Работа посвящена изучению истории развития и становления текстологии как науки на примере работ зарубежных исследователей.
Ключевые слова: текстология, история текста, литературоведение, критическое прочтение, герменевтика, рукопись, психологизм.
Для того чтобы точно и объективно определить сущность текстологии как вспомогательной дисциплины литературоведения, необходимо обратиться к этимологии слова «текстология»: итак, с латинского textus — это ткань, сплетение, с греческого logos — наука. Текстология — область филологической науки об истории литературных и фольклорных текстов и принципах их издания [1]. Также сюда можно отнести научные тексты, связанные с исследованием литературы, фольклора и языка. Как гласит латинская поговорка: «у рукописей, так же, как и у книг есть своя судьба и своя история». Текстология изучает рукописи, прижизненные и посмертные издания литературных произведений, дневников, записных книжек, писем и записи устного народного творчества [2].
В зависимости от объекта исследования различают следующие отрасли текстологии: текстология античности, средневековый фольклор, восточная литература, литература Нового времени, исторические и лингвистические источники. Такое разнообразие не мешает считать науку единой. В системе филологических знаний текстология занимает вполне определенное и самостоятельное место. Она тесно связана с теорией и историей литературы, служит основой для литературоведения и исторического источниковедения.
В XIX веке происходит настоящий переворот в развитии текстологии. Так, например, во Франции с середины XIX века особенное внимание уделялось вопросам текстологии. К новшествам можно отнести то, что тексты произведений начинают пониматься «критически», при этом качество сохранения оригинального текста уже не играло ключевую роль для их издания. Возможным и позволительным стали реконструкция и контаминация текстов.
XX столетие охарактеризовалось вторым по счету «революционным переворотом», который состоит в попытке «прочесть» текст по-новому: теперь «критическое прочтение» текста неотъемлемо от психологизма.
В результате подобных стараний в текстологии по мнению исследователей возникли такие понятия как: воля автора, творческая воля автора, творческая история текста, литературная история памятника и др.
Обращаясь к зарубежной текстологической науке необходимо отметить ее многовековую историю. Развитие текстологии в Европе условно можно поделить на несколько этапов, каждый из которых тесно связан с развитием всей европейской науки, культуры и общественной жизни в целом. Так, филология эпохи Античности охарактеризовалась активным применением текстологических методов и приемов в исправлении, толковании и комментировании текстов различных памятников. Текстология того времени в основном представляла собой «библейскую критику», ранний этап развития которой связан с именами таких философов, как Порфирий, Цельс, Ориген. Их практический опыт стал основой для последующего развития библейской критики, которая позднее стала приобретать научный характер. Таким образом, к XVII–XIX векам благодаря работам таких учёных, как И. С. Землер, Б. Спиноза, Д. Ф. Штраус, Г. В. Ф. Гегель были заложены основы принципов научного анализа библейских книг.
Большой вклад в развитие текстологической науки в Европе XIX века внесла немецкая историко-философская школа яркими представителями которой стали немецкий профессор И. Беккер и его последователь Леопольд фон Ранке.
Считается, что новейшая филологическая критика текста была разработана немецким филологом Карлом Лахманом. Так Д. С. Лихачев в своем труде подробно описывает идеи немецкой школы, в частности теорию К. Лахмана. Ему принадлежит теория «общих ошибок», выявление этих «общих ошибок» показало, что рукописи имеют схожее происхождение [3]. Метод выдвинутый К. Лахманом был увлекателен своей простотой. Реконструкция истории текста зависела теперь только от терпения текстолога. Идеи К. Лахмана получили дальнейшее развитие и в работах Пражской школы текстологии. Его научная теория и практическая работа развивались в основном в историко-филологическом направлении текстологии.
Отличительными чертами данной теории можно считать следующее:
- Наличие устойчивых норм
- Следование строгой методике
- Построение теории на количественном соотношении деталей
- Применение критической обработки античных текстов к литературе немецкого Средневековья
Однако теория К. Лахмана не была универсальной, в связи с этим была подвергнута большой критике. Так Ш. Бедье называл теорию «общих ошибок» Лахмана «изумляющим законом».
С появлением научной школы текстологии г. Лансона (Франция), XX век запомнился активной деятельностью парижского Института истории древних текстов. Так, начало 1970-х годов было ознаменовано активным развитием молодого текстологического направления — генеративной критики. Основным центром развития данного направления был Институт современных текстов и рукописей в Париже. В основном генеративная критика была направлена на изучение происхождения и движения текста, а также на воспроизведение всех этапов его создания в процессе письма. Основатели текстологии Нового времени считаются Р. Бентли, Х. Порсон, И. Рейске, Фр.-А. Вольф, Г. Герман.
Следует отметить, что в рамках генеративной критики не отдавалось предпочтение какой-либо одной из его редакций. А это значит, что последний авторский текст не имеет каких-либо преимуществ перед первоначальным черновиком, они просто представляют собой разные стадии жизни памятника. Таким образом, выделение в истории текста особые формы произведений отвечают логике различных, сталкивающихся между собой возможностей. Итак, генеративная критика позволяет во многом расширить проблематику текстологического исследования.
Литература:
- Текстология // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. — Институт научной информации по общественным наукам РАН: Интелвак, 2001. — Стб. 1064–1066–1596 с.
- Д. С. Лихачев Текстология: Краткий очерк. — М.—Л.: Наука. 1964 С.101
- А. Л. Гришунин «Исследовательские аспекты текстологии» Наследие Москва 1998 С. 12–17