В данной статье автор описывает педагогический опыт работы в МБДОУ «Детском саду № 2» г. Меленки Владимирской области по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.
Ключевые слова: сенсорное развитие, дети, дидактические игры, пособия.
Сенсорное развитие ребёнка — это развитие его восприятия, формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. 5.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли) и хорошо известные представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и другие) считали, что сенсорное воспитание является одной из главных сторон в дошкольном образовании 2.
Благодаря сенсорному воспитанию детей раннего возраста идет приток новых впечатлений, что необходимо для нормального общего физического и психического развития ребенка. Известно, что при ограниченности притока впечатлений, ребенок испытывает «сенсорный голод», в результате чего происходят задержка общего развития. Поэтому значение сенсорного развития в раннем возрасте детей дошкольного возраста не стоит недооценивать.
Представляю педагогический опыт работы по созданию условий для сенсорного развития детей раннего возраста посредством использования дидактических игр и пособий.
Целью данной работы является внедрение эффективных механизмов по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий.
Задачи:
- Развитие инициативы педагогов по организации предметной, безопасной, развивающей и социализирующей среды для жизнедеятельности детей через обновление дидактических игр по сенсорному развитию.
- Внедрение эффективных механизмов совершенствования сенсорного и сенсомоторного опыта детей через использование дидактических игр и пособий.
- Распространение опыта работы педагогов в использовании обучающих дидактических игр и пособий в сенсорном развитии детей раннего дошкольного возраста.
Предполагаемые результаты по внедрению данных приемов в работе с детьми:
— Развитие игровой и познавательной сфер каждого ребенка.
— Повышение речевой активности и интереса к играм и пособиям сенсомоторного содержания.
— Осуществление качественного сенсорного развития и воспитания дошкольников, стимулирующее их к активному самопознанию и получению максимальной информации из окружающего мира посредством развивающей предметной среды.
На первом этапе работы определили основные особенности сенсорного воспитания детей раннего дошкольного возраста:
1-й год жизни:
Следует создать для малыша условия, чтобы он мог следить за движущимися игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
2–3 год жизни:
Дети должны научиться выделять, цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине 7.
Главное на данном этапе в работы, чтобы ребёнок умел учитывать свойства предметов во время действий с ними.
На следующем этапе работы мы обогатили предметную развивающую среду группы, подготовили дидактические игры и пособия.
В различных видах деятельности дидактические игры и пособия использовали по-разному. Свойства предметов дети постигали в организованной образовательной деятельности, а в самостоятельной деятельности позволяли детям сосредоточиться на решении более сложных конструктивных задач. В оформлении предметной развивающей среды придерживались зональности. Время игр для детей не регламентировали.
С учетом сенсорного развития оформляли зону еды: родители приносили салфетки разного цвета, вырезали снежинки разной формы, складывали цветы, делали вместе с детьми. См. рис. 1,2,3.
Рис. 1.
Рис. 2.
Рис. 3.
Подобрали детскую посуду и нарядили кукол в одежду разного цвета. См. рис. 4,5.
Рис. 4.
Рис. 5.
Продумали варианты пособий и предметов для дидактической игры «Разложи (найди) по цвету». См. рис. с 6 по 16.
Рис. 6. Рис. 7.
Рис. 8.
Рис. 9.
Рис. 10.
Рис. 11. Рис. 12.
Рис. 13.
Рис. 14.
Рис. 15.
Рис. 16.
Дидактическая игра «Веселые гномы»:
Рис. 17.
Дидактическая игра «Спрячь мышку». См. рис. 18, 19.
Рис. 18.
Рис. 19.
Игра с разноцветными прищепками. См. рис. 20, 21.
Рис. 20.
Рис. 21.
Дидактическая игра «Наряди елочку на Новый год» (раскрась жирафа, божью коровку). Рис. 22–24.
Рис. 22.
Рис. 23. Рис. 24.
Дидактическая игра «Собери урожай» (большое//маленькое). См. рис. 25.
Рис. 25.
Варианты дидактической игры «Собери по цвету» с использованием разных пособий. См. рис. 26, 27.
Рис. 26. Рис. 27.
Дидактические пособия для игры «Вкладыши». См. рис. с 28 по 31.
Рис. 28. Рис. 29.
Рис. 30. Рис. 31.
«Завяжи шнурочки на ботинках по цвету». См. рис. 32.
Рис. 32.
«Найди пару для потерявшейся варежки». См. рис. 33.
Рис. 33.
«Собери пирамидку большую и маленькую». См. рис. 34, 35.
Рис. 34. Рис. 35.
Сшили «Дидактическую юбку» (шнуровка, липучки, кнопки, пуговки, ленточки//завязочки, молнии и т. п.). См. рис. 36.
Рис. 36.
Родители сшили «волшебную подушку» (шнуровка, липучки, кнопки, пуговки, ленточки, молнии и т. п.). См. рис. 37.
Рис. 37.
Сделали «Волшебный зонтик». См. рис. 38.
Рис. 38.
Дидактическая игра «Собери узор из фигур». См. рис. 39, 40.
Рис. 39. Рис. 40.
Обучающие игры в Уголке экспериментирования с водой и песком. См. рис. 41, 42.
Рис. 41. Рис. 42.
На заключительном этапе педагогической работы по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий получены качественные результаты:
— Обновлена и пополнена предметная развивающая среда, стимулирующая детей к активному самопознанию и получению максимальной информации из окружающего мира.
— Усовершенствован сенсорный и сенсомоторный опыт, а так же познавательная сфера детей.
— Накопленный педагогический опыт работы по сенсорному развитию детей раннего дошкольного возраста посредством использования дидактических игр и пособий имеет возможность использования в других областях знаний, влияющих на личное развитие каждого ребенка.
Литература:
- Венгер Л. А. Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников. — М.: Просвещение, 2005. — 424с.
- Венгер Л. А., Пилюгина Э. Г., Венгер Н. Б. Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет. — М.: Просвещение, 1988г.
- Ковалева Л. А. Предметно-развивающая среда в яслях. Журнал «Воспитатель ДОУ» 2008г., № 1 с.24–28.
- Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. — М.: АРКТИ, 2011.
- Лямина Г. М. Воспитание и развитие детей раннего возраста. — М.: Просвещение, 1981г.
- Нечаева И. Ю. Система сенсорного развития детей. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» 2010г., № 1 с.58–70.
- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста. — М.; Мозаика-Синтез, 2009. — 72 с.