебной деятельности у детей младшего подросткового возраста с девиантным поведением

В статье описывается теоретические аспекты влияния мотивации на учебную деятельность у детей с девиантным поведением обучающихся в среднем звене. Излагаются результаты исследования, направленные на выявление содержательных и структурных особенностей ...

Психологический анализ биографических эпизодов наркозависимых

В статье представлены результаты диагностики типов личности и стилей семейного воспитания лиц подросткового и юношеского возраста, проходящих лечение от наркотической зависимости. В статье приводятся биографические выдержки молодых людей, позволяющие...

Психологические факторы формирования синдрома эмоционального выгорания в профессиональной деятельности психолога

В статье проводится теоретический анализ понятия «синдром эмоционального выгорания», рассматриваются причины его формирования в профессиональной деятельности психологов. Эмпирическое изучение профессионально-важных качеств, отсутствие которых приводи...

Технология личностно-ориентированного обучения

В данной статье раскрыты особенности и задачи личностно-ориентированного обучения, обозначены методы, способствующие развитию мышления учащихся, проявлению самостоятельности и инициативности. Автором подчеркнута необходимость создания условий для выб...

Задать вопрос